Недавно совершенно случайно мне попались на глаза заметки Нины Аловерт в «Русском Базаре» о Жанне Аюповой и Александре Лунёве. Заметки эти написаны очень интересно. Автор знакома с обоими артистами (что и неудивительно), видела их на сцене на протяжении многих лет.
Но что действительно грустно - это то, что Аловерт пишет о каждом из них в отдельности…
Вот ссылки:
http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleID=8376http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleID=8174А для меня они навсегда останутся ПАРОЙ. Юной, прекрасной, романтичной парой, которой зрители любовались очень недолго.
Выпускной спектакль Александра Лунёва (в 1983 году) я смотрела по телевизору. Запомнила парня, который прыгал антраша выше всех в каком-то очередном «класс-концерте». Но фамилию его тогда не называли, или я просто её не услышала. А вот об ученице Жанне Аюповой говорили восторженно задолго до выпускного экзамена 1984 года. Очаровательная девочка, которой шли «сильфидные» тюники, привлекала внимание многих. Её педагог - Нинель Кургапкина подготовила свой первый выпуск, и Жанна была лучшей ученицей.
Не знаю, кому пришла в голову мысль поставить в пару Аюпову и Лунёва, но подозреваю, что это произошло само собой. Они прекрасно подходили друг другу. Танцевали крестьянское па-де-де в «Жизели», па-де-труа в «Лебедином озере». Кургапкина опекала свою лучшую ученицу и в театре, готовя с ней и её партнёром весь репертуар.
На одном из утренников в ДК им. Ленсовета Олег Виноградов представлял молодёжь Кировского балета, и особо выделил Лунёва. Попросил его выйти к рампе и сказал: «Сделай простое соте!» И Лунёв сделал этот прыжок с двух ног на две ноги из второй позиции, зависнув в воздухе. Публика была довольна!
Лунёв явно продолжал традиции Юрия Соловьёва (которого откровенно сравнивали с Нижинским). У него был великолепный, уникальный баллон. Танцовщик зависал в воздухе, как бы и не напрягаясь особенно… Говорят, что мог вскочить с пола на рояль.
Аюпову и Лунёва стали готовить к Московскому международному конкурсу 1985 года.
Ребята обкатывали конкурсную программу на этих утренних встречах балетного абонемента. Перед самым конкурсом Кургапкина старалась подправить, как ей казалось, многочисленные огрехи… Я помню, что в итоге эта пара танцевала па-де-де из «Спящей красавицы» и дуэт из «Витязя в тигровой шкуре». Кажется, был ещё вездесущий «Корсар» (могу ошибиться).
«Витязь» был не понят зрителями. Только что поставленный балет публика не знала, и разобраться, о чем был показанный дуэт, было очень сложно. Дуэт, конечно, был о любви… Но автор хореографии Олег Виноградов так причудливо заплетал тела своих артистов в замысловатые виньетки, что, казалось, юные исполнители были прежде всего озабочены технической стороной… Конечно, публика аплодировала, как аплодировала всем конкурсантам; но настоящей овации не было.
Дойдя до третьего тура (что само по себе было вполне ожидаемо - советских исполнителей почти всегда «дотягивали» не то что до финала, но и до высших премий), Жанна и Александр станцевали па-де-де из «Спящей красавицы». Этим выбором они выгодно отличались от многочисленных конкурентов, танцующих па-де-де из «Корсара» и «Дон Кихота». Помню свои ощущения от их выступления - гордость за нашу ленинградскую школу. Помимо этой пары, на конкурс приехал ещё и Сергей Вихарев - любимец многих ленинградских балетоманов. Уже опытный, сложившийся артист (хотя и молодой), он вдумчиво подошёл к конкурсному репертуару, и в итоге получил вторую премию. Первая была у Вадима Писарева и Александра Ветрова, гран-при - у Хулио Бокка. Не могу судить, насколько справедливо было это решение. Бокка нежно люблю, Писарев был мне интересен в первые годы после конкурса. Ветров - тут всё сложнее… Возможно, москвичи могли оценить этого артиста по достоинству.
Я вспомнила этот конкурс исключительно из-за пары, о которой веду рассказ. Балетоманы обсуждали решения жюри, и сетовали, как обычно, на то, что «наших зажимают». Кстати, Вихарев выбрал современный номер «Сердце Петрушки» в хореографии Д.Бельского, и это его выступление прошло «на ура». Но лично мне казалось тогда, в далёком 1985 году, что Сергей мог бы ещё больше раскрыть своё дарование именно в партии Царевича Каджей из всё той же «Тигровой шкуры». Пластика Вихарева в этой роли была уникальна; он казался гуттаперчевой куклой, зверьком - да кем угодно…
Сейчас я понимаю, что артист сделал правильный выбор, потому что на конкурсе очень важна законченность современного номера, идея, которую он (номер) несёт. Но в дни конкурса казалось, что Аюпову и Лунёва просто «подставили» с репертуаром для второго тура, предложив им дуэт из «Витязя», вместо того, чтобы отдать фрагмент этого балета Вихареву. Или просто не смогли найти ничего подходящего для них, а времени уже не хватило. Или просто Виноградов хотел «засветиться» со своим новым балетом - не знаю.
В итоге Аюпова получила третью премию, а Лунёв - диплом. А я-то считала, что Александр как танцовщик намного сильнее Жанны как танцовщицы. Может быть, помимо закулисной борьбы за звания лауреатов и премии, сыграло свою роль то обстоятельство, что у мужчин была очень сильная конкуренция.
