Музей железной дороги в Каринторфе. А музей ли это?

Aug 12, 2023 12:59

Каждый ответит на этот вопрос сам, после прочтения данного поста.

Лето в моей жизни как всегда было багатым на путешествия.
Посетил, после поездки в Сыктывкар на фестиваль, ещё несколько городов нашей страны. Среди них был город Киров, а там и музей железной дороги.



Вообще я редко хожу во всякие там музеи. Смысл? Нет, можно конечно послушать аудиогид, или живого экскурсовода, но всё-равно мало где дадут чего потрогать. Всё в основном за стеклом. Понятно, с одной стороны, нужно ведь стараться хоть как-то сохранить память о прошлом, но с другой стороны, в таком ключе я сейчас и в интернете прочитать информацию могу.
Хорошо, если попадутся профессиональные экскурсоводы, которые рассказывают интересно, и, может быть даже, скажут то, чего нет в интернете, но основные сведения всё-равно теперь я здесь могу найти.
Но есть музеи, в которых, как выясняется, экспонаты доступны к посещению, и вот такое я уже люблю.
Этим летом таким музеем оказался музей железной дороги, что в посёлке Каринторф, который относится к городу Кирово-Чепецк. в музее есть как ангар, так и пути под открытым небом. Весь транспорт, который там есть открыт, доступен, почти в каждую машину можно подняться, посидеть в её кабине и так далее.
Ну тянет меня к транспорту, ничего тут не поделаешь! Меня иногда спрашивают: а жалеешь ли ты, что не видишь?
Да, иногда жалею, потому, что понимаю, что хотелось бы мне стать машинистом на железной дороге или пилотом гражданской авиации.
и вот от этих мыслей не избавишься. Головой всё понимаю, но из сердца ведь не выбросишь. И радуешься за тех, кто смог, кто ездит, летает.
Да ответственно, да не без бардака, ну так а это в любой сфере так! В образовании тоже своего хватает.
Но вернёмся к музею. Только для начала зададим себе вопрос: а музей ли это?

Оказалось, что до музея тоже нужно доехать по железной дороге, да не абы какой, а узкоколейной. Вот на такой я ещё не катался. И конечно же, сразу было принято решение туда поехать.
Мало того, что на узкоколейке прокатиться, так ещё и экспонаты не за стеклом, а вот они, живые машины, которые когда-то трудились на благо посёлка, страны.
Вообще, что за посёлок такой, и зачем там железная дорога?

Аккуратный деревянный вагончик раскачивается и грохочет. Туристы - - глазеют по сторонам, фотографируются на фоне разлившейся реки Чепцы, шутят про местные "достопримечательности" - изрисованные неким Гошей гаражи. Пассажиры соседних вагонов окрестными пейзажами не интересуются: нагруженные продуктами и пакетами с рассадой люди едут домой, в небольшой поселок Каринторф. Другой дороги несколько месяцев в году, когда из-за паводка закрывают автомобильный мост, у них просто нет.

