Почти год назад, на прошлом фестивале, я впервые увидела Викторию Терёшкину в «Лебедином озере». Балерина мне очень понравилась. Не знаю, какое впечатление она произвела бы на меня, если бы не Анхель Корейя, бывший её партнёром в этот вечер.
Терёшкину целый год не видела в «Лебедином» - так уж получилось. Билет взяла потому, что, по слухам, партнёром Виктории должен был быть Матье Ганьо. Слухи не подтвердились…
Кто такой Михаил Канискин - не знала. Когда в составе спектакля появилась его фамилия, балетоманы дружно принялись штудировать Интернет. Солист Берлинского государственного балета, бывший москвич, ученик Пестова - вот, пожалуй, и всё… В общем, пошла на спектакль если не с опасением, то и не с какими-то радужными надеждами увидеть супер-танцовщика. Наверное, поэтому и не была разочарована.
Театр был забит почти под завязку. Масса нарядных людей, девочки и мальчики в нарядных одеждах «под взрослых», толпы японских (или китайских? наверное, всё же китайских) туристов, заполонивших даже верхние ярусы - всё это вроде бы создавало атмосферу праздника. Только вот зрители эти почему-то не очень хотели аплодировать (знакомая до боли картина)… Естественно, больше всех аплодисментов досталось Шуту (А.Иванов) и Терёшкиной после фуэте. Им всегда аплодируют - Шуту (в любом исполнении) и фуэте (в любом балете).
Танцевали Одетта-Одиллия - В.Терёшкина, Зигфрид - М.Канискин, друзья принца - И.Голуб, Н.Гончар, М.Зюзин, шут - А.Иванов, Ротбардт - И.Кузнецов, маленькие лебеди - Е.Юшковская, А.Никитина, А.Лавриненко, Я.Селина , большие лебеди - А.Иосифиди, Е.Кондаурова, Л.Лищук, Д.Васнецова, два лебедя - Е.Кондаурова и А.Иосифиди, Испанцы - Ти Ен Рю, Ю.Смирнова, И.Баймурадов, А.Сергеев, неаполитанцы - Я.Селина и М.Хребтов, венгры - П.Рассадина и К.Иоаннисян.
Первая картина прошла привычно. Принц вышел на сцену под жидкие, но всё же заметные аплодисменты. Па-де-труа было станцовано на обычном уровне, то есть без блеска. Зюзин танцевал совершенно не тот вариант вариации, который танцевали мастера ещё лет десять назад. Наверное, никто уже и не станцует так, как было когда-то. Шикарные там прыжки должны быть в первой части… Ещё помню, как танцевали их Рузиматов и Лунёв. Честно говоря, не помню, в чьём исполнении видела «правильную» вариацию в последний раз.
Как я уже написала выше, Иванов сорвал самые большие овации в первой картине (естественно, после большого пируэта).
Принц Канискина был мечтательным молодым человеком. Вообще, он очень напомнил мне Зигфрида Данилы Корсунцева. Наверное, парень волновался (это как раз понятно), и не показал многого из того, что умеет (это я про танец). На озеро прибежал со своим арбалетом, прицелился и замер - всё как обычно. Канискин, скорее всего, либо танцует в Берлине вариант сергеевского «Лебединого», либо очень хорошо проштудировал его.
