Четыре вечера в Парижской Опере. Вечер второй - "Сказки Гофмана" 3 ноября 2016 г.

Nov 12, 2016 22:14

Вся моя поездка в Париж строилась вокруг этого конкретного спектакля. Йонас Кауфманн должен был дебютировать в партии Гофмана именно в этот день - 3 ноября 2016 г. Спектакль Карсена идёт с 2000 года, то есть никто специально на Кауфманна "Сказки" не ставил. Я думала, что в Париже эта постановка не шла, но buquojed меня поправил :)  Получается, что 3 ноября 2016 года состоялась не премьера постановки, а возобновление её  в Парижской Опере. Вот почему Карсен выходил на поклоны!

Когда стало известно, что певец из-за болезни отменил все выступления по крайней мере до середины ноября, оставалось только ждать сведений о том, кто его заменит.

Опера Бастилии прислала всем, кто купил электронные билеты на спектакли с участием Кауфманна (три последние спектакля серии должен был петь Стефано Секко), письмо о его замене на Рамона Варгаса. Кроме того, театр на титульной странице сайта  выразил благодарность Варгасу и театру Метрополитен Опера, который отпустил певца петь в Париж. Естественно, сам Кауфманн принёс извинения своим зрителям за вынужденную отмену спектаклей - тоже на сайте Парижской Оперы

В общем, случился форс-мажор, из которого все более-менее достойно вышли, включая Кауфманна (а что ему оставалось, кроме как извиняться?). По крайней мере, в данной ситуации замену нашли довольно быстро.

Я не знаю, пел ли Варгас Гофмана в Париже раньше. По крайней мере, в этой постановке точно не пел, но ведь наверняка "Сказки" шли в Париже в других инсценировках.
Буквально сегодня в "Евроньюс" прошёл сюжет о парижской премьере. Варгас говорил о том, что партия Гофмана очень трудна. Еще он говорил, что в этом спектакле всё происходит в театре, то есть все персонажи играют, а не живут. И только Гофман всё воспринимает всерьёз...

Итак, состав был такой:

Conductor Philippe Jordan
Director Robert Carsen
Olympia Nadine Koutcher
Giulietta Kate Aldrich
Antonia Ermonela Jaho
La muse, Nicklausse Stéphanie d'Oustrac
La mère d'Antonia Doris Soffel
Hoffmann Ramón Vargas 3
Spalanzani Rodolphe Briand
Nathanaël Cyrille Lovighi Luther
Crespel Paul Gay
Andrès, Cochenille, Pitichinaccio, Frantz Yann Beuron
Lindorf, Coppélius, Dapertutto, Miracle Roberto Tagliavini
Hermann Laurent Laberdesque
Schlemil François Lis

Вы можете понять моё разочарование, когда я узнала об этой замене! Но о ней стало известно всё-таки задолго до 3 ноября. Я даже успела продать свои билеты на дневной спектакль 6 ноября (хотела послушать Йонаса в "Сказках" дважды, но такие подвиги ради Варгаса совершать была не намерена). В общем, к началу спектакля настроение моё пришло в норму.
Кстати, за всё то время как я стала ездить на спектакли и концерты Кауфманна, это был первый случай, когда его заменили/отменили. Так что до недавних пор мне всё-таки везло.

Спектакль Карсена снят на видео. Честно признаюсь: я его смотрела очень давно, хотя запись есть в моей видеотеке. Ничего не помнила, кроме сексуально озабоченной Олимпии :)

Но обо всём по порядку.

Публика ещё заходила в зал (а сидела я в партере), когда открылась сцена. Слева у рампы валялся пьяный Гофман, по всей сцене были разбросаны бутылки. Снимала несколько раз, но освещение мне не позволило сделать чёткий кадр. Вот что получилось в итоге:



Пьяный-то он пьяный, но вдохновение его посетило! Когда заиграла музыка, к Гофману, как и положено, явилась Муза - белокурая дама в длинном белом платье и с лирой. Надо сказать, что д'Устрак выглядела в этом наряде очень эффектно. Превратившись в Никлауса, певица поменяла пластику (она очень достоверно изображала юношу), и её было вообще не узнать в брючной паре и в чёрном парике.
Пела она хорошо, но всё-таки услышанная несколько лет назад в Мюнхене  Ангела Бровер в этой партии понравилась мне гораздо больше.

