Неприличная мысль

Nov 01, 2014 09:23

В цитате ниже Хайдеггер ("Что значит мыслить?") высказывает, как он говорит, неприличный тезис - что наука не мыслит, не способна.
Read more... )

books4, science4

Leave a comment

Comments 133

tom2k4 November 1 2014, 06:33:17 UTC
в смысле мышления мышления

Reply

ivanov_petrov November 1 2014, 20:25:34 UTC
в смысле, что в науке нет рефлексии? Или еще что-то?

Reply

tom2k4 November 2 2014, 06:35:57 UTC
в смысле что в науке нет рефлексии самого рефлексирующего сознания
это предмет философии

Reply


urbeck November 1 2014, 06:35:39 UTC
Может быть, здесь под мышлением понимается процесс умозаключений, опорой которых могут быть самые вычурные доводы? В то время как наука для доказательства имеет право пользоваться только фактами?

Reply

ivanov_petrov November 1 2014, 20:26:17 UTC
Ээ... Ну, версия, конечно.

Reply


prostak_1982 November 1 2014, 06:37:25 UTC
Про научное творчество есть интереснейшая книга А. Мигдала "Поиски истины". Я бы не сказал, что наука не творит, а во-вторых, не пытается анализировать процесс своего творчества.

Reply

ivanov_petrov November 1 2014, 20:26:26 UTC
Спасибо

Reply


dadanaida November 1 2014, 06:47:45 UTC
я бы сформулировала понимание так:
из цитаты можно вывести противопоставление науки (как потенциально мыслящей) - мыслителю. То есть, наука - это явление того же порядка, что и мышление, его источник или результат, но она не является субъектом мышления. Можно мыслить и без науки - это ведь тоже будет мышлением. Мышление и наука - это процесс и объект, но источником и того, и другого, является некий индивидуальный или коллективный носитель разума и воли к познанию.

Reply

ivanov_petrov November 1 2014, 20:27:15 UTC
Коллектив тоже может мыслить?

Reply

dadanaida November 1 2014, 21:16:39 UTC
коллектив скорее как объединение отдельных мыслящих единиц.. но полагаю что процессы мышления индивидов могут и переплетаться в единое)

Reply


egor_13 November 1 2014, 06:58:02 UTC
Думаю, что
1) имел он в виду под "наукой" науки не общественные, а естественные, точные и прикладные социальные,
2) которые основываются на фактах, но не могут от них совершенно абстрагироваться в область чисто умозрительную, потому как тогда это будет не наука,
к тому же 3) это перевод, и не знаю, насколько точный.

Reply

ivanov_petrov November 1 2014, 20:27:43 UTC
То есть общественные науки могут мыслить, а естественные нет?

Reply

egor_13 November 2 2014, 00:39:41 UTC
В том смысле, в котором хотел сказать Хайдеггер, - видимо, нет :)

Reply

sokol_888 November 2 2014, 11:22:43 UTC
Я тоже так подумал сначала, потом передумал - такое деление противоречит последних несколких
предложениях: ведь социалние/гумантарние дисциплини как раз занимаются убедителним доказателством всего от некоторих предпосилках и допущениях. А ето не то что ищется: публичное
представление панелное привлекателностей не интимное несокритое и волное явление красоти при самосокритии себя.

Reply


Leave a comment

Up