Справедливость

Jan 13, 2024 00:05

Прочитал тут где-то, что в числе главных ценностей русского народа - справедливость. Там говорилось что-то вроде того, что главные ценности - конечно, примерно общие у всех. Но разные народы обладают собственными наборами предпочтений, все ценят справедливость, но у одних она двадцатая, у других первая ( Read more... )

ethics2, sociology7

Leave a comment

ext_5684234 January 12 2024, 21:16:31 UTC

Справедливость по-русски - это очень простая вещь. Вот была сельская община, и она владела всей землёй. И, дабы избежать несправедливости, через 3-4 года участки, полученные отдельными членами общины, по ротации, как сказали бы сейчас, отдавались другим. Перераспределялись, чтобы никто не был ущемлён из-за того, что его участок оказался хуже, менее удобным и плодородным. Как-то так. У других народов такого нет очень давно.

Reply

dderedix January 13 2024, 00:54:00 UTC

Ровно наоборот. Исходя из справедливости, участки перераспределялись.

Reply

ext_3776482 January 13 2024, 06:53:34 UTC

избегание несправедливости и исхождение из справедливости не являются противоположными понятиями.

Reply

sokuvar January 13 2024, 14:54:27 UTC

Участки перераспределялись,чтобы не воевать из-за них,не начать поджигать усадьбы друг у друга.

Reply

antroparium January 13 2024, 02:11:38 UTC

Аналогичный пример из современности: мобилизованные в 2022 году и их родственники считают, что справедливо было бы делать периодическую ротацию.

То есть, справедливость в обществе - это когда лямку тянет не один, а все по очереди. Либо тот, кто тянет лямку (потому что ему выпал жребий), получает за это справедливое вознаграждение (критерий: и все довольны, возмущенных нет).

Reply

ext_3943313 January 13 2024, 04:19:48 UTC

Справедливость по-русски - это очень простая вещь. Вот была сельская община...
______________________________________________________________________

По-моему, у этого есть другое название - "уравниловка". Что касаемо сельской общины позапрошлого века, то в понятие "справедливости" там, если я не ошибаюсь, кроме прочего, входили так же: стук земскому, церковному и иному начальству о неподобающем поведении её членов, отправка рекрутов, а так же - фискальные функции.

Из-за своебразного понимания крестьянами так сказать "справедливости", община стала настоящим тормозом, кандалами для земельных реформ. Что привело в начале ХХ века к тому, что, в конце концов, случилось.

Могу ошибаться.

Reply

bird_of_feather January 13 2024, 04:46:18 UTC
Справедливость по-русски, если смотреть на достигнутые вершины русской культуры, очень близка к тому, что о ней сказано в посте: не то, что ценности не имеет, а просто другие дела есть. Если в литературе, то справедливо, казалось бы, мщение Дубровского, негодующие и полные ненависти обличения Настасьи Филипповны, или "бунт" Павла против Иудушки (беру первые попавшиеся примеры). Во всех случаях авторы настроены скептически. Справедливость как ценность нигде не присутствует, нигде не торжествует как значимый факт содержания. Ну, может быть, в "Что делать" только и тому подобных произведениях, слабых и наивных.

Reply

ext_3943313 January 13 2024, 04:59:21 UTC

Возможно. В "вершинах культуры" многое осмысляется иначе, чем в скучной повседневной жизни. Но часто, как мне кажется, этим злоупотребляют.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 03:13:42 UTC

Община стала настоящим тормозом движения к тому, что было недостижимо и не заслуживало стремления к себе.

Вот кто-то всем внушил, что уже известно, какие должны быть реформы, главное - это отключить тормоза.

Ну так, собственно, тридцать лет назад как раз отключили. Врезали на полную катушку. Результат? - возврат на исходную точку с большими потерями.

Жизнь всегда сама определяет, какие реформы нужны. Вопрос только в том, готовы ли мы следовать её требованиям.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 05:03:07 UTC

Жизнь всегда сама определяет, какие реформы нужны. Вопрос только в том, готовы ли мы следовать её требованиям.

__________________________________

Под "реформами" подразумевалась, в частности, отмена крепостного права в 1861 году. Если Вы признаёте, что крестьянство (с которым Вы себя, кажется, отождествляете, употребив местоимение "мы") было не готово к принятию на себя ответственности за свою жизнь и хозяйство, не связанных ни с барином, ни с сельским старостой, то это - довольно печальная характеристика "справедливости по-русски".

