История экспроприаций и разбоя.Атаман Алена Арзамасская

Mar 09, 2014 15:10





Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена)-год рождения неизвестен,родилась в селе Выездная Слобода, Арзамас - 1670) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина.

Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом.С детства любила слушать истории о воинских подвигах, о том, как арзамасские крестьяне вилами и рогатинами прогнали со своих угодий жадных монахов, пытавшихся захватить общинную землю.

Положение женщины-крестьянки в феодальной России было тяжелым и бесправным. С малых лет вместе с другими членами семьи выходила Алена на работу на государеву пашню, ее день с раннего утра и до позднего вечера был заполнен трудом. Как и другие девочки, ее сверстницы, она год от года осваивала льняное искусство. Работа со льном - исстари на Руси женская доля. Поначалу нужно научиться тереблению льна. Дело это долгое, утомительное, руки от постоянного дерганья льняных прядей все в занозах, пальцы немеют. Но зато, научившись теребить лен, можно браться за любую другую работу. После теребления следовало еще множество трудовых операций со льном, в результате которых получалась пряжа.
Если прясть умела едва ли не любая русская женщина, то тканье могла освоить не всякая. Алена выучилась этому непростому искусству еще юной девушкой. Успевала она со скотиной управиться, и накосить, и стог сметать. Посвататься к такой работящей невесте охотников было много. Да и лицом, всей статью была Алена видной избранницей. Замуж она вышла за крестьянина своей родной слободы. Замужество для женщины--это прежде всего поддержка в жизни. «Не рада баба повою (головной убор, символ замужества), а рада упокою»,- гласит народная мудрость. Однако дел и хлопот после свадьбы у Алены не только не стало меньше, но еще и прибавилось: ведь женщина из народа жила своим трудом и работала наравне с мужем. В трудовой семье родилась и пословица: «Жена пряди рубашки, а муж - вей гуж». К тому же у свекра со свекровью с молодухи был особый спрос: «Все в семье спят, а невестке молоть велят».
Замужество Алены было непродолжительным. Ее муж от «надсадной» работы заболел и умер. Незавидная участь выпала на долю молодой женщины.

Правда,бытует версия,что Алена была выдана замуж за очень пожилого крестьянина и он умер от старости.В итоге от навалившейся на нее нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом.

В монастыре от природы смышленая и приметливая Алена обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Во многих монастырских обителях послушники и послушницы собирали и сушили местные лекарственные травы (преимущественно те, которые описывались в греческих травниках или были на них похожи) и лечили ими больных. Ведь в тогдашней России обратиться к лекарям могли только знатные и богатые: врачи в основном были заграничные, за услуги свои брали дорого.

Она умела лечить почками березы, тополя, сосны, корой кустарников и деревьев: калины, дуба, крушины, обвойника. При помощи «банной плесени» заживляла гнойные раны (в просвещенной Европе того времени такие раны прижигались каленым железом). Также она знала толк в болезнях животных.

Информация о том что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру была использована Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии. В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах.Но вернемся в средние века...

Алена видела, живя и в своей слободе, и в монастыре, что люди страдают и мучаются не только от болезней: одни живут богато, сыто, в довольстве и роскоши, другие - впроголодь; одни держат добро в десяти сундуках и ларцах, другие ходят разутые и раздетые. И нет такой травы, такого целительного корня, чтобы избавить людей от барщины, тягла, долговой кабалы, от неизбежного горя, которое несет нужда. И в монастыре вместе с Аленой было много таких же, как и она, горемычных, хлебнувших лиха женщин. На них была вся черная работа, они обслуживали не только себя, но и монашескую верхушку, Считалось, что все принявшие обряд пострижения, ушедшие от мира составляют единую общину «сестер»-монахинь. Однако на самом деле в Николаевском монастыре, как и в прочих «божьих» обителях, господствовали отношения социального неравенства: всеми делами заправляли там выходцы из бояр и дворян, а те, кто пришел в монастырь из-за бедности, на них работали.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим.Алену хорошо знали в окрестных селах и деревнях: кому-то она вылечила ребенка, кого-то самого спасла от неминуемой смерти, у этого вправила грыжу, у того свела из глаза ячмень... Крестьяне верили Алене, почитали ее, сочувствовали вдовьей судьбе этой повидавшей много горя женщины. Ее уважительно называли Аленой-старицей. Она умела находить общий язык с людьми, умела заставить себя слушать. Ее бесхитростные речи волновали, ее глубокая убежденность в том, что они, "крестьяне, должны помочь «батюшке» Степану Тимофеевичу, передавалась каждому бедняку и подневольному землепашцу.



