"Сила судьбы" Верди в трансляции из Лондона 02.04.2019 г.

Apr 03, 2019 17:09

Я редко хожу на прямые трансляции опер. Как правило, время трансляции всегда неудобное, опера заканчивается поздно и т. п. К тому же зачастую звук и картинка подводят (особенно если трансляция из Мет), а в трансляции в записи и время удобное, и звук нормальный.

Заставить меня пойти в кино на прямую трансляцию могут только любимые артисты :) Таковыми в этот вечер были Кауфманн и Тезье. И очень большое значение имело то, что за пультом должен был стоять Паппано.

Как известно, в серии спектаклей Ковент Гарден участвуют две Леоноры (Нетребко и Монастырская), два Альваро (Кауфманн и Эйвазов) и два Карлоса (Тезье и Мальтман). Артисты "перетасованы" в разных комбинациях, если так можно выразиться. Первым составом считается Нетребко-Кауфманн-Тезье (судя по премьере), но, как мне кажется, это весьма условное определение. По именам - да, пожалуй.

Итак, состав был таким:

Conductor - Antonio Pappano
Leonora -Anna Netrebko
Don Alvaro - Jonas Kaufmann
Don Carlo di Vargas - Ludovic Tézier
Padre Guardiano - Ferruccio Furlanetto
Fra Melitone - Alessandro Corbelli
Preziosilla - Veronica Simeoni
Marquis of Calatrava -Robert Lloyd
Curra - Roberta Alexander.

Режиссёр (Кристоф Лой) оказался большим затейником! Он решил, наверное, что у Кушея в Мюнхене получился очень интересный спектакль, и что идея с семейным столом вполне может сработать и в его постановке. У Кушея стол стоял справа, у Лоя он стоит по диагонали. У Кушея на столе стоит распятие, у Лоя - статуя Мадонны. Всё действие происходит в одной декорации, меняются лишь некоторые детали. На увертюре мы видим семейные сцены (как и у Кушея). В семье Калатравы растут трое детей. Леонора очень нежно относится к младшему брату, а с Карлосом у них взаимная неприязнь. Младший брат неожиданно падает и начинает корчиться в судорогах. Его уносят. Карлос и Леонора остаются вдвоём...

И вот мы видим сборы в дорогу уже взрослого Карлоса. Он как-то слишком холодно прощается с сестрой. У меня уже потом возникла мысль, что этот Карлос так неистово хочет отомстить за смерть отца именно потому, что не любит сестру. Отец желает Леоноре доброй ночи и удаляется почивать.

А потом в окошко влезает Альваро - весьма бодрый и даже жизнерадостный :) Леонора начинает метаться (вполне по сюжету), оттягивая побег. Эту сцену наблюдают Курра (певица Александер принадлежит к негроидной расе) и ещё один человек с тёмной кожей - крепкий мужчина. Получается, что заговорщиков не трое, а четверо. Леонора прямо перед всеми раздевается до рубашки, чтобы переодеться в мужской костюм (о, времена! о, нравы!). Ну, а дальше всё по сюжету - роковой выстрел, куча народу на сцене и т. п.

В таверне, где скрывается Леонора и куда приходит Карлос,  народ ведёт себя весьма живенько. Прециозилла - дама в брючном костюме, гуляет по столу между тарелками и рюмками. Лой решил, что этой героине надо дать шанс появиться на сцене даже там, где у Верди её нет :) Поэтому мы видим её в самом "боевом" наряде проститутки. И когда видим! Прямо перед арией Альваро, когда звучит соло кларнета :( Альваро, вроде бы, решается зайти с дамочкой за угол, но довольно быстро возвращается (соло кларнета ещё звучит). Тем не менее, деньги он ей отсчитывает. И поёт он свою арию не в одиночестве, а в присутствии массы народу.

Чтобы публике не было скучно, ей решили показать ещё что-то вроде цирка. А что? Опера длинная, в ней есть массовые сцены. Например, сцена "Ратаплана". Сначала мы видим акробатов и гимнастов, потом все действующие лица начинают танцевать. Одеты они почти по-цирковому. Прециозилла, "заводящая" толпу, одета в восточный костюм с шальварами. Ну, и т п.

Последнее преображение Прециозиллы - дама, сидящая на стуле с отсутствующим видом. Толпа просит у фра Мелитоне еду, все тянут к нему миски и кружки, а она сидит, и как будто ничего не понимает. Перенесла инсульт?  Может быть...

Режиссёр явно перемудрил со сценой пострига. Девушка хочет жить в скиту, её принимают в мужской монастырь (это по сюжету), но она вдруг решает дать дёру. Её удерживают практически силком. Да, все в курсе того, что новый обитатель скита - женщина. Как тут не быть в курсе, если барышня является перед братией в одной рубашке! На нее натягивают рясу, а на голову надевают голубую накидку - ни дать ни взять Богородица (в фейсбуке мне подсказали: Лой решил показать нам сцену экзорцизма, отсюда и корчи Леоноры :)).

Но это всё о режиссуре. Лой, по-моему, вообще не понимает, о чём "Сила судьбы". Бог ему судья!
Или я ничего не понимаю в этой опере :))

А теперь хочется сказать несколько слов об оркестре и о певцах. Конечно, меня не было в зале, и я не знаю, как все звучали. Но то, что я услышала в трансляции, произвело на меня очень сильное впечатление.

Оркестр был дивно хорош! Браво, Паппано!

Идя в зал, имела предубеждение против Нетребко. После её чудовищной Адрианы Лекуврёр, слышанной в Мариинском театре, и ещё кое-каких записей по трансляции была готова к тому, что певица в очередной раз "провоет", а не споёт. А она спела, и спела хорошо :) Были у меня претензии к певице (идеально почти никто и не поёт), но в целом мне она очень понравилась, особенно на пиано. Самая большая претензия  - то, что Леонора была слишком напористой. Может, режиссёр на этом настаивал? Хотя вряд ли.

Конечно, пошла я в зал не ради Нетребко, а ради Кауфмана и Тезье. Не знаю, как в зале, а в кинотеатре оба звучали потрясающе! И очень хорошо играли. Альваро с самого начала страдал от того, что стал невольным виновником гибели маркиза. Его отец Рафаэль был смиренным монахом, пока Карлос не оскорбил его. А Карлос, казалось, был бы даже рад, если бы Альваро убил его; лишь бы это произошло в честном поединке!
После мюнхенского спектакля, в котором оба меня просто потрясли, Кауфманн и Тезье показались мне идеальными исполнителями партий Альваро и Карлоса, во всяком случае для моих ушей :)
К лондонскому спектаклю оба изменились внешне, а точнее - стали на шесть лет старше и немного прибавили в весе (что меня волнует в самую последнюю очередь), и режиссёрские задачи перед ними стояли другие. А пели они, как мне кажется, ещё лучше :)

И Фурланетто, и Корбелли были хороши. Симеони спела прилично, если не считать верхних нот в Ратаплане. Ещё мне понравилась Курра- Александер.

Публика тепло принимала всех, но самые большие овации достались Анне :) А точнее - ей громче всех орали :)
На поклонах Кауфману передали букет, как две капли воды похожий на букет, который ему вручили на премьере. Забавно :)

Официальная фотография с сайта театра - финальная сцена:


Леонора, сидя в скиту, не забывала делать маникюр. Пустячок? Может быть...

Кауфманн, Сила судьбы, Тезье, Паппано, Фурланетто, Нетребко, опера

Previous post Next post
Up