Зашел разговор в сети со знакомой про брейгелевских сорок в «Охотниках на снегу» - и вспомнилась забавная к ним рифма: сороки эти залетели ведь и на холст Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья».
Вот он, Брейгель:
А вот его сороки у Попкова:
В. Попков. Хороший человек была бабка Анисья.
Попков - несоветский советский художник. Начинал - вроде как «по-советски правильно» - «Строители Братска»:
Только вот на выставке в Манеже Хрущев и на «Строителей» накинулся. Потом это все назвали «суровым стилем» - Попков, Никонов… У всех них траектории оказались странные… У Попкова - самая грустная: ловил как-то под хмельком такси в центре Москвы, а оказалась инкассаторская машина - и перепуганный инксассатор возьми да и выстрели. Через год после смерти, в 1975, дали Государственную премию - чтобы сбить привкус той истории…
В. Попков. Мой день. 1968 .ГТГ
На этой картине - ключ на снегу, задающий ощущение бездомности, странности происходящего...
У Попкова есть десяток каких-то очень точных вещей - где время - сохранило свою щемящую неустроенность и - это удивительное ощущение ранних 70-ых. Когда в один ряд выстраиваются поздние сценарии Геннадия Шпаликова - вроде «Долгая счастливая жизнь», романы Трифонова и картины Попкова:
В. Попков. Работа окончена. 1972
В. Попков. Соора. 1970.
В. Попков. Воскресенье. 1967.
В. Попков. Шинель отца. 1972.
артина посвящена памяти отца, Ефима Акимовича Попков. На эскизе к картине был приведен отрывок из его последнего письма домой:
"Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..." Не дописал...
В. Попков. Двое. 1966.