Отряд Алены-старицы поначалу насчитывал 200 человек. Она было повела крестьян на Оку, к Касимову, но затем повернула к Темникову. Объясняется это тем, что Алена не смогла пробиться сквозь плотный заслон царских войск и приняла решение, углубившись в дремучие леса, выйти к берегам реки Мокши, где, по слухам, местное население пришло в волнение и было готово присоединиться к восстанию. Алену встречали как освободительницу: хотя она никогда не видела Разина и действовала не с его ведома, народ везде принимал старицу за его посланницу. За Аленой следовали русские, татарские, мордовские крестьяне. Командовавший карательным войском воевода Ю. Долгорукий сообщал о Москву, что Алена-старица «збирала с собою на воровство многих людей...».Впоследствии плененный повстанец А. Осипов на допросе у Долгорукого показал, что в Аленином отряде было 600 человек. Она поддерживала связь с другими повстанческими отрядами. Местом их сбора был город Темников. Сюда с боями продвигалась атаман Алена. Там, где были сосредоточены крупные силы карателей, шли в ночное время, лесами. Как и Разин, Алена широко рассылала по округе «прелестные письма», призывая окрестных жителей в свои ряды.
Под Темников помимо Алены привели свои отряды (действовавшие поблизости и в соседних уездах) предводители крестьян Федор Сидоров, Исай Фадеев, Степан Кукин, Ерема Иванов. Федор Сидоров, в сентябре 1670 г. освобожденный разинцами из саранской тюрьмы, стал видным повстанческим предводителем. Он «зби-рал вольницу в казаки» и возглавил довольно крупный и хорошо вооруженный (ручным огнестрельным оружием и даже пушками!) отряд. Объединившись под Темниковом, силы восставших составили до 5 тыс. человек. Неизвестный иноземец, автор «Сообщения касательно подробностей мятежа... произведенного в Московии Стенькой Разиным», указывает даже, что под командой Алены и Ф. Сидорова было 7-тысячное войско.



В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова и взял Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском.

О жизни, подвиге и трагической судьбе славной дочери народа бесстрашной Алены мы знаем из крайне отрывочных и скудных упоминаний в источниках.После кровопролитного боя у села Кременки попал в плен и был приведен в стан к князю Ю. А. Долгорукому есаул повстанцев беглый крестьянин Андрей Осипов. Во время допроса он со слов других «воровских» казаков рассказал, в частности, о том, что «в Шатцком-де уезде ходит баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной Слободы... И ныне та жонка и с воровскими людьми в Шатцком уезде, а из Шатцкого хотела итти в Касимов». В этом первом сообщении упомянуты только семейное положение и неточное местожительство Алены - Красная Слобода. Важнее здесь сведения о том, что в октябре 1670 г. она вела свой отряд на запад, в центральные уезды.
Другой пленный участник восстания - темниковский мурза Смаил Исяшев Соколов под пыткой подтвердил показания А. Осипова относительно женщины-атамана: «Да он же слышал, что старица собрала к себе воров и пошла на воровство в шацкие места. А какова чину та старица в мире была, и откуды, и какие люди с нею собрались, и где она ныне, про то подлинно не ведает»


Бой Алёны.К. СМИРНОВ

Наиболее важные дела в Темникове вершили всем «миром», а повседневные вопросы кроме Алены и Ф. Сидорова решали выборные лица. Поскольку среди повстанцев были раненые, Алена занималась и врачеванием. По-прежнему к старице-исцелительнице шли хворые и недужные, везли к ней на подводах и тяжелобольных. Алена не держала свое лекарское искусство в секрете - наоборот, обучала ему всех желающих.

30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено.Темниковские «лутчие люди»(противники бунта) воспользовались моментом и схватили повстанцев. 4 декабря 1670 г. их, накрепко связанных, выдали подошедшему к Темникову с войском Долгорукому. Среди 18 пленников была и Алена.

Когда Алену пытались пленить, она упорно сопротивлялась. Убив нескольких заговорщиков, она скрывается в церкви.Есть легенды, что Алена обняла алтарь с такой силой, что ни один мужчина не смог разомкнуть ее рук.Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукого не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук - такой силой обладала Алена!

Всех пленных подвергли жестоким допросам. Долгоруков приказал их «пытать и огнем жечь».Алена стойко перенесла истязания палачей. Мужество этой женщины внушило ее мучителям суеверный ужас. Они объявили, что она «ведунья» и не чувствует боли.

После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука."


Казнь Алёны на Базарной площади.А. ГОРБЫЛЕВ

Об участи Алены сообщает потрясенный ее самообладанием некий иностранец, находившийся в ту пору в России: «Оне не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало и бились так же храбро, как она, тогда, наверное,поворотил бы князь Юрий вспять.Перед смертью она перекрестилась... спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел».

Хоть церковь официально не признавала,но в некоторых храмах шли поминальные службы в ее честь.



Бюст из музея г. Темникова.Н.М. ОБУХОВ

Источники:
1."Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идет о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени". 26 беседа. Альтона, 1677 г(http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Razin/Izvestija/text1.htm)
2.Чистякова Е.В.Соловьев В.М.Степан Разин и его соратники, «Мысль», 1988 г
3. Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского)(http://nkozlov.ru/library/s318/d3913/?resultpage=10#.UxwyXPl_uTk)
4 http://amazing-women.ru/alena-arzamassky/#.Uxwy8Pl_uTk
5 http://istkniga.ru/club/forum/forum21/topic248/
6."Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
7.Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991.

Читать другие главы:
1.Налетчик Мишка Япончик- http://ivanetsoleg.livejournal.com/101860.html
2."Испанский атаман" Буэнавентура Дуррути- http://ivanetsoleg.livejournal.com/95454.html
3.Атаман Маруся- http://ivanetsoleg.livejournal.com/93352.html
4.Рижские пацаны-экспроприаторы 1906 года- http://ivanetsoleg.livejournal.com/108890.html
5.Загадочная история вора в законе Черкаса- http://ivanetsoleg.livejournal.com/110310.html
6.Разбойник-атаман Григорий Котовский- http://ivanetsoleg.livejournal.com/114726.html
7.Казачий атаман Попов в Поволжье- http://ivanetsoleg.livejournal.com/127281.html

Былое, Олег Иванец, криминология, социальный бунт, Маргинальное Ядро

Previous post Next post
Up