Сороки Брейгеля, Виктор Попков и вкус 1970-ых

Feb 28, 2013 15:19

Зашел разговор в сети со знакомой про брейгелевских сорок в «Охотниках на снегу» - и вспомнилась забавная к ним рифма: сороки эти залетели ведь и на холст Виктора Попкова  «Хороший человек была бабка Анисья».
Вот он, Брейгель:


А вот его сороки у Попкова:



В. Попков. Хороший человек была бабка Анисья.

Попков - несоветский советский художник. Начинал - вроде как «по-советски правильно» - «Строители Братска»:



Только вот на выставке в Манеже Хрущев и на «Строителей»  накинулся. Потом это все назвали «суровым стилем» - Попков, Никонов… У всех них траектории оказались странные… У Попкова - самая грустная: ловил как-то под хмельком такси в центре Москвы, а оказалась инкассаторская машина - и перепуганный инксассатор возьми да и выстрели. Через год после смерти, в 1975, дали Государственную премию - чтобы сбить привкус той истории…



В. Попков.  Мой день. 1968 .ГТГ

На этой картине - ключ на снегу, задающий ощущение бездомности, странности происходящего...

У Попкова есть десяток каких-то очень точных вещей - где время - сохранило свою щемящую неустроенность и  - это удивительное ощущение ранних 70-ых. Когда в один ряд выстраиваются поздние сценарии Геннадия Шпаликова - вроде «Долгая счастливая жизнь», романы Трифонова и картины Попкова:



В. Попков. Работа окончена. 1972



В. Попков. Соора. 1970.



В. Попков. Воскресенье. 1967.




В. Попков. Шинель отца. 1972.
артина посвящена памяти отца, Ефима Акимовича Попков. На эскизе к картине был приведен отрывок из его последнего письма домой:

"Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..." Не дописал...



В. Попков. Двое. 1966.

1970-ые, Виктор Попков, 1970s, Брейгель

Previous post Next post
Up