Балет Кировского театра 80-х-90-х годов - Евгений Нефф

May 04, 2009 14:01



Евгений Нефф появился в Кировском театре в 1980 году. Учился в Таллиннском хореографическом училище, работал в театре «Эстония». Олег Виноградов охотно приглашал в свой театр людей «со стороны», особенно танцовщиков. Наверное, был не удовлетворён выпускниками Вагановского училища…

Я не помню, когда увидела Евгения Неффа на сцене в первый раз. Может быть, он участвовал в одном из вечеров балета, которые часто давал Кировский театр на сценах различных Домов и Дворцов культуры. На такие вечера я ходила регулярно, потому что попасть на концертную программу в начале 80-х годов было гораздо легче, чем на спектакль в театр. А участниками концертов были все ведущие солисты Кировского; да и молодёжь была интересной. Молодёжи давали шанс выступить в ответственной партии перед большой аудиторией. Очень многих артистов театра я увидела впервые именно в концертах.

А вот первый спектакль с Евгением Неффом, который мне удалось посмотреть, помню прекрасно. Это была премьера «Сильфиды» в 1981 году. Сидела я в седьмом ряду партера, и была совершенно счастлива! В заглавной партии выступила Галина Мезенцева. В Малом оперном театре «Сильфида» шла уже несколько лет, и многие критики считали, что повторять этот спектакль на сцене Кировского театра совершенно ни к чему. Во-первых, спектакль этот камерный; сцена Кировского (Мариинского) театра для него великовата. Во-вторых, в Ленинграде было всего две профессиональные балетные труппы, и у каждой был свой репертуар. Совпадения - самые минимальные. Кажется, только «Жизель» и «Лебединое озеро». «Сильфида», да ещё в той же постановке, что и в Малом (хореографию Бурнонвиля в оба театра переносила Э.-М. фон Розен, ассистировала Е.Виноградова), многим казалась ошибкой в репертуарной политике театра.

Тогда, в 1981 году, я слабо представляла себе такие тонкости, как различие стилей Бурнонвиля и Петипа. В общем, дать оценку танцу Е.Неффа в партии Джеймса я не могу. Конечно, и Евгению, и его партнёрше Мезенцевой горячо аплодировали. Уже потом, задним числом, я поняла, что Мезенцева кое-что упростила в хореографии, потому что она была ей «не по ногам». Но выглядела она необычайно стильно! Было видно, что изображения М.Тальони и Л.Гран балерина изучала очень тщательно.

Я до сих пор не могу понять, почему именно Неффу дали станцевать премьеру. Второй спектакль был за И.Колпаковой и С.Бережным - тоже далеко не идеальным Джеймсом. Наверное, лучшим Джеймсом должен был стать С.Вихарев. По крайней мере, через пару-тройку лет он таковым и являлся. На моей памяти Вихарев и Лунёв были лучшими Джеймсами в театре.

Но вернёмся к нашему герою. Слышала я от некоторых балетоманов, что Евгений Нефф - не самое лучшее «приобретение», сделанное Виноградовым. Мол, и фигура у него далека от идеала, и лицо… Наверное, в чём-то они были правы. Но год за годом Евгений Нефф выходил на сцену прославленного театра всё в новых и новых ролях, и публика его полюбила. Нефф станцевал все главные роли в классике - Альберта, Зигфрида, Дезире, Юношу в «Шопениане», Жана де Бриена, Конрада…Не помню только две партии, которые обычно танцуют виртуозы: Базиля и Солора. Наверное, потому, что виртуозом этот танцовщик не был -) Танцевал он со всеми ведущими балеринами своего времени. А это, как мне кажется, показатель того, что партнёром он был замечательным.

Очень нравился мне Евгений Нефф в «Золушке» (в постановке К.М.Сергеева). Не буду сравнивать этот спектакль со спектаклем А.Ратманского - неблагодарное это дело… В спектакле Сергеева было много находок, и именно партия Принца, как мне кажется, в этом смысле была наиболее интересной. Сам выход Принца поставлен как стремительная вариация, в которой танцовщик делает массу прыжков с заносками; заканчивается она несколькими шагами по ступенькам, ведущим к трону. На этот самый трон Принц и усаживается в финале вариации. На протяжении всего спектакля герой Евгения Неффа был удивительно органичным. Несмотря на то, что он был Принцем, зрители видели перед собой озорного мальчишку, который, увидев Золушку, превращался во влюблённого юношу. Почему-то именно этот исполнитель партии Принца нравился мне больше всего.

Нравился мне он и в «Лебедином озере», причём нравился очень! Евгений Нефф, не будучи "идеальным принцем" чисто внешне,  понимал свои недостатки и создал очень цельный образ мечтательного и романтичного принца Зигфрида. До сих пор помню его в первой картине балета (опять в хореографии К.М.Сергеева, между прочим!). Появляясь на празднике своего совершеннолетия, этот принц был задумчив. Конечно, он чокался с друзьями, пил из кубка, но мысли его были где-то далеко. Этот Зигфрид предчувствовал судьбоносную встречу… Он замечательно проводил сцену с Наставником, с интересом обсуждая какие-то страницы в книге.

В третьей картине, на балу, герой Неффа ждал появления своей возлюбленной. Это было заметно; придворная суета его не очень-то занимала. Станцевав вальс с невестами, «приготовленными» матерью, Зигфрид погружался в думы. И его наречённая являлась - так он думал… Тем страшнее было прозрение Зигфрида, когда он понимал, что неизвестная красавица, явившаяся на бал - это вовсе не Одетта.