Сцены в кабачке поставлены, по-моему, очень удачно. Перед нами - длинный стол (точнее - прилавок), официанты и кёльнеры стоят спиной к зрителю. А с другой стороны прилавка толпится молодёжь, желающая выпить. Среди них появляется Гофман, которого уговаривают спеть песенку о Кляйнзаке. Он довольно живенько вскакивает на прилавок и поёт, успевая ещё и пританцовывать :)

Не ожидала от Варгаса такой прыти! Его герой, вообще-то, выглядит неудачником и "тюфяком", но, отхлебнув из бутылки чего-то горячительного, он приобретает некоторую раскованность и даже живость :) Варгас очень музыкально выделывал коленца, продвигаясь по прилавку ( в голове постоянно крутилась мысль о том, как это мог бы сделать Йонас -:))

Рассказ об Олимпии происходит в некоей "зале" (возможно, это сцена), куда приходит толпа любопытствующих. Олимпия сляпана не слишком умело, и с ней постоянно что-то происходит. Как говорится, то недокрут, то перекрут :) Коппелиус управляет своим детищем чем-то вроде пульта. Наверное, батарейки в нём садятся :) Надежда Кучер - девушка высокая, да ей ещё пришлось ходить на каблуках. В общем, рядом с этой барышней Гофман Варгаса выглядел немного субтильно. Самая яркая сценка - это когда во время исполнения Олимпией её знаменитых куплетов несчастный Гофман падает на спину (за его спиной, как рояль в кустах, находится телега с сеном), а Олимпия просто наваливается на него. Гофмана вообще не видно, зато Олимпию видно очень хорошо :) Она ритмично двигается, выпевая свои головокружительные колоратуры. Зал отреагировал на эту мизансцену хохотом. Когда с куклы снимают платье и парик, она остается "голой" (на певице был надет специальный костюм с накладками), да ещё и "лысой". Автомат, тем не менее, как ни в чём не бывало уходит в кулису. И даже в этот момент Гофман не видит, что Олимпия - это просто кукла... Его убеждают в этом только отдельные части Олимпиии, которые выносят на сцену. Естественно, в этот момент на Гофмане уже нет волшебных очков.

Картина "Антония" происходит в оркестровой яме. Где-то наверху - сцена, на которую в кульминационный момент  выходит призрак матери Антонии. Когда девушка умирает, в яму заходят музыканты, рассаживаются за свои пюпитры и начинают играть.

Наконец, картина "Джульетта" происходит в зрительном зале. Сидя в креслах, которые раскачиваются в такт музыке, Джульетта и Никлаус поют знамениую баркаролу.

Когда мы снова попадаем в кабачок, где все ждут Стеллу, на какое-то мгновение кажется, что все эти истории Гофмана - чистейшая правда. Но Стелла уходит с другим, и Гофман снова оказывается один на пустой сцене. Кругом бутылки, и нет рядом ни одной родной души... Но, как и положено, Муза не покидает Поэта. Она снова приходит за ним (в белом платье и с лирой), берёт его за руку, и они вместе уходят в глубину сцены...

Я ещё не рассказала о главном "злодее" :) В принципе, ничем новым режиссёр меня не удивил. Роберто Тальявини очень хорошо отпел всех четырёх персонажей. И вообще,все пели очень хорошо. Я бОльшего ждала от Кучер, если честно. По крайней мере, Перетятько поёт куплеты Олимпии гораздо интереснее (я слышала её, правда, только в концерте). Но всё равно - спела Кучер хорошо, и имела успех у публики.

Яхо-Антония получила самую большую овацию на поклонах. По крайней мере, ей аплодировали не хуже, чем Варгасу. И мне она очень понравилась!

Не произвела никакого впечатления на меня, пожалуй, только Олдрич-Джульетта. Да, партия у неё не такая большая, как у Антонии, и не такая яркая, как у Олимпии. Но Олдрич просто очень невыразительно спела, вот в чём дело! Хотя и выглядела красоткой :)

Варгас спел очень прилично. Я не знаток "Сказок", хотя до парижской премьеры видела три живых спектакля и несколько видеозаписей. Как известно, Оффенбах  не успел закончить оперу, и есть разные трактовки партитуры. Возможно, певец чего-то  нам "недодал". Чего мне не хватило в этом Гофмане? Мне не хватило фантасмагории и даже драйва. Того драйва, который мог бы дать ему другой исполнитель главной роли... Тот исполнитель, ради которого и был куплен билет.

Оркестр и хор были хороши!

Второй вечер подряд я слушала французскую оперу в Париже. Наверное, так и надо! :))

Фотографии с поклонов:



В белом пальто Стелла, в белом халате - Коппелиус



Мать Антонии



В розовом платье - Джульетта





Олимпия. Обратите внимание на спину :)





Антония





В очках - главный злодей





А вот и Гофман!



Дирижёр



Дирижёр и Никлаус



Вышел режиссёр с молнией на пиджаке :)



Продолжая тему "театр в театре", артисты стали выходить на поклоны при полуоткрытом занавесе. К сожалению, не все фотографии получились. Вот Олимпия.



Антония



Режиссёр и дирижёр



Общие поклоны

Сказки Гофмана, Опера Бастилии, Яхо, Варгас, Кучер

Previous post Next post
Up