История инженерного образования

Sep 30, 2024 09:20

Объяснено несколько загадочных обстоятельств: промышленная революция началась в Англии, но именно английское инженерное образование было в Европе отстающим; русское инж. образование возникло одним из первых и было прекрасно организовано, однако потом стало отставать и т.п. рассмотрены факторы, влияющие на инж. образование и саму инженерию, ( Read more... )

Leave a comment

b_graf September 30 2024, 15:42:23 UTC
Технологический первые 30 лет не был полноценным вузом, скорее среднее специальное. Просто по составу поступающих - изначально предполагались грамотные подростки нижних городских слоев (мещане, цеховые, купцы 3-ей гильдии), также - характер обучения (многочисленные мастерские - в названии первоначально было "практический"). Т.е. в "практический" период Технологический институт был заведением иного типа, не как Институт инженеров путей сообщения, может быть ближе к массовым германским техническим школам, когда они не имели ни высшего, ни университетского статуса (и по возрасту учащихся тоже похожи - ссузы). Горный старше Технологического во всех отношениях (и как специальное, и как высшее) - вот странно, что не оценен, т.к. вскоре пришли к той же корпусной организации, что у инженеров путей сообщения, весьма характерной для России (с военным образцом). Кстати, корпусная организация тоже из Франции позаимствована, там она старше Школы дорог и мостов (по образцу которой, равно как и позднейшей Политехнической школы эпохи революции все первые заграничные инженерные вузы). А для США аграрные колледжи следует отделить от инженерных, т.к. аграрные часто скорее часть девелоперских проектов при строительстве новых городов (вот вместе с обязательным отелем, как бонус :-)).

В целом на концепцию (два основных типа - континентальный и англосаксонский) это не влияет, но все же надо отдельно отметить Германию, где первым (в последней трети XIX в.) сформировалось массовое техническое образование, причем двухпоточное - со статусом высшего, и со статусом среднего (далеко не все заведения получали в итоге статус Hochschulen - раз учитываем наш Технологический "практического" периода, надо учитывать и более массовые немецкие аналоги), и при этом континентального типа (сильная господдержка) - вот что это напоминает ? :-). Отличие от позднейшего советского периода - в Союзе немецких инженеров, в Германии лицо профессии формировалось с участием общественной организации, продвигавшей для нее статус высшего образования. В общем, для Германии конца XIX в. количество инженерного образования и кадров надо повысить по сравнению с получаемым в результате признанного высшего образования (в 1890 каком-то году инженером могли быть выпускники одного и того же заведения как до, так и после признания его высшим, просто один старый, другой молодой), в литературе можно найти цифру свыше 100 тыс. инженеров всех видов происхождения к началу XX в. в Германии (пусть часть по-русски скорее "техники" - но надо помнить о приобретении статуса инженеров частью прежних техников и в ранний совесткий период). Для англосаксонского мира стоит добавить влияние на инженерную медицинской профессии (со вполне специальными знаниями, еще большей ответственностью и т.п.), только постепенно формализуемой - в Англии врачей в 1840 г. было поэтому больше, чем в 1870-м (ЕМНИП и в абсолютных числах, не только по доле в населении; а по доле, наверно, и в 1913 г. меньше), т.к. критерии входа в профессию ужесточались. Для России надо отметить перепроизводство инженерных кадров в первые десятилетия после Великих реформ (опережало развитие промышленности - 400 штук в год с конца 1860-х еще не надо было). Значительная часть шла в чиновники (а часть в революционеры, особенно на рубеже 1880-1890-х); лишь инженеры путей сообщения были востребованы по специальности все время, и только после промышленного бума 90-х в начале XX в. установился баланс. Да и вообще в современном виде инженерная профессия в мировом масштабе сформировалась, видимо, только накануне ПМВ, т.е. с принципиальным принятием общего критерия особого рода высшего образования, до того в разных "отрядах" были разные критерии (как ранее деление на терапевтов, аптекарей и хирургов в медицине). Французская идея, развитая на немецкой почве под англосаксонский тип применения :-)

Reply

iv_an_ru October 5 2024, 01:36:04 UTC

Не могу сходу вспомнить, у кого читал, что перепроизводство квалифицированных кадров -- обязательное предусловие быстрого развития. Там речь шла про перепроизводство выпускников университетов в Европе перед промышленной революцией. И да, они шли работать "не по специальности", куда ни попадя, тем более что точным наукам тогда не больно-то хорошо учили (да по части направлений ещё и нечему было путём учить). А все равно. Это все равно давление на рынок труда, которое "выдавливает" подходящих людей в новые перспективные отрасли.

Reply

b_graf October 6 2024, 13:30:54 UTC
В случае РИ к концу периода это скорее вело к экспорту потенциальных инженерных кадров (вроде Красина - эмигрировавший революционер, за границей - инженер), а в востребованной части (инженеры путей сообщения), наоборот, был затруднен их импорт (выпускники ИИПС имели преимущества по службе перед закончившими заграничные учебные заведения). Но уровень чиновничества за счет невостребованных по прямой специальности повышался, конечно, т.е. нельзя сказать, что всё впустую.

Reply


Leave a comment

Up