Артисты вернулись в театр и продолжали работать. Станцевали «Жизель» - очень свежо, потому что в те годы молоденьких Жизелей и Альбертов на нашей сцене практически не было. Хорошо ввелись в "Сильфиду". Наконец, дебютировали в «Спящей красавице». Я сидела очень близко к сцене и видела, как волновалась Аюпова. Парадокс, но она выглядела гораздо старше своих лет из-за плотно сжатого рта, особенно в первом акте. Танцевала она очень неплохо для дебютантки. Лунёв купался в роли. Больше всего я запомнила его во втором акте, когда, увидев видение Авроры, Дезире-Лунёв буквально воспарил над сценой в бравурных прыжках. Это был порыв влюблённого принца, готового на всё ради встречи с этой красавицей. Очень жаль, что сейчас в театре не идет вариант «Спящей красавицы» в постановке К.М.Сергеева! Дезире там есть что танцевать.
Прекрасно танцевали Жанна и Александр и дуэт Принцессы Флорины и Голубой птицы.
В 1988 годe в Париже проходили гастроли Кировского балета. Театр повез четыре состава «Жизели», причём О.М.Виноградов заранее заинтриговал зрителей молодёжным составом - Вероника Иванова-Александр Лунёв. Судя по отзывам, которые дошли до нас, ленинградцев, спектакль прошёл очень хорошо. Вероника Иванова выпускалась как раз во втором акте «Жизели» (кажется, в 1985 году). Она была ученицей Н.М.Дудинской. Не знаю, почему ставку сделали на неё, а не на Аюпову. Судя по статье Нины Аловерт, больше Лунёв не танцевал «Жизель» с Ивановой.
Александр Лунев танцевал и сольные партии. Например, я видела его первое выступление в партии Божка в «Баядерке». Казалось бы, это была стопроцентно его партия. Начал он лихо, зависая в воздухе в эффектных прыжках. Зал горячо зааплодировал. Но потом случился казус - Божок потерял шапку… Танцовщик расстроился, и комбинации шене и туров открутил уже без энтузиазма.
Я видела Лунёва в "Корсаре", в четвертом составе премьеры. Его Али был неудержим. Все исполнители этой партии в коде крутили большой пируэт. Лунёв поразил зрителей роскошными антраша. Зал ревел!
Помню ещё одну очень удачную партию Лунёва - один из двух Пьеро в па-де-труа из "Феи кукол". Он был Грустным Пьеро. Грим был соответствующий - белое лицо, на котором читалось: "Неудачник!" При шикарных прыжках этот Пьеро умудрялся быть недотёпой... Они с Сергеем Вихаревым составляли чудесную пару при Чистяковой-Фее.
Жанна Аюпова потихоньку-полегоньку продвигалась по служебной лестнице. Станцевала Одетту-Одиллию, вариации в «Пахите», «Шопениану» в паре с тем же Лунёвым.
И вдруг зрители узнали, что Лунёв ушёл из театра. Началась эпоха перестройки, и очень многие замкИ вдруг пооткрывались. Не знаю, что послужило причиной отъезда танцовщика. У Аловерт написано, что Александр ревновал руководителя к Рузиматову...
Не буду писать о Лунёве в пересказе. В статье Аловерт подробно написано о карьере артиста за границей. Виноградов на одной из встреч со зрителями заявил, что «Александр хотел вернуться обратно, но я сказал, что обратно я не принимаю» (что-то в этом роде).
Ходили слухи о каких-то пьянках-гулянках Лунёва, в которые я не очень-то верила. Но однажды встретила Лунёва в фойе театра в какой-то подозрительной компании из подвыпивших молодых людей. Сам танцовщик курил; вся компания, включая Лунёва, как говорится, «ржала»… Было это до его отъезда за границу.
Мне очень жаль, что всё сложилось так, как сложилось. Я только недавно узнала, что Лунёв бросил балет в расцвете сил, занялся бизнесом. Впрочем, во всём надо видеть хорошую сторону. Хорошо, что артист не опустился на дно жизни…
Жанна Аюпова выросла в очень профессиональную балерину. К сожалению, ей не хватило так называемого «пиара», «раскрутки имени». Как говорила в одной из телепередач Кургапкина, на самом взлёте карьеры, когда каждый день был на счету, когда надо было карабкаться на вершину, балерина решила рожать. Очень хорошо помню выражение лица педагога, когда она это говорила. Что ж, у самой Кургапкиной детей нет…
Можно считать, что карьера Аюповой сложилась хорошо. Она станцевала все ведущие классические партии; была партнёршей Р.Нуриева в его прощальном спектакле - «Сильфиде» в 1989 году. До сих пор помню её Джульетту, которую видела уже на закате карьеры балерины. Она была юна и прекрасна. Опять парадокс! Молоденькая Аюпова-Аврора в дебютном спектакле выглядела гораздо старше…
И мне очень жаль, что пара Жанна Аюпова- Александр Лунёв распалась, практически не состоявшись по-настоящему.
Фотографии поискала в интернете. Нашла немного, причём две - защищённые. Но - что есть, то есть...
Шопениана. По-моему, чудесная фотография!
Жанна Аюпова - Аврора
Написано - Шопениана. Но у Александра колет - как у Альберта в Жизели...
Фото с конкурса. У автора написано - "Корсар". Но это, конечно, "Витязь в тигровой шкуре"
P.S. Хотела написать фамилию автора двух последних фотографий, но почему-то мне повторно эти фотографии не найти.