Звуки музыки: "семейный" абонемент и закулисье петербургской Филармонии

May 27, 2016 15:39










Побывал на концерте в Филармонии из абонемента №11 - "для всей семьи". За сезон их, концертов, дают в рамках абонемента 6 штук. Программа подобрана так, чтобы и юным членам семьи не пришлось перенапрягаться, переваривая прекрасное. Помочь в переваривании помогают предваряющие концерт вдохновенные комментарии музыковеда Наталии Энтелис, готовящие много открытий чудных не только для детей, но и для вполне себе взрослых дилетантов в истории классической музыки, вроде меня.





На этом, заключительном концерте абонемента (в следующем сезоне эта программа также будет отыграна) исполняли Глинку, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова. Исполняет Академический симфонический оркестр филармонии. Даже в википедии просят не путать, и я попрошу - их с таким названием два, второй (точнее первый) - ЗАСЛУЖЕННЫЙ академический симфонический оркестр филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Юрий Хатуевич лично, кстати, по свежему сообщению минкульта, заслужил в этом году звание второго в списке звезд культуры с самым высоким доходом (74 миллиона рублей). Первый в списке тоже наш земляк - худрук Мариинки Владимир Гергиев. Владимир Абисалович, правда, не только разносит со своим оркестром искусство аж до Пальмиры, но занимаетеся еще и разведением индеек под Ростовом - владея 15% акций компании "Евродон". Не просто так - в свое время он, по словам гендира компании Вадима Шалвовича Ванеева, как осетин осетину помог наладить контакт со спонсором Мариинки банком ВТБ.

Но, как мы недавно познали из <<виолончельгейта>> - и любовь к высокой музыке сама по себе может приносить неплохие дивиденды. Справедливости ради, гениальных дирижеров в списке обошел-таки скромный замдир московского музея имени Пушкина. Доходы остальных петербургских деятелей культуры, попавших на вершину списка не в пример скромнее, хотя тоже грех жаловаться - Лев Додин задекларировал 26 млн, Михаил Пиотровский - 17, худрук БДТ Андрей Могучий - 4.2 (что уже меньше дохода главбуха той же филармонии с музыкальной фамилией Равальдини (4.7)).

Ну, впрочем, не сомневаюсь, что все перечисленные деятели более чем достойны таких заработков и вернемся к нашему Темирканову, ибо прекрасней подсчета денег в чужих карманах может быть, пожалуй, только музыка. Юрий Хатуевич возглавил заслуженный академический симфонический оркестр филармонии после смерти Евгения Мравинского, легендарного дирижера, возглавлявшего оркестр на протяжении полувека (1938-88). Заслуженным коллектив стал первым в СССР, в 1934-м году. Эти звания остаются для меня загадкой, начиная с вопроса - кем именно заслуженный и за что? и заканчивая положением конкретного звания в общей иерархии.

У артистов, например, звание народный лучше чем заслуженный. В последние годы из тех, кого вы точно знаете, таковые звания получили Игорь Верник (2016), Ксения Раппопорт (2015), певица Валерия (Перфилова, 2013). Урожайным на громкие имена выдался 2012-й: среди прочих стали народными Константин Хабенский, Михаил Жванецкий, братья Запашные, Чулпан Хаматова и Бедрос Филиппович Киркоров, артист-вокалист <<Новгородской областной филармонии>>. В 2011-м в количестве трех человек были отмечены филармонические духовые - кларнетист Валентин Карлов, фаготист Олег Талыпин и трубач Игорь Шарапов.

Для коллективов же, напротив, звание заслуженного выше чем народного, точнее говоря можно быть просто народным, а можно заслуженным народным, а можно еще и образцовым. Ну а один из коллективов филармонии - не народные (это звание для самодеятельности), но заслуженный. Прошу прощения, за очередное отступление но думаю оно не будет лишним, раз уж эти звания используются в качестве единственного отличительного признака в названии.

Заслуженный коллектив, наверное надо еще заслужить, ну а для нас играл оркестр  "незаслуженный".  Зато этот оркестр, в другом, разумеется, составе - единственный, не эвакуированный из блокадного Ленинграда, и в нём же исполнивший седьмую, <<блокадную>> симфонию Шостаковича, чье имя и носит сейчас филармония. Дирижировал истощенными музыкантами Карл Элиасберг (он и сам был без сил, поэтому репетировал сидя).