Выход Ротбардта-Кузнецова привычно сопровождался зычным «Браво!» с галёрки. По-моему, в этом спектакле Кузнецов был не так хорош, как обычно. Или я просто к нему уже привыкла…
Виктория мне очень понравилась в «лебединой» картине. Очень жаль, что настоящего дуэта с партнёром у неё не получилось. Получилось хорошее партнёрство, потому что оба действительно профессионалы в полном смысле этого слова. Помню, как Терехова в ответ на вопрос, как они с Посоховым так быстро «станцевались» (речь шла о каком-то концертном выступлении), ответила: «Так ведь мы оба - профессионалы!». Вот и Терёшкина с Канискиным показали хороший уровень и в дуэтном танце вообще, и в поддержках в частности. Но «искры» между ними не возникло. Очень жаль! Год назад маленький Корейя (что уж тут говорить - мелковат он был для Вики) заставил забыть о том, что роста ему не хватает, что они с Терешкиной никогда не танцевали вместе. Оба были дивно хороши именно как актёры (от Вики, помню, этого не ожидала совсем), и даже некоторые погрешности в дуэтном танце не помешали смотреть на эту пару раскрыв рот от удивления. Подозреваю, что львиная доля заслуги в этом принадлежала Корейе, который буквально заставил меня пристально следить за каждым его шагом. И мне было безумно интересно смотреть на его Зигфрида, особенно в третьем акте (который у очень многих исполнителей этой партии проходит формально).
Кордебалет в «лебединых сценах» очень понравился.
Второй акт прошёл хорошо. Все исполнители характерных танцев понравились. Как всегда, больше всех аплодисментов сорвали испанцы. Очень элегантны были Селина и Хребтов - неаполитанцы.
В па-де-де Канискин станцевал канонический вариант мужской партии. У него оказался очень лёгкий, бесшумный прыжок (хотя и невысокий). Говорят, новое покрытие сцены способствует тому, что грохота стало меньше; но это, скорее, больше относится к женщинам с их пуантами. В коде танцовщик показал круг жете, которые к концу коды стали низковатыми. У меня мелькнула мысль, что, возможно, в Берлине сцена поменьше. Мысль эта, однако, ничем не подтверждена документально.
Терёшкина танцевала уверенно. Почему-то фуэте она стала крутить двойные - сначала через раз, потом на каждый такт, потом вернулась к одинарным, потом - снова к двойным. Я так и не поняла, зачем всё это ей было нужно, тем более что балерина «поехала» в сторону рампы, хотя и не очень далеко.
В общем, спектакль тёк по предсказуемому руслу…. И это было скучно, если честно. Зигфрид прибежал на озеро, попросил прощения у Одетты. Она его ни в чём не винила… Находящийся в элегических чувствах принц очень аккуратно, по-деловому подошёл к Ротбардту и оторвал у него крыло. Я понимаю, что вся эта мизансцена вызывает почти у всех зрителей досаду, а иногда и смех. Но всё же многие Зигфриды стараются как-то обыграть этот момент, вложить в него хоть какие-то чувства, сопроводить «членовредительство» соответствующим жестом («Вот тебе!»). У Канискина этот момент явно не вышел. Простим ему такую оплошность!
Немного ещё об оформлении. На «Лебедином» в оформлении Вирсаладзе давно не была. В афише стояло посвящение спектакля юбилею художника. Но, Боже ты мой, почему в этих дивных декорациях ходят и танцуют люди в таких чудовищных костюмах! Вирсаладзе бы ужаснулся, увидев их (госпожа Соловьёва давно работает в театре, и регулярно меня удивляет).
После спектакля вызовы были непродолжительными. Главные герои могли по этому поводу не очень расстраиваться, потому что сейчас овации в Мариинке - случай исключительный. Активная группа зрителей всё же вызвала артистов и после того, как занавес опустили. Иногда мне кажется, что скоро зрители аплодировать совсем разучатся…
Фотографии со второго яруса - какие есть.
А.Иванов на поклонах после первой картины
Поклоны после "белого адажио"
В.Терёшкина и М.Канискин после па-де-де 2 акта
Исполнители характерных танцев на поклонах
"Пиратская" фотография - через несколько секунд опустится занавес, и спектакль закончится
Вынесли цветы. Катя Кондаурова позади главных исполнителей - со своим букетом. На сцене - М.Агрест, который продирижировал оркестром неплохо.
Вызовы после спектакля. Михаил, похоже, счастлив! Во время спектакля он так не улыбался.