Jul 03, 2008 12:44
Совершенно случайно накануне узнала, что Кулешов даёт сольный концерт в Большом зале Филармонии. Кажется, он приезжает к нам в Петербург исключительно летом. Рекламы, конечно, никакой - всё как всегда...
Когда Кулешов сенсационно получил первую премию на конкурсе в Больцано (Швейцария), о нём вышла любопытная статья в "Огоньке". (Кстати, гран-при получила Лилия Зильберштейн, студентка Московской консерватории). Было это в 1987 году. Похоже, что журнал этот всё-таки затерялся, а жаль!
Конечно, там было написано о непростых бытовых условиях в Бологом, в которых пианист жил вдвоём с мамой, о вредном преподавателе (то ли по марксистко-ленинской философии, то ли по научному коммунизму), который так и не поставил ему хотя бы "трояк", и из-за которого Кулешов так и не получил "корочек" о высшем образовании; написано было и о "халтуре" на танцах, когда за вечер Кулешов зарабатывал три рубля...
Сейчас, когда прошло больше двадцати лет с тех далёких времён, многое из этой публикации кажется просто выдумкой журналиста. По крайней мере, мне не удалось найти какой-нибудь серьёзной статьи о пианисте и его полной биографии. Хотя, как говорится, в нашей замечательной стране всё возможно.
Я была на одном из первых концертов Валерия Кулешова в Ленинграде (может быть, это был и первый концерт). Помню, как принимала его публика - восторженно, требуя "бисов" (которые он щедро дарил)... Переложения Горовица для фортепиано, которые и произвели сенсацию на конкурсе, он всегда исполнял очень охотно.
С тех давних пор я стараюсь ходить на концерты этого пианиста. К сожалению, не всегда узнаЮ, где и когда он выступает.
Вчера Кулешов исполнил фрагменты из "Сорочинской ярмарки" и "Ночь на Лысой горе" Мусоргского, "Щелкунчика" Чайковского в переложении М.Плетнёва, а также Романсы Рахманинова в переложении Уайлда.
Когда-то меня потрясло исполнение фрагментов из "Щелкунчика" самим Плетнёвым. Кулешов, конечно же, чисто технически справился с этой музыкой, но... Не знаю, почему - то ли от неважного самочувствия, то ли от усталости, то ли непонятно от чего, но чисто эмоционально меня это исполнение почти не затронуло. Любимейшую музыку Чайковского я воспринимала с холодным сердцем. Правда, всё равно не оставили равнодушной Интермеццо и Andante maestoso. Реакция публики была восторженной - по праву, конечно.
Пару-тройку лет назад Кулешов играл фрагменты "Спящей красавицы" - изумительно, незабываемо! До сих пор помню свои восторженные впечатления от тех концертов.
Из Рахманинова больше всего понравились "Не пой, красавица...", Вокализ, "Здесь хорошо...", "О, не грусти" и, конечно, "Весенние воды", которыми он обычно заканчивает основную программу.
На бис пианист сыграл Танец маленьких лебедей (на ура, что называется) и что-то из Скрябина, которого опознала одна из пожилых слушательниц. Больше бисов не было. Кулешов трогательно прижимал руку к сердцу, кланялся, но играть так и не вышел.
Обычные бисы "из Горовица" мы так и не дождались.
P.S. Недавно на телевидении была встреча с Ю.Х.Темиркановым. Я её не смотрела, зато смотрела одна из моих знакомых, присутствовавших на этом концерте Кулешова. Встреча была в прямом эфире, и зрители могли задавать вопросы по телефону или по SMS-сообщениям. Темирканова спросили: "Как Вы относитесь с пианисту Валерию Кулешову?". Он ответил: "А кто это?"
Кулешов,
Филармония