Прочитал тут где-то, что в числе главных ценностей русского народа - справедливость. Там говорилось что-то вроде того, что главные ценности - конечно, примерно общие у всех. Но разные народы обладают собственными наборами предпочтений, все ценят справедливость, но у одних она двадцатая, у других первая
(
Read more... )
Справедливость по-русски - это очень простая вещь. Вот была сельская община, и она владела всей землёй. И, дабы избежать несправедливости, через 3-4 года участки, полученные отдельными членами общины, по ротации, как сказали бы сейчас, отдавались другим. Перераспределялись, чтобы никто не был ущемлён из-за того, что его участок оказался хуже, менее удобным и плодородным. Как-то так. У других народов такого нет очень давно.
Reply
Ровно наоборот. Исходя из справедливости, участки перераспределялись.
Reply
избегание несправедливости и исхождение из справедливости не являются противоположными понятиями.
Reply
Участки перераспределялись,чтобы не воевать из-за них,не начать поджигать усадьбы друг у друга.
Reply
Аналогичный пример из современности: мобилизованные в 2022 году и их родственники считают, что справедливо было бы делать периодическую ротацию.
То есть, справедливость в обществе - это когда лямку тянет не один, а все по очереди. Либо тот, кто тянет лямку (потому что ему выпал жребий), получает за это справедливое вознаграждение (критерий: и все довольны, возмущенных нет).
Reply
Справедливость по-русски - это очень простая вещь. Вот была сельская община...
______________________________________________________________________
По-моему, у этого есть другое название - "уравниловка". Что касаемо сельской общины позапрошлого века, то в понятие "справедливости" там, если я не ошибаюсь, кроме прочего, входили так же: стук земскому, церковному и иному начальству о неподобающем поведении её членов, отправка рекрутов, а так же - фискальные функции.
Из-за своебразного понимания крестьянами так сказать "справедливости", община стала настоящим тормозом, кандалами для земельных реформ. Что привело в начале ХХ века к тому, что, в конце концов, случилось.
Могу ошибаться.
Reply
Reply
Возможно. В "вершинах культуры" многое осмысляется иначе, чем в скучной повседневной жизни. Но часто, как мне кажется, этим злоупотребляют.
Reply
Община стала настоящим тормозом движения к тому, что было недостижимо и не заслуживало стремления к себе.
Вот кто-то всем внушил, что уже известно, какие должны быть реформы, главное - это отключить тормоза.
Ну так, собственно, тридцать лет назад как раз отключили. Врезали на полную катушку. Результат? - возврат на исходную точку с большими потерями.
Жизнь всегда сама определяет, какие реформы нужны. Вопрос только в том, готовы ли мы следовать её требованиям.
Reply
Жизнь всегда сама определяет, какие реформы нужны. Вопрос только в том, готовы ли мы следовать её требованиям.
__________________________________
Под "реформами" подразумевалась, в частности, отмена крепостного права в 1861 году. Если Вы признаёте, что крестьянство (с которым Вы себя, кажется, отождествляете, употребив местоимение "мы") было не готово к принятию на себя ответственности за свою жизнь и хозяйство, не связанных ни с барином, ни с сельским старостой, то это - довольно печальная характеристика "справедливости по-русски".
Прапрадед мой решил для себя эту проблему довольно радикально: не выходя из общины и продолжая отдавать плату за землю (которую он по старинке называл "оброком"), он переехал в окрестности Серпухова и завёл там красильную мастерскую. Позже, в 1893 году, будучи уже глубоким стариком, он, с немалыми трудностями, откупился от общины вовсе и перешёл в мещанское сословие. Тем самым он дал возможность своим детям и внукам получить прекрасное городское образование.
Община не хотела его отпускать, как ( ... )
Reply
Читая это, можно подумать, что община была каким-то помещиком-паразитом, сдававшим землю в аренду. Но на самом деле деньги в оплату за землю нужно было вносить потому, что земля была общине отдана не бесплатно, и её надо было оплатить в течение, насколько я припоминаю, 50 лет. Так что здесь ситуация была, по-видимому, такова, что, влезши вместе со всеми поневоле, по решению царя, в этот долг, Ваш предок затем пытался отказаться платить свою долю. Ну, то, как говорится, такэ.
А вообще община просто распределяла землю по числу работников в семье, бесплатно и много веков.
Сам же общинный уклад был адекватен условиям ведения хозяйства в "зоне рискованного земледелия", вот и всё.это, как и всегда, было, так сказать, энергетически выгодным стационарным состоянием, позволявшим всем выжить.
Reply
Вы ошибаетесь. "Предок" никогда не был в долгу у общины. Напротив, он долгое ремя регулярно вносил оплату за всё причитающееся. А вот общиннички-богоносцы постоянно требовали всё новые и новые платежи. Не только за землю, но и на другие, порой высосанные из пальца, сборы и "нужды". Порой это были просто откровенные взятки для старосты. Тому есть документальные свидетельства - письма прапрадеда родне. Там описаны довольно драматичные события.
Переход из крестьянского в городское сословие занял у "предка", как Вы его называете, довольно длительное время. В течение этого времени ему, уже старому и тяжело больному человеку, приходилось изворачиваться всеми силами мажду Сциллой госудорственной бюрократии и Харибдой общинного "правосознания". Примечательно так же, что всё это время своим участком земли он давно уже не пользовался, отдав его в распоряжение общины.
Такая вот вышла тогда "справедливость по русски", прошу прощения.
Reply
Я думаю, тут всем всё понятно. Речь шла о взносах в казну.
Reply
Кстати, выйти в то же время из какой-то городской корпорации было ещё труднее.
Reply
Я рассказал Вам всю эту истрию потому, что, наверное, не стоило бы так уж идеализировать сельскую общину образца ХIХ века. Если в прежние, (может даже - в домонгольские) времена она и была полезным инструментом выживания в условиях рискованного земледелия, то в индустриальную эпоху, с ней, как с органом крестьянского самоуправления, всё было кончено. Она превратилась, можно сказать, в особую часть государственного аппарата, давившего всё живое и оригинальное. Только средства и мотивы для давления у неё были другие.
Reply
Дело тут не в сельской общине как таковой, выйти из купеческой гильдии какой-нибудь было бы труднее, тут взятками старосте не отделаешься. Далее, во что превратилась община после реформ - это вопрос отдельный, он не относится к её сути, принципы же равенства, взаимопомощи, справедливого распределения ресурсов в человеческом обществе - это нечто, действительно, изначальное и истинное, и то, что у нас это сохранилось до "индустриальной эпохи", - это большое достижение, поскольку истинный прогресс своим итогом всегда имеет возвращение к основанию. И вот, собственно, на Западе после разложения феодализма модернизацию осуществили городские общины (которые изначально были вполне себе "тоталитарными" тоже), но это стало возможно только потому, что города там существовали с римских времён, как и обеспечивающая их статус правовая система. У нас такие общины сложиться не могли, поэтому индустриальную модернизацию и осуществила та же сельская община, воплотившаяся в итоге в "едином народнохозяйственном комплексе" СССР. Именно нравственный строй ( ... )
Reply
Leave a comment