Объяснено несколько загадочных обстоятельств: промышленная революция началась в Англии, но именно английское инженерное образование было в Европе отстающим; русское инж. образование возникло одним из первых и было прекрасно организовано, однако потом стало отставать и т.п. рассмотрены факторы, влияющие на инж. образование и саму инженерию,
(
Read more... )
В целом на концепцию (два основных типа - континентальный и англосаксонский) это не влияет, но все же надо отдельно отметить Германию, где первым (в последней трети XIX в.) сформировалось массовое техническое образование, причем двухпоточное - со статусом высшего, и со статусом среднего (далеко не все заведения получали в итоге статус Hochschulen - раз учитываем наш Технологический "практического" периода, надо учитывать и более массовые немецкие аналоги), и при этом континентального типа (сильная господдержка) - вот что это напоминает ? :-). Отличие от позднейшего советского периода - в Союзе немецких инженеров, в Германии лицо профессии формировалось с участием общественной организации, продвигавшей для нее статус высшего образования. В общем, для Германии конца XIX в. количество инженерного образования и кадров надо повысить по сравнению с получаемым в результате признанного высшего образования (в 1890 каком-то году инженером могли быть выпускники одного и того же заведения как до, так и после признания его высшим, просто один старый, другой молодой), в литературе можно найти цифру свыше 100 тыс. инженеров всех видов происхождения к началу XX в. в Германии (пусть часть по-русски скорее "техники" - но надо помнить о приобретении статуса инженеров частью прежних техников и в ранний совесткий период). Для англосаксонского мира стоит добавить влияние на инженерную медицинской профессии (со вполне специальными знаниями, еще большей ответственностью и т.п.), только постепенно формализуемой - в Англии врачей в 1840 г. было поэтому больше, чем в 1870-м (ЕМНИП и в абсолютных числах, не только по доле в населении; а по доле, наверно, и в 1913 г. меньше), т.к. критерии входа в профессию ужесточались. Для России надо отметить перепроизводство инженерных кадров в первые десятилетия после Великих реформ (опережало развитие промышленности - 400 штук в год с конца 1860-х еще не надо было). Значительная часть шла в чиновники (а часть в революционеры, особенно на рубеже 1880-1890-х); лишь инженеры путей сообщения были востребованы по специальности все время, и только после промышленного бума 90-х в начале XX в. установился баланс. Да и вообще в современном виде инженерная профессия в мировом масштабе сформировалась, видимо, только накануне ПМВ, т.е. с принципиальным принятием общего критерия особого рода высшего образования, до того в разных "отрядах" были разные критерии (как ранее деление на терапевтов, аптекарей и хирургов в медицине). Французская идея, развитая на немецкой почве под англосаксонский тип применения :-)
Reply
Не могу сходу вспомнить, у кого читал, что перепроизводство квалифицированных кадров -- обязательное предусловие быстрого развития. Там речь шла про перепроизводство выпускников университетов в Европе перед промышленной революцией. И да, они шли работать "не по специальности", куда ни попадя, тем более что точным наукам тогда не больно-то хорошо учили (да по части направлений ещё и нечему было путём учить). А все равно. Это все равно давление на рынок труда, которое "выдавливает" подходящих людей в новые перспективные отрасли.
Reply
Reply
Leave a comment