Обиженные: декларативная простота и демонстративная избыточность

Apr 05, 2018 17:27

Впрочем, гипотеза у меня есть. Порог Нового Средневековья. Формирование сословного общества. Людям кажется (или не кажется?), что сейчас определяется статус их самих и их потомков, и что повышение статуса может быть достигнуто посредством луженой глотки. А вдруг в класс господ (который не резиновый) будут записывать по факту знания старой орфографии или алгебраической геометрии? Абсолютно бредовая мысль - ну а вдруг? Дустом тех и других, дустом. На всякий случай. А то самим места не достанется.
https://flying-bear.livejournal.com/2517806.html

Думаю, дело обстоит не менее нелепо, но не совсем так.
С образования новой России, с 90-х годов, быстро идут процессы дифференциации. Прежнее общество равенства становится все более неравным (при том, что оно никогда не было обществом равных, но имущественное неравенство все же было меньше и идеология работала равенства). Помимо процессов имущественного расслоения, идут еще освобождение государства от социального груза. Там все не просто, одновременно работает популистская фразеология, но в целом государство не жаждет управлять народом и не жаждет нести ответственность за благополучие населения, и люди, несомненно, это очень ощущают - осознанность того, кто и зачем что делает, невелика, но сознание собственной незащищенности присутствует.

И вот в таком обществе, где появились "новые бедные" и большие группы людей, прежде бывшие "вполне равными", опускаются на социальное дно (что не противоречит тому, что активным единицам открылись некоторые социальные лифты, впрочем, они тут же так же и закрылись) - имеются люди, которые демонстрируют очень яркое поведение. Они демонстрируют знания, которые прежде всего не функциональны - то есть у них столько сил, что они приобрели очень развитые и сложные системы знания, не дающие им никаких преимуществ - просто так, для себя. Нет, никто их не считает начальниками и кандидатами в верхние эшелоны общества. Ситуация проще. Считается, что всем плохо. Многие имеют весьма специальные знания, но всякий раз это можно понять как попытки приспособиться к какой-то работе, месту. Многие, к примеру, были программистами, имеют существенные познания, которые ими сейчас не используются - но это понятно, зачем, это было для выживания и сейчас еще иногда может пригодиться. А когда человек не стесняется демонстрировать, что у него возможностей и способностей столько, что он может тратить большие объемы времени для получения низачем не полезных знаний, это читается исключительно как демонстрация и высокомерие. Все ходят в серой и коричневой мешковатой одежде, а тут кто-то демонстративно носит шпоры, треуголку и султан на ней. Лошадей нет, шпоры явно низачем, - он выделывается.

А общее поведение - не выделываться. Обратите внимание. В отличие от когдатошних времен даже весьма обеспеченные люди, если нет ситуации, когда обязателен некий дресс-код, ходят очень плохо одетыми. Я не буду уточнять, но, кажется, это вполне очевидно. Язык современного костюма - "я простой парень, у меня ни вкуса, ни достатка, хотите, прямо сейчас под машину залезу". И так - до самого дна, то есть не только с костюмом, но и со всем прочим. Мат, низкий стиль общения стал кодом посвящения и обычной практикой всех элитных слоев, это сигнал искренности. Сейчас священники матерятся, если хотят показать, что говорят всерьез, а не "по обязанности". И вот этот низкий культурный регистр затопил решительно все - речь не о том, что какое-то конкретно искусство (живопись или еще что) стало "низким", нет, это просто общий язык современности: низкий регистр стал общепринятым, знаете, как в варварской латыни когда-то "черепок" заменил "голову".

И на этом фоне, когда принятая форма поведение - режим "простеца", и хорошие актеры по жизни добавляют в этот простецкий образ продуманные черты (это - простой парень, но умный; простой, но работящий; простой, но палец в рот не клади - и прочие вариации простого) - некто осмеливается быть непохожим, избыточным, ярким, живущим, а не выживающим. Такое могут позволить себе лишь маски артистов, звезд (маски, а не реальные звезды, - у тех нормирующее влияние под давящим светом публичности еще сильнее) - а тут вовсе не артист во время съемок, не шоумен при исполнении, а просто для себя. Ну конечно, это он чтобы нас всех обидеть, еще бы, иначе зачем, ну зачем же он позволяет себе быть таким независящим от пользы и демонстративно не сегодняшним днем живущим? Только чтобы показать, какие мы низкие, другой цели у него нет, у него просто не может быть собственной внутренней цели, он что, хочет показать, что он один независимый, а все остальные тут рабы, его, что ли, рабы? Вот видите, весь комплекс наружу вылез.

ethnography, sociology7

Previous post Next post
Up