Его Альберт был влюблён в Жизель. Он восхищался ею, любовался её красотой. Чувствовалось, что обман тяготил его. В финале спектакля, когда Жизель уплывала в кулису, герой Неффа подходил к кресту, вставал на колено и склонял голову… (помню, что Заклинский в финале просто бросался на крест -). Этот Альберт будет чувствовать свою вину перед Жизелью всю оставшуюся жизнь - так мне казалось.

Оглядываясь назад, я с удивлением вспоминаю, что Неффу удалось станцевать в Кировском театре несколько премьер! Помимо «Сильфиды», он был участником первого состава «Корсара» (Конрад), второго состава «Асият» Кажлаева-Виноградова (партия Юноши; в первом составе был Рузиматов), станцевал и партию Автандила в премьере  «Витязя в тигровой шкуре» Мачавариани-Виноградова. «Витязь», как мне кажется, остался недооценённым  зрителями и критикой спектаклем. Понимаю, что это был далеко не шедевр; но участники «Шкуры» (как окрестили эту постановку зрители буквально сразу же после премьеры) столкнулись с необычной для себя пластикой - а это всегда интересно! Тем более что современных балетов в 80-е годы ставили мало. Герой Неффа - счастливый влюблённый Автандил - встретил несчастного Тариэла, ищущего свою возлюбленную Нестан-Дареджан по всему свету. Автандил не смог пройти мимо незнакомца, охваченного горем, и поклялся помочь ему. «Роль второго плана», как говорят в кино, в этом балете была практически равной роли главного героя, и очень удалась Е.Неффу.

Дезире у Неффа был достаточно стандартным. По крайней мере, не припомню каких-то особенных черт характера этого персонажа.

Жан де Бриен был надёжным партнёром балерины - а это уже немало для такого сложного спектакля, как «Раймонда». На Ленинградском телевидении в начале 80-х годов был снят фильм «Раймонды многоликий образ», в котором партию Раймонды танцевали О.Ченчикова, Г.Мезенцева, Л.Кунакова и Г.Комлева. С Мезенцевой и Комлевой Нефф танцует Сон и Гран па.

С Комлевой у Неффа был сделан очень интересный, берущий за душу номер - «Романс» на музыку Свиридова в постановке Д.Брянцева. Под гениальную музыку двое разыгрывали историю  любящих людей, вынужденных расстаться. Главную партию «вела» балерина; но ей нужен был такой партнёр, который «подхватил» бы её порыв. И Евгений Нефф, как мне кажется, был в этом номере безупречен. Вернувшись ненадолго к ждущей его возлюбленной, герой снова уходил куда-то вдаль. У меня было такое впечатление, что ушёл он навсегда…

Ещё хочется назвать один интересный номер. В 1986 году в Ленинград приехал М.Бежар со своей труппой. Это было важнейшее событие в балетной жизни города! На улицах Ленинграда снимали фильм «Гран па в белую ночь» (он довольно долго продавался в Мариинском театре на кассетах). Для этих съёмок на О.Ченчикову и Е.Неффа Бежар поставил номер «Наш Фауст». Кстати, недавно М.Лобухин на встрече со зрителями показывал фрагмент этого номера, который восстановила Ченчикова.

Как-то незаметно Евгений перестал танцевать в театре ведущие партии и перешёл на мимические. Ещё несколько лет назад видела его в партии Лоренцо в «Ромео и Джульетте». Сколько же лет ему тогда было? Наверное, уже под  пятьдесят…

В 80-е годы среди балетоманов быстро разнеслась новость, что Нефф женился на Светлане Ефремовой - балерине Кировского театра. Первым мужем Светланы, как известно, был сын К.М.Сергеева и Ф.И.Балабиной - Николай Сергеев, погибший в автокатастрофе..  Светлана родила второму мужу сына. Как-то в кулуарах ДК им. Ленсовета, во время очередного балетного концерта, я видела Евгения, прогуливающегося  с маленьким мальчиком среди публики. Мама в тот день танцевала на сцене -) Кажется, в труппе театра сейчас работает Александр Нефф - вот и преемственность поколений!

Я вспоминаю Евгения Неффа с большой теплотой. Это был работящий танцовщик. Главным его достоинством были партнёрские качества. Не показывая чудес в вариациях, он очень умело «подавал» балерину. Мне кажется, партнёрши его любили… По крайней мере, за всё время хождения в театр я не слышала ни об одной размолвке Неффа ни с одной балериной -) Хотя слышала я не очень-то и много, так как закулисная жизнь меня не интересовала.

Вспоминаю какие-то репортажи с премьер (телевизионные), со съёмок, и не могу припомнить ни одного интервью с Евгением - ( Не было о нём и какой-либо заметной телепередачи-(  Наверное, потому, что был он «не совсем своим». Может быть, я что-то упустила? Хотя - вряд ли… Мне обидно за этого танцовщика, отдавшего сцене Мариинки большую часть своей жизни.

Хотя - кто знает? Может быть, Евгению Неффу не очень-то и хотелось мелькать на телеэкранах? Во всяком случае, остались записи с этим танцовщиком - и это очень хорошо!

В интернете я нашла сведения о том, что Евгений Нефф работал в Корее репетитором (скорее всего, у О.М.Виноградова, который возглавлял одну частную труппу). Да, ещё его имя упоминается рядом с именем Ульяны Лопаткиной. Именно в её дебютном  "Лебедином озере" Нефф был Ротбардтом

Стала искать фотографии Е.Неффа в инете - и ничего не нашла... Кроме тех, которые сама отсканировала и выложила.


С Галиной Мезенцевой в "Сильфиде"


Разворот книги воспоминаний О.Виноградова.
Квартет из "Витязя в тигровой шкуре" - Т.Арискина (Нестан-Дареджан), Е.Нефф (Автандил), Э.Алиев (Тариэл), Е.Евтеева (Тинатин).

Нефф

Previous post Next post
Up