Игра на инструментах, особенно духовых, требует немало энергии, да и просто собрать оркестрантов, способных подняться в зал, было непросто. Одного из музыкантов, согласно легенде, Элиасберг нашел в мертвецкой, куда того, обессиленного, определили по ошибке. Сам оркестр тогда назывался оркестром радио. По радио и городским громкоговорителям симфония и транслировалась при исполнении. Немцы, думавшие что город уже мертв, были поражены (у них-то на эту дату уже были напечатаны приглашения на несостоявшийся банкет в "Астории" по случаю взятия Ленинграда). Чтобы  на 80 минут прервать звук бомбежки, наши артиллеристы во время исполнения вели по противнику непрерывный огонь.

Вернемся в наши дни. Помимо оркестрантов наш слух услаждали бас Юрий Воробьев и сопрано Оксана Шилова:



По образному заявлению Наталии Энтелис певцы на сцену тут выходят "обнаженные" в том смысле, что одежды на них не такие пышные как могли бы быть где-то [в опере]. Ну возможно, по меркам академического музыкального мира эта одежда действительна проста. Подчеркивала же этот факт Наталия для того, чтобы сказать что атрибуты и не отвлекают от, собственно, голосов исполнителей, и это, стало быть, повышенная ответственность. Я-то про голоса, кроме того, что это действительно почти цирковые (в смысле недосягаемости обычными людьми) номера ничего сказать не могу, но почему-то уверен что истинные ценители и эксперты разочарованы не были.



Проводить собственную экспертизу тут можно бюджетно - билеты недорогие, а за полчаса перед сеансами начинают продавать и совсем доступные "входные". Зал был заполнен процентов на 80%, поэтому в выборе места входные не слишком ограничены. С выбором места тут тоже целая акустическая наука - везде звучит по-разному. Примерно определить лучшие места для прослушивания можно по цене. Тем, кто хочет поснимать (хотя снимать особо нечего) стоит обратить внимание на второй этаж, в том числе есть места и с противоположной стороны.

Форма одежды гостей довольно свободная, но приходят и люди, одетые сообразно своим представлениям о прекрасном, так что посмотреть есть на кого.



Посчастливилось побывать и за кулисами филармонии, здание которой имеет богатую историю.



Само здание постройки 1839 года, его фасад спроектировал Росси. Здание было предназначено для Дворянского собрания, и вскоре стало принимать звезд музыки 19-го века, как русских, так и европейских, которые ехали сюда отчасти и за внушительными гонорарами, невиданными на их родинах. Так, Берлиоз, не признанный при жизни у себя дома, после пары концертов в Петербурге написал в письме, что он богат. Денег на музыку не жалели уже тогда.



Первоначальные люстры работали на свечах, в антрактах их спускали, чтобы "подзарядить". Именно из-за свечей места в партере считались непристижными - на плечи и головы капал воск.



Имеются тут и естественные источники света, ведь в отличии от театров полное затемнение не требуется, поэтому свет окон также радует зрителей, иногда даже дифракцируя сквозь хрусталь люстр до радуги, которую можно увидеть на спинках стульев:







За сценой расположены несколько гостиных, предназначенных для отдыха и вдохновления исполнителей.

Красная гостиная - для солистов:




Зеленая - дирижерская:




Суровая ключница строго следит, чтобы никто, кроме дирижеров на "музейной" мебели не сидел:




Вслед за концертом последовала репетиция с военно-патриотическим репертуаром:


С другой стороны сцены есть отдельная комната для габаритных инструментов, например, колоколов:



andrusha_bey и ilraf внимают одухотворенной речи музыканта и пиарщика филармонии Ксении Быстровой












Великолепные интерьеры несколько портят, конечно, <<бельевые веревки>> растянутые поперек зала. Будем надеяться, что когда-нибудь звукоинженеры найдут другое решения для размещения микрофонов.



Напоследок, заглядываем в буфет, где музыканты могут не только угоститься пирожеными, но и прихватить хлеба к себе домой.



Постоянный контакт с музыкой, как мне кажется, накладывает отпечаток не только на исполнителей, но и на всех соприкоснувшихся - вплоть до буфетчицы:


Без капли прекрасного не остаются конечно же, и зрители-слушатели. В этом качестве и желаю вам оказываться почаще, ну а беспроигрышные варианты незамутненной современностью музыки вы всегда найдете в Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича.

Сайт: http://www.philharmonia.spb.ru. На сайте можно купить билеты, в таком случае не надо стоять в очереди, чтобы их получить.

Вход в кассу большого зала: Михайловская, 2. А вход в сам зал - со стороны площади Искусств, рядом с Михайловской улицей.

Благодарю за приглашение mikheevaksenia и spbblog! Привет сообщникам: regalita, solnceva_lolik, veronika_stef, andrusha_bey, homemuse, ilraf, k2y, pink_mathilda, your_anima, diadia_borodaty, sergey_nb, nastya_bestia и tinyani!

музыка, Шостакович, филармония, Петербург, культура, куда пойти с детьми

Previous post Next post
Up