Справедливость

Jan 13, 2024 00:05

Прочитал тут где-то, что в числе главных ценностей русского народа - справедливость. Там говорилось что-то вроде того, что главные ценности - конечно, примерно общие у всех. Но разные народы обладают собственными наборами предпочтений, все ценят справедливость, но у одних она двадцатая, у других первая ( Read more... )

ethics2, sociology7

Leave a comment

Comments 565

axsmyth January 12 2024, 21:12:34 UTC

Справедливость в смысле равенства перед законом - на мой взгляд просто не очень корректный перевод слова equity.

Reply

cmt96 January 12 2024, 22:25:04 UTC
Да, там equity, а тут justice…

Reply

axsmyth January 12 2024, 23:59:36 UTC

Мне сложно поставить знак равенства между синонимами. «Справедливость» - просто ещё один синоним в ряду к equity, justice, etc.

Reply

cmt96 January 13 2024, 13:36:04 UTC
С одной стороны, если бы речь шла о понятиях, то было бы всё равно, как что-нибудь называется; это такая особенность у понятий, их отличительный признак от слов. С другой стороны, в этом постинге явно речь идёт о словах, расписывается употребление слова - с чем связывается услышанное слово. А слова-то все разные, и уже между ними устанавливаются отношения - различия восприятий, взглядов. В том числе - отношения перевода. И тогда важно, чем "синонимы" различаются; "he is a just person" похоже на "он справедлив"…

Reply


ext_5684234 January 12 2024, 21:16:31 UTC

Справедливость по-русски - это очень простая вещь. Вот была сельская община, и она владела всей землёй. И, дабы избежать несправедливости, через 3-4 года участки, полученные отдельными членами общины, по ротации, как сказали бы сейчас, отдавались другим. Перераспределялись, чтобы никто не был ущемлён из-за того, что его участок оказался хуже, менее удобным и плодородным. Как-то так. У других народов такого нет очень давно.

Reply

dderedix January 13 2024, 00:54:00 UTC

Ровно наоборот. Исходя из справедливости, участки перераспределялись.

Reply

ext_3776482 January 13 2024, 06:53:34 UTC

избегание несправедливости и исхождение из справедливости не являются противоположными понятиями.

Reply

sokuvar January 13 2024, 14:54:27 UTC

Участки перераспределялись,чтобы не воевать из-за них,не начать поджигать усадьбы друг у друга.

Reply


lefantasy January 12 2024, 21:17:19 UTC
> А вы знаете справедливость? Она какая?

Вселенская.

> Так что вовне - это другие игры. Закон и месть, страсть и отчаяние - но не справедливость.

Справедливость именно вовне. Внутре она и не нужна никому.

Reply


axsmyth January 12 2024, 21:19:07 UTC

Для меня справедливость - это удовлетворённая месть, прямо по Стругацким. То есть, когда после (возможно) устранения несправедливости, у желавшего справедливости наступает удовлетворение от этого. То, что вы рассматриваете в качестве кандидата на справедливость - это просто попытки избыть вину. А вина - слишком неправильное чувство, чтобы с таким мотивом получилось что-нибудь дельное.

Reply

mevuelvoguajiro January 12 2024, 21:57:25 UTC

в каком объеме необходимо удовлетворять месть? вы уверены, что сможете получить удовлетворение от убийства убийцы?

Reply

anlok_alstaff January 12 2024, 23:14:45 UTC
В таком объёме, чтобы почувствовать удовлетворение. Когда Вы хотите пить, Вы до какой степени пьёте? До такой, пока не перестанете чувствовать жажду, верно? Вот видите, как всё просто.

Reply

az_greshny January 13 2024, 15:56:32 UTC

А если убійство убійцы не удовлетворило, что тогда? Надругаться надъ трупомъ? А если опять не помогло? Что дальше?

Reply


fortunatus January 12 2024, 21:22:05 UTC

Это какое-то необычное понимание справедливости, никогда не встречал, чтобы описанное так называлось.

Для меня справедливость не имеет никакого отношения ко внутренней жизни человека, это явление межчеловеческое. Если не задумываться, не пытаться формулировать и рефлексировать, а бухнуть первое, что приходит в голову, то справедливость для меня - это когда соблюдается принцип "как ты со мной поступаешь, так и я с тобой; как я с тобой, так и ты со мной".

Reply

cmt96 January 12 2024, 22:06:10 UTC
Справедливость по Сократу у Платона. Справедливость по Соловьёву… Это чисто внутренняя для человека вещь - как знать, что мои поступки правильные, справедливые. По-русски - обороты наподобие: "это суждение несправедливо" и проч. Справедливость по смыслу (значения - оставим… дело трудное) близка именно к правильности. Лично я обычно так и понимаю; какие-то "общественные" значения - это некрасивые, поспешные и нелепые способы сказать, собственно, то же самое, так как обычно-то считается, что правильно, справедливо, законно (в высшем, религиозном смысле слова "закон"; есть ведь и низший) - это, в конечном итоге, чтобы поровну… Ну и пусть считается; а если подумать?.. А если подумать, то это иногда даже и верно. А иногда - даже и нет.

Reply

fortunatus January 12 2024, 22:07:43 UTC

Нет, правильно-неправильно это другая шкала, чем справедливо-несправедливо.

Reply

mevuelvoguajiro January 12 2024, 22:12:30 UTC

отчего же. "как ты поступаешь со мной, так и я с тобой" очень часто будет несправедливо именно оттого, что неправильно. дать сдачи ребёнку или ответить лестью льстецу - не справедливость, но дешёвый заменитель. да и обокрасть вора, убить убийцу, оболгать лжеца - наказание самого себя в конечном итоге.

Reply


Leave a comment

Up