Справедливость

Jan 13, 2024 00:05

Прочитал тут где-то, что в числе главных ценностей русского народа - справедливость. Там говорилось что-то вроде того, что главные ценности - конечно, примерно общие у всех. Но разные народы обладают собственными наборами предпочтений, все ценят справедливость, но у одних она двадцатая, у других первая ( Read more... )

ethics2, sociology7

Leave a comment

ext_3943313 January 14 2024, 05:03:07 UTC

Жизнь всегда сама определяет, какие реформы нужны. Вопрос только в том, готовы ли мы следовать её требованиям.

__________________________________

Под "реформами" подразумевалась, в частности, отмена крепостного права в 1861 году. Если Вы признаёте, что крестьянство (с которым Вы себя, кажется, отождествляете, употребив местоимение "мы") было не готово к принятию на себя ответственности за свою жизнь и хозяйство, не связанных ни с барином, ни с сельским старостой, то это - довольно печальная характеристика "справедливости по-русски".

Прапрадед мой решил для себя эту проблему довольно радикально: не выходя из общины и продолжая отдавать плату за землю (которую он по старинке называл "оброком"), он переехал в окрестности Серпухова и завёл там красильную мастерскую. Позже, в 1893 году, будучи уже глубоким стариком, он, с немалыми трудностями, откупился от общины вовсе и перешёл в мещанское сословие. Тем самым он дал возможность своим детям и внукам получить прекрасное городское образование.

Община не хотела его отпускать, как добросовестного плательщика за земельный участок, которым он не пользовался. В сохранившихся письмах прапрадед рассказывает о многочисленных случаях вымогательства со стороны "общинничков" и даже угроз убийством.

Не знаю, впрочем, интересно ли Вам читать про все эти подробности моей личной биографии..

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 13:14:47 UTC

Читая это, можно подумать, что община была каким-то помещиком-паразитом, сдававшим землю в аренду. Но на самом деле деньги в оплату за землю нужно было вносить потому, что земля была общине отдана не бесплатно, и её надо было оплатить в течение, насколько я припоминаю, 50 лет. Так что здесь ситуация была, по-видимому, такова, что, влезши вместе со всеми поневоле, по решению царя, в этот долг, Ваш предок затем пытался отказаться платить свою долю. Ну, то, как говорится, такэ.

А вообще община просто распределяла землю по числу работников в семье, бесплатно и много веков.

Сам же общинный уклад был адекватен условиям ведения хозяйства в "зоне рискованного земледелия", вот и всё.это, как и всегда, было, так сказать, энергетически выгодным стационарным состоянием, позволявшим всем выжить.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 14:37:14 UTC

Вы ошибаетесь. "Предок" никогда не был в долгу у общины. Напротив, он долгое ремя регулярно вносил оплату за всё причитающееся. А вот общиннички-богоносцы постоянно требовали всё новые и новые платежи. Не только за землю, но и на другие, порой высосанные из пальца, сборы и "нужды". Порой это были просто откровенные взятки для старосты. Тому есть документальные свидетельства - письма прапрадеда родне. Там описаны довольно драматичные события.

Переход из крестьянского в городское сословие занял у "предка", как Вы его называете, довольно длительное время. В течение этого времени ему, уже старому и тяжело больному человеку, приходилось изворачиваться всеми силами мажду Сциллой госудорственной бюрократии и Харибдой общинного "правосознания". Примечательно так же, что всё это время своим участком земли он давно уже не пользовался, отдав его в распоряжение общины.

Такая вот вышла тогда "справедливость по русски", прошу прощения.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 15:08:55 UTC

Я думаю, тут всем всё понятно. Речь шла о взносах в казну.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 15:27:51 UTC

Кстати, выйти в то же время из какой-то городской корпорации было ещё труднее.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 15:55:28 UTC

Я рассказал Вам всю эту истрию потому, что, наверное, не стоило бы так уж идеализировать сельскую общину образца ХIХ века. Если в прежние, (может даже - в домонгольские) времена она и была полезным инструментом выживания в условиях рискованного земледелия, то в индустриальную эпоху, с ней, как с органом крестьянского самоуправления, всё было кончено. Она превратилась, можно сказать, в особую часть государственного аппарата, давившего всё живое и оригинальное. Только средства и мотивы для давления у неё были другие.

Reply

ext_5684234 January 14 2024, 16:11:32 UTC

Дело тут не в сельской общине как таковой, выйти из купеческой гильдии какой-нибудь было бы труднее, тут взятками старосте не отделаешься. Далее, во что превратилась община после реформ - это вопрос отдельный, он не относится к её сути, принципы же равенства, взаимопомощи, справедливого распределения ресурсов в человеческом обществе - это нечто, действительно, изначальное и истинное, и то, что у нас это сохранилось до "индустриальной эпохи", - это большое достижение, поскольку истинный прогресс своим итогом всегда имеет возвращение к основанию. И вот, собственно, на Западе после разложения феодализма модернизацию осуществили городские общины (которые изначально были вполне себе "тоталитарными" тоже), но это стало возможно только потому, что города там существовали с римских времён, как и обеспечивающая их статус правовая система. У нас такие общины сложиться не могли, поэтому индустриальную модернизацию и осуществила та же сельская община, воплотившаяся в итоге в "едином народнохозяйственном комплексе" СССР. Именно нравственный строй сельской общины стал позитивной основой создания всего, что мы имеем, и никакой альтернативы тут на самом деле не было. Для развития "живого и оригинального", прости Господи, объективно не было условий, жизнь это многократно подтвердила. И сейчас уже вполне очевидно, что дальнейшее существование человечества будет определяться синтезом, связанным с возвращением к позитивному основанию цивилизации вообще.

Reply

ext_3943313 January 14 2024, 19:24:19 UTC

По поводу сложности выхода из купеческих гильдий - забавно. Настаивать не буду, но, по-моему, само наличие в русском языке слова "разгильдяй" может говорить об обратном. Или, возможно, "разгильдяями" называли купцов, изгнанных из гильдии по каким-то компрометирующим обстоятельствам?))

По поводу Вашей оценки различий в особенностях развития обществ Запада и Востока в эпоху зарождения модерна возражений нет. Так как у меня нет и связанного с этим прямого или фамильного опыта.

Счастливо, Ваша позиция понятна, занятно было побеседовать.

Reply


Leave a comment

Up