Давно уже прочитала книгу «Принц в стране чудес» А.Булыгина, но до сих пор нахожусь под впечатлением. Вот эта книга:
Посвящена она Франко Корелли - «принцу теноров», как его окрестили поклонники. Как известно, «королём теноров» был Энрико Карузо. Корелли в последний раз выступил публично в 1981 году, в возрасте 60 лет. Трон до сих пор свободен…
Почему я постоянно возвращаюсь к этой книге? Да потому, что в ней очень широко освещена вся «оперная» жизнь середины ХХ века. Булыгин, естественно, начинает обзор с теноров, которые пели в 1951 году - дебютном для Корелли. Корелли дебютировал поздно - в 30 лет! Его биография имеет много «белых пятен»; даже дата рождения обозначена весьма условно…
Но нет смысла пересказывать эту книгу. Меня очень удивило несколько фактов, изложенных Булыгиным.
Во-первых, совершенно туманные сведения о детстве и юности Корелли. Родился он в 1921 году, и, естественно, детство и юность прошли при режиме Муссолини. Но, в конце концов, мы часто узнаём об известном человеке именно то, что он сам о себе рассказывает. Иногда рассказывает явно неправду… Корелли был очень закрытым человеком, и никаких «баек» о себе не «травил».
Во-вторых, совершенно удивительные обстоятельства личной жизни певца. Все мы - люди разные, с разными пристрастиями и вкусами. Были слушатели, которые критиковали Франко (трудно в это поверить, но ведь было!) за его голос - «недостаточно гибкий», «слишком громкий» и т. п. Но все отмечали, что внешние данные певца были совершенно замечательными! Злые языки, правда, язвили по поводу его сценических костюмов (иногда - «чересчур роскошных и безвкусных»). Но на то они и злые языки!
Высокий рост (186 см), красивое лицо, стройные ноги - уникальные данные для тенора. И при таких данных, когда поклонницы буквально сходили с ума от певца и вешались на него гроздьями (не отставали и партнёрши по сцене), он не оставил после себя ни единого упоминания о какой-либо интрижке, не говоря уж о громком «романе». Вскоре после дебюта, произошедшего, как я уже упомянула, в тридцатилетнем возрасте, Корелли познакомился с молодой певицей провинциального театра Лореттой Ди Лелио. Лоретта происходила из артистической семьи. Её отец тоже был певцом, и она с самого детства наблюдала, какова жизнь оперного артиста. Девушка «взяла шефство» над начинающим певцом. Наверное, она понимала, что Франко ждёт блестящее будущее… Поженились они не сразу после знакомства, а через несколько лет. Детей у этой пары не было. Прожили они вместе больше сорока лет - удивительное постоянство для артистической среды!
Кстати, это обстоятельство наводило «особо проницательных» знатоков оперы на мысль, что женщины на самом деле Корелли не интересуют (вычитала это уже не у Булыгина, а в одной из статей, размещённых на русскоязычном сайте поклонников певца). Знаменитого тенора якобы видели в некоторых злачных местах, где собирались гомосексуалисты. К досаде журналистов и прочих «разоблачителей», никаких «доказательств» гомосексуальных связей Корелли тоже так и не было выявлено)))
Если честно, то мне всё равно, какая сексуальная ориентация была у этого изумительного певца.
Увидев его Калафа (в записи, естественно), я поняла, как всё-таки много значит для восприятия спектакля сценическая внешность оперного артиста. Конечно, голос - это главное; но если ты видишь, что перед тобой настоящий романтический герой, без скидок на условность жанра, то и музыка воздействует гораздо сильнее… То же можно отнести и к певицам. Думаю, мужчины-слушатели с удовольствием становятся зрителями, когда видят на сцене молодых и красивых певиц (конечно, если у них есть голос).
В-третьих, «продвигаясь» по книге, я с удивлением обнаружила названия многих и многих театров (в основном итальянских), о которых не имела никакого понятия . Ну, мне-то простительно - я дилетант; мне интересно, знают ли наши русские певцы о существовании, скажем, театра в Сполето (Корелли дебютировал там в партии дона Хозе), театра в Равенне, театра в Триесте, театра в Палермо и т.д.? Сколько оперных театров, оказывается, в Италии! В воображении возникают такие же примерно по населению городки в России. Только вот оперных театров там нет(((
И, наконец, в-четвертых-:)) Меня поразило то, с какой страстью начинающий певец Франко Корелли принялся осваивать своё ремесло. Его ровесники уже давно пели, и не первый год. Марио дель Монако, который был старше Корелли на шесть лет, профессионально пел уже десять лет! Путь, который проделал Корелли за короткий отрезок времени - всего несколько лет - вызывает уважение. Уже будучи известным певцом, он поставил себе цель - спеть финал романса Радамеса так, как написал Верди, с «замиранием» на финальной ноте. Певец потратил почти десять лет, но добился своего!
Я почему-то не могу представить себе какого-нибудь нашего тенора, который бьётся над таким «пустяком», как финал романса Радамеса(((
Корелли пел со всеми знаменитыми певцами и певицами своего времени. Все они отмечали одну его особенность: будучи в прекрасной форме, перед началом каждого спектакля этот блистательный тенор дрожал как осиновый лист! Иногда он говорил что-то вроде «Я не в голосе! Я не могу петь!» Как говорится - без комментариев…
Главный вывод, который я сделала, прочитав эту книгу: для Франко Корелли самым главным в жизни было пение. Ежедневные упражнения, репетиции, записи собственного голоса с последующим «разбором полётов», выступления на сцене составляли смысл его существования. И ещё - он чувствовал особую ответственность перед своими зрителями и слушателями. В 55 лет он спел свой последний спектакль, в 60 лет - последний концерт. Не хотел «терять позиции» с возрастом…
Настоящий принц теноров!
Почему я написала этот пост? Гала теноров Мариинского театра, прошедший несколькими днями назад, вызвал у меня грустные размышления… Уверенные в себе (наверное, это правильно - быть в себе уверенным надо), наши тенора бойко выходили к рампе и пели (см. ниже - как). Как хочется, чтобы у нашего зрителя была такая возможность - придти в театр и услышать НАСТОЯЩЕГО тенора, без скидок на отсутствие школы, кризис, вечно «сырой» климат и прочие «объективные» причины…
Стала вспоминать теноров, которых я слышала на протяжении своей жизни («живьём», разумеется), и о которых остались восторженные воспоминания. Не так уж их и много - А.Соловьяненко (слышала только в одном концерте), молодой А.Стеблянко, В.Галузин…. Пару спектаклей Ю.Марусина могу занести в этот список. М.Петрович из Югославии, спевший Эдгардо в «Лючии», произвёл сильнейшее впечатление. Но это была первая «Лючия», которую я слышала… Были и крепкие профессионалы, прежде всего - К.Плужников, «тянувший» на себе весь теноровый репертуар в 70-е годы ХХ века.
Маловато…