Доходный дом в стиле северного модерна на Б. Морской, 35 построен в начале века для страхового общества "Россия".
Дом украшен фризом (декоративной лентой) по эскизам Рериха. В советское время фриз был сбит, а восстановлен уже в 2000-х - по архивным снимкам.
Рядом (Б. Морская, 37) бышее здание самого страхового общества "Россия". Сверху сидит аллегорическая фигура тоже России. Что за люди на неё дивятся с боков, сказать не могу. На голову Росии села чайка (тоже какая-то аллегория что ли?)
Обратите внимание как изящно упаковали в строительную сетку колонны (или как эти элементы называются) над именным балконом с грифонами:
С 2002-го в здании располагается "Росфото":
Для нашего, не избалованного фотопространствами города, появление такого заведения, конечно, пошло на пользу. Здесь, в нескольких залах постоянно сменяются экспозиции, проходят лекции:
Я же побывал здесь на экскурсии, посвященной не фотографии, а самому зданию. Её провела историк искусств Людмила Старилова:
В вестибюде обнаруживаешь барельеф с такими вот фигурами:
Про правого персонажа на фото выше можно бы подумать что это обычный питерский алкаш. Собственно, примерно это и ожидаешь увидеть, заходя в парадную в центре города. Но нет, это элемент ансамбля, продолжающегося и на следующих этажах. Не забываем, что это у нас тут б. страховое общество "Россия", поэтому и фриз символизирует как бы разные климатические зоны страны. Внизу, понятно, север, ну а дальше - обитатели более комфортных ареалов:
Увенчивает эту многофигурноэтажную композицию жирненькая лягушка:
А также тут, выгороженный стеклопакетом от пола до высокого потолка, расположен начальник судебного департамента, приинмающий по вторым четвергам. Опять не знаю, имеет ли место какая-то аллегорическая связь с лягухой.
Кроме того, на лестничных клетках имеются прекраснейшие витражи. Что-то было утрачено в советские времена, что-то восстановлено снова, но так или иначе идти любоваться можно уже сейчас, вход на лестницу свободный:
Даже перила тут не просто так, а украшены чудесными табличками. Глядя на все это, даже и потрепанное великолепие поневоле призадумаешься - почему в наших современных домах лестницы (и не только) выглядят так убогонько и безлико. Технологии вроде шагнули вперед, или как?
Лифт:
Также на верхнем этаже расположен музей Галины Старовойтовой. Дверь в него украшена оленем в чаще:
Подробности о музее и Галине Васильевне вы можете узнать на сайте(((
Но вернемся к Росфото. Хоть это и не было темой нашей экскурсии, но трудно было не оценить суровые и трогательные финские фото авторства Исмо Хёлттё.
Эта выставка уже закрылась, но значит открылась новая - не забывайте заглядывать на них, чтобы не забывать что фото снимают не только для инстаграма. В
инстаграм тоже, конечно, не забывайте заглядывать.
Ну а мы, во главе с исторически подкованной Людмилой обратили внимание на интерьеры залов. Сами залы, кое-где переделали, а именно зашили окна стенами, дабы получить больше выставочного пространства. Для услады глаз тут имеются также потолки:
И камины, камины! Дом, напомню, был жилой, и без центрального отопления, поэтому от печей никто не отказывался. Начну с деталей:
К дизайну руку приложили супруги Спарре - Луис и Ева. Ева, в девичестве Маннергейм - младшая сестра маршала Маннергейма (Ева сидит справа на фото)
Вдохновлялись они Карелией, как и многие другие финские интеллегенты конца 19 века, считавшие, что там, в Карелии сохранился традиционный для финнов, "калевальский" образ жизни. Вместе с Карлом Эриком - старшим братом Евы и собственно маршалоа Карла Густава Эмиля Маннергейма они создали фабрику "Ирис", где и выпускали кафельные облицовки каминов в духе финского романтизма.
Кстати говоря, любителей карельского мрамора отсылаю к
посту про горный парк Рускеала.
Камины все уникальные:
Из окон на Большую Морскую открывается недурной вид. Почти он же, впрочем, открывается и с самой улицы.
Слева - здания банка "Русский для внешней торговли", по центру - дом Паулуччи - справа кусок здания Общества поощрения художеств:
Такие обществав я поощряю одобряю. Кстати, читал про него и поразился, например: "Был прочитан отчёт деятельности общества за истекший 1877 г., из которого, между прочим, видно, что составленная архитектором М. Е. Месмахером смета по перестройке полученного в дар дома составляла 64.827 руб. Постройки эти, теперь оконченные, привели к расходу в 61.314 р., на 3.613 р., менее против цифры, означенной в смете." Мыслимо ли сегодня услышать такую историю при строительстве каких-либо учреждений вместо традиционного - смету пришлось увеличить?
Глаза резидентам страхового общества "Россия" мозолило здание конкурентов - Первого российского страхового общества (ранее - "страхового от огня"):
Стиль - неоренессанс.
Архитектор - один из многочисленных деятелей искусства рода Бенуа, Леонтий Николаевич, брат того самого, "главного" Бенуа - Александра Николаевича, основателя "Мира искусства". Поучаствовал в создании и двоюродный брат Юлий Юльевич - единственный, чьи потомки (тоже за вычетом репрессированных и расстрелянных) сохранились в России из рода Бенуа, уничтожаемого большевиками. Все три упомянутых Бенуа - авторы и знаменитого дома Бенуа на Петроградке, также построенного для "Первого российского страхового", а после облюбованного советской номенклатурой. Несмотря на классовую ненависть, хорошо пожить они, кажется, любили.
Здание министерства имуществ - НИИ Растениеводства им. Н.И. Вавилова. К слову уж о репрессиях про Вавилова тоже стоит вспомнить - о нём я упоминал в
посте про экскурсию в Русское географическое общество.
На этом покидаем здание "Росфото", попутно замечая, что всё тут под контролем, и даже, кажется, можно арендовать под свои собственные культурно-развлекательные мероприятия:
Обширную программу мероприятий Росфото и контакты организации можно найти на их сайте:
http://rosphoto.org/.
Благодарю за приглашение
redirupdate и
spbblog! Привет сообщникам:
rederika (не дошла, но все равно привет!),
dymchataya,
a_alenushka,
annalanskaya,
sasha_lotus,
natalia_lvovna,
tri_stroki,
velly84 и
kareliya_piter!