И "Самсон и Далила", и "Сказки Гофмана" прошли на очень хорошем уровне. Но эта "Лючия" затмила два предыдущих спектакля! И затмила благодаря одной-единственной исполнительнице - Претти Йенде.
Когда шла в в театр, то понятия не имела, какая там постановка. Может быть, это и хорошо :) Фото с сайта театра не предвещало того, что я увидела:
Хотя видно, что Лючия одета в серенькое платьице и тапочки.
Состав с сайта театра:
Conductor Riccardo Frizza
Director Andrei Serban
Enrico Ashton Artur Ruciński
Lucia Pretty Yende
Edgardo di Ravenswood Piero Pretti
Arturo Bucklaw Oleksiy Palchykov
Raimondo Bidebent Rafal Siwek
Alisa Gemma Ní Bhriain
Normanno Yu Shao
Из всех исполнителей знала только фамилии Йенде и Ручинского, но никогда их не слышала.
Когда открылся занавес, настроение моё упало ниже плинтуса :( Это что за гимнастический зал? Зачем это мужики в серой форме ходят на руках и выделывают разные штуки на гимнастических снарядах? И вообще, что происходит?
Всё - серое, включая одежду статистов (а на руках ходили явно не хористы). Правда, Норман и Энрико носят чёрные мундиры.
Первая картина так и прошла - среди турников, качелей и брусьев. Энрико явно не везло в картишки, и он проигрывал Норману (мне так показалось). Такое впечатление, что именно карточные долги заставили его принять решение выдать сестру замуж. Пел Ручинский хорошо, но я от него бОльшего ожидала (может, и зря). Тенор, певший Нормана, был вполне на своём месте.
Потом мужики ушли, и в зал вошли Лючия и Алиса. Обе были одеты в невыразительные платьишки (на Алисе ещё и фартук был). Йенде с первых же звуков произвела на меня самое положительное впечатление :) Первую арию стала петь, качаясь на качелях, причём качели раскачивались по-взрослому. Я реально за неё испугалась :( Режиссёр в этом спектакле самовыражался за счёт певцов :( Тем не менее, Йенде спела прекрасно! И зал её наградил очень хорошими аплодисментами.
Лючия ещё и на брусья залезла! А потом пришёл Эдгардо, и мне сразу же стало понятно, чем он покорил героиню: он был одет в довольно-таки яркий костюм! (шутка). Эдгардо появился в брюках с сиреневыми лампасами, да ещё на нём была надета сиреневая блуза с белым шарфиком. При ближайшем рассмотрении (в бинокль, ибо сидела я высоко) блуза оказалась чем-то вроде мундира - на ней были пластрон и пуговицы. Правда, поначалу шарфик всё это прикрывал.
Такой яркий мужчина, конечно же, должен был привлечь внимание героини! Кругом - серость и убожество, и вдруг - такой не похожий на других молодой человек :)
Кстати, тенор оказался очень приличным (на моё ухо, разумеется), хотя я такие голоса не очень люблю. Как говорится, это был "тенор со слезой" :) Немножко он всхлипывал, немножко стонал :) Дуэт они пропели очень хорошо. Расставаясь с Лючией, Эдгардо снял с себя шарфик и разорвал его на две части. Одну он отдал невесте, а другую оставил себе.
Следующая картина прошла в казарме. Мы увидели трехъярусные солдатские койки... В этой убогой обстановке и происходило объяснение брата и сестры. Режиссёр решил показать нам жестокость мира мужчин, в котором место женщины - в самом дальнем углу :( Хорошо, что не было мордобоя! Лючию унижали, но она была храброй девушкой. Выхватила у брата пистолет (может быть, я что-то и путаю, и она его где-то взяла) и наставила пистолет на него же. Алиса тенью ходила за Лючией, хотела за неё заступиться, но куда там! И ей достлось на орехи :(
Сцена с Раймондом прошла вполне традиционно. Бас не произвёл на меня какого-то особого впечатления, но всё же спел добротно.
Свадьба прошла всё в той же декорации, но вполне возможно, что художник пытался изобразить двор возле казармы. Для молодожёнов поставили белую палатку. Артуро пришёл с гостями - хорошо одетыми мужчинами и женщинами. И сам он был одет как настоящий жених :) Сразу стало ясно, что Энрико "приподнимется" благодаря этому браку. Уж не знаю, что нужно было жениху? Наверное, титул. Деньги у него были в большом количестве. Хотя вполне возможно, что Артуро просто влюбился в Лючию.
Как и положено по сюжету, в самый разгар свадьбы появился Эдгардо. Мой любимый секстет прозвучал хорошо.
После изгнания Эдгардо свадьба продолжилась. Молодожёнов проводили в палатку (Лючия упиралась руками и ногами, но её туда затащили), и началась пьянка... Норман пытался завалить Алису на сено (хористы делали то же самое с хористками), но она убежала.
А потом наступил триумф сопрано! Палатка рухнула, и из-под неё выползла окровавленная героиня. Вся сцена сумасшествия прозвучала великолепно! Голос у Йенде очень красивый, тёплый, и пела она безо всяких усилий. Кроме того, певица жила в роли. Если учесть, что Йенде на протяжении всего спектакля приходилось постоянно ходить по декорациям, держа баланс, петь на третьем ярусе кровати и т. п., то я просто выражаю ей моё восхищение!
Последняя картина прошла на обломках предыдущей декорации. Эдгардо балансировал на какой-то "жёрдочке" (надо бы режиссёра заставить пройтись по этим декорациям и полазить по ним; вдруг его совесть замучает?) и пел финальную арию. Навстречу ему шагала Лючия в подвенечном платье (у Йенде было много дублёрш, они потом выходили на поклоны). Спел тенор замечательно! Надо бы его запомнить.
В общем, все умерли под гром аплодисментов :)
Мне очень понравились хор и оркестр.
На поклонах началось что-то невообразимое! И Рахвелишвили после "Самсона", и Варгасу после "Сказок" достались очень хорошие аплодисменты, но Йенде получила не просто хорошие аплодисменты. Она получила овацию, и какую!
Брава! Я ей пыталась кричать со своей галёрки, но не знаю, долетели ли мои крики до певицы :)
Выкладываю фотографии с поклонов.
Йенде сразу же после окончания оперы. Они с Претти (тенором) кланялись вдвоём, как обычно кланяются главные исполнители перед закрытым занавесом. Но их совместные поклоны у меня не получились.
Алиса
Статисты, в том числе и дублёрша Йенде.
Алиса, Норман и Энрико
Тенор идёт на поклон. Он вообще окказался очень подвижным, поэтому почти на всех фотографиях не получился. За ним - Раймондо и Артуро.
Счастливая Лючия :)
Эдгардо и Раймондо
Норман, Энрико и Лючия
Норман, Энрико, Лючия, дирижёр и Эдгардо.