Каринская узкоколейная железная дорога была построена в 1942 году в связи с началом торфяных разработок на Каринском участке и образованием посёлка Каринторф. Первый участок (от ТЭЦ до Второго посёлка) составил 22 км, включая мост через реку Чепцу, открытый 22 июля 1942 года. Первый торф составом из 10 вагонов был доставлен на Кирово-Чепецкую ТЭЦ 14 декабря 1942 года.
В 1949 году (по другим данным - в начале 1953 года) завершилось строительство постоянного моста через реку Чепцу, длиной свыше 300 метров.
К 1955 году были проложены пути до северного Прокопьевского торфомассива, на котором был построен посёлок Октябрьский (около 40 км).
В 1959 году была открыта линия значительной протяжённости от станции Торфяная в южном направлении, через путепровод над Транссибом на перегоне Киров - Яр. Она обеспечила прямую связь по узкой колее между ТЭЦ-3 и Васькинским торфопредприятием, а позже - с новым Бурмакинским торфопредприятием, созданным в посёлке Речной, в окрестностях села Бурмакино.
Кроме того, недалеко от центрального посёлка Каринторфа появились подчинённые его исполнительному комитету 2-й (на главном ходу КУЖД) и 3-й (на ходу через торфомассив Маланино) посёлки, станция Техническая стала узловой. Протяжённость единой сети узкоколейных железных дорог превысила 100 километров. Узкоколейная железная дорога, изначально относившаяся к транспортному отделу Каринского торфопредприятия, в 1958 году была реорганизована в самостоятельное Каринское транспортное управление. Главное локомотивное депо дороги находилось на станции Техническая в посёлке Каринторф. Менее крупные депо были на станциях Октябрьская, Бурмакино (посёлок Речной) и Васькино.
теперь же это главное депо =музей. Но на самом деле - это не только музей. Железная дорога, точнее то, что от неё осталось, продолжает быть транспортным узлом между посёлком и городом.
Начинается она на разъезде Новый в городе Кирово-Чепецк, и конечная остановка в посёлке Каринторф. По ней перемещаются как туристы вроде нас, так и местные жители. поездка в вагончике занимает 35 минут. Да и цена для местного населения чисто символическая: 30 рублей. потому, что это не блаш, а единственная связь с городом.
Особенно в половодье, когда река Чепца разливается, другого транспорта нет. Автомобильного нормального, круглогодичного моста так же нет, а дорогу чуть ли не смывает. Вот и остаётся, единственная узкоколейка, связывающая посёлок с, вроде как большой землёй.
Автомобильный мост всё обещают построить, но, видимо, прикинули, посчитали, что узкоколейку пока ещё поддерживать выгоднее, так что мост только железнодорожный.
В связи с упадком торфодобычи и переводом главного потребителя торфа - Кировской ТЭЦ-3 - на природный газ, планировалось закрытие дороги к июню 2012 года.
17 февраля 2012 года из Каринторфа на Кировскую ТЭЦ-3 (в Кирово-Чепецк) был отправлен последний грузовой состав с торфом. Прекращение пассажирского железнодорожного движения между Каринторфом и Кирово-Чепецком планировалось к 1 июля 2012 года, после чего микрорайон Каринторф мог лишиться единственного постоянного (круглогодичного) транспортного сообщения с Кирово-Чепецком.
Даже в новый год, первого января, по своему расписанию поезд отправляется в 6 утра из посёлка в город.
К этому времени вывезли запасы добытого торфа, после чего были разобраны рельсы от разъезда Новый (в 7-м микрорайоне) до станции Торфяная (ТЭЦ). 27 мая 2012 года были сняты рельсы на Белохолуницком переезде на автодороге Слободской - Белая Холуница, переезд был засыпан гравием, шлагбаумы демонтированы. Каринская УЖД прекратила своё существование как единое целое. Остались действующие участки вблизи Кирово-Чепецка и посёлка Октябрьский.
В 2012 году через реку Чепцу был построен понтонный мост и организовано автобусное сообщение между Кирово-Чепецком и Каринторфом, но это не решило задачи всесезонной транспортной доступности Каринторфа, поэтому было решено не закрывать пассажирское сообщение на УЖД. В том же 2012 году администрация города и ЗАО «ВяткаТорф» договорились о сохранении Каринской УЖД.
1 мая 2019 года новым владельцем УЖД стала АНО «Музей железной дороги». В течение 2019 года в Каринторф были доставлены новые единицы техники: 2 тепловоза ТУ4, 1 тепловоз ТУ8, ручная дрезина, пассажирская дрезина ПД1, кузов автомотрисы АМ1. В октябре 2019 года на базе депо был открыт музей, где по субботам проводятся экскурсии сразу по прибытии поезда в Каринторф: в 11:05 и в 14:45.
Все работники музея живут здесь же: в посёлке.
У поезда есть постоянное расписание, ходит он несколько раз в день.
Для туристов есть как закрытые, так и открытые вагоны.
Так же, к такому пассажирскому поезду могут прицеплять ещё и багажный вагон, который возит продукты из города в посёлок. Ведь, напомню, что с автомобильной дорогой там, как бы это сказать мягче...

А как быть, если в посёлке кому-то плохо, а на машине не проехать?
А вот так: выручает вся та же железная дорога. В любое время суток звонят машинисту, он заводит тепловоз и повезли человека через железнодорожный мост в город.
Беременные же, как нам сказали, уезжают в больницу заранее и там дожидаются родов. Полицию, в случаи чего, в паводок тоже возят только на тепловозе. Так что случись чего... Не дождёшься. Есть конечно в посёлке и детский сад и школа, но школа только до девятого класса.

Вообще, смотря на всё это, депо и музеем-то язык назвать не поворачивается. Ведь так или иначе дорога существует, её, а так же саму технику надо обслуживать. Экскурсоводом у нас был Евгений, он же директор этой дороги. Не будет дороги, пропадут люди.
Да, нам как туристам конечно же, интересно прокатиться и на ручной дрезине, и забраться во все машины, существующие там, но печально осознавать, что в двадцать первом веке, когда в крупных городах скоро будут такси без водителя, людям в таком вот посёлке приходится молится на то, что бы дорогу не закрыли, или когда-нибудь построили нормальный автомобильный мост через реку. Но проект этот дорогостоящий, да и железная дорога властям особо не нужна, но пока так.
Вся железная дорога приносит в год 16 млн рублей убытков, мы не можем позволить себе новые вагоны, покупаем со всей страны то, что еще не успели скупить металлоломщики, ремонтируем в депо, рассказывает во время экскурсии Евгений. ПОмогает Евгению его жена Ксения, которая ведёт соцсети, бухгалтерию и прочее. Они переехали в Каринторф из Москвы. Занимаются всем сами, за 4 года конечно сделано многое, особенно, если учесть, что прибыль по сути только от туристов. Ещё помогают гранты, но здесь положение шаткое: дадут не дадут. А ведь нужно ещё и зарплату платить машинистам и прочим работникам. Но на зарплату деньги берут из муниципалитета. Правда каждый год говорят: денег нет, вы как-нибудь сами извернитесь там и прочее. Финансирование не индексируют, не смотря на то, что всё дорожает.
Но люди как-то живут. Видимо действительно на любви к тому, чем занимаются. Планов конечно вагон и маленькая тележка. Например, на территории Музея железной дороги можно будет перекусить в вагоне-столовой в интерьерах советского времени. Сейчас вагон реставрируют. Туристы смогут переночевать в Каринторфе или даже на узкоколейном мосту: на средства гранта Ростуризма музей построит передвижную гостиницу из железнодорожного вагона, вложив 30% собственных средств.
Но всё это в планах, и какова будет судьба железной дороги - это только предстоит узнать. Надеюсь она продолжит своё существование и дальше.

Ну и как обычно в конце поста покажу вам немного техники.


















Вот такой вот печальный пост получился.
Всем всего самого наилучшего.

Ваш русский француз.

Путешествия, Россия, впечатления, из моей жизни, РЖД

Previous post Next post
Up