Прапрадед мой решил для себя эту проблему довольно радикально: не выходя из общины и продолжая отдавать плату за землю (которую он по старинке называл "оброком"), он переехал в окрестности Серпухова и завёл там красильную мастерскую. Позже, в 1893 году, будучи уже глубоким стариком, он, с немалыми трудностями, откупился от общины вовсе и перешёл в мещанское сословие. Тем самым он дал возможность своим детям и внукам получить прекрасное городское образование.

Община не хотела его отпускать, как ( ... )

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 13:14:47 UTC

Читая это, можно подумать, что община была каким-то помещиком-паразитом, сдававшим землю в аренду. Но на самом деле деньги в оплату за землю нужно было вносить потому, что земля была общине отдана не бесплатно, и её надо было оплатить в течение, насколько я припоминаю, 50 лет. Так что здесь ситуация была, по-видимому, такова, что, влезши вместе со всеми поневоле, по решению царя, в этот долг, Ваш предок затем пытался отказаться платить свою долю. Ну, то, как говорится, такэ.

А вообще община просто распределяла землю по числу работников в семье, бесплатно и много веков.

Сам же общинный уклад был адекватен условиям ведения хозяйства в "зоне рискованного земледелия", вот и всё.это, как и всегда, было, так сказать, энергетически выгодным стационарным состоянием, позволявшим всем выжить.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 14:37:14 UTC

Вы ошибаетесь. "Предок" никогда не был в долгу у общины. Напротив, он долгое ремя регулярно вносил оплату за всё причитающееся. А вот общиннички-богоносцы постоянно требовали всё новые и новые платежи. Не только за землю, но и на другие, порой высосанные из пальца, сборы и "нужды". Порой это были просто откровенные взятки для старосты. Тому есть документальные свидетельства - письма прапрадеда родне. Там описаны довольно драматичные события.

Переход из крестьянского в городское сословие занял у "предка", как Вы его называете, довольно длительное время. В течение этого времени ему, уже старому и тяжело больному человеку, приходилось изворачиваться всеми силами мажду Сциллой госудорственной бюрократии и Харибдой общинного "правосознания". Примечательно так же, что всё это время своим участком земли он давно уже не пользовался, отдав его в распоряжение общины.

Такая вот вышла тогда "справедливость по русски", прошу прощения.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 15:08:55 UTC

Я думаю, тут всем всё понятно. Речь шла о взносах в казну.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 15:27:51 UTC

Кстати, выйти в то же время из какой-то городской корпорации было ещё труднее.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 15:55:28 UTC

Я рассказал Вам всю эту истрию потому, что, наверное, не стоило бы так уж идеализировать сельскую общину образца ХIХ века. Если в прежние, (может даже - в домонгольские) времена она и была полезным инструментом выживания в условиях рискованного земледелия, то в индустриальную эпоху, с ней, как с органом крестьянского самоуправления, всё было кончено. Она превратилась, можно сказать, в особую часть государственного аппарата, давившего всё живое и оригинальное. Только средства и мотивы для давления у неё были другие.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 16:11:32 UTC

Дело тут не в сельской общине как таковой, выйти из купеческой гильдии какой-нибудь было бы труднее, тут взятками старосте не отделаешься. Далее, во что превратилась община после реформ - это вопрос отдельный, он не относится к её сути, принципы же равенства, взаимопомощи, справедливого распределения ресурсов в человеческом обществе - это нечто, действительно, изначальное и истинное, и то, что у нас это сохранилось до "индустриальной эпохи", - это большое достижение, поскольку истинный прогресс своим итогом всегда имеет возвращение к основанию. И вот, собственно, на Западе после разложения феодализма модернизацию осуществили городские общины (которые изначально были вполне себе "тоталитарными" тоже), но это стало возможно только потому, что города там существовали с римских времён, как и обеспечивающая их статус правовая система. У нас такие общины сложиться не могли, поэтому индустриальную модернизацию и осуществила та же сельская община, воплотившаяся в итоге в "едином народнохозяйственном комплексе" СССР. Именно нравственный строй ( ... )

Reply


Leave a comment

Up