Дни турбины: Как работает Невский завод

Apr 15, 2016 17:33




Невский завод сегодня - главный производитель газотурбинного оборудования - того, что выкачивает газ из недр и перекачивает его дальше, в т.ч. через т.н. Северный (по дну Балтийского моря в Германию). Будем надеяться, что пригодятся они и на непростой судьбы потоке Южном. Конечно, это не единственное применение продукции завода. География клиентов - по всему бывшему Советскому союзу, бывшему же соцблоку, а также странам Ближнего востока. Специализироваться на турбинах Невский завод начал в 30-е, в годы индустриализации.  Сразу после войны здесь приступили к созданию первой газотурбинной установки и создали - в 1947-м. На доработку ушло еще 9 лет. В 1957, успев выпустить шесть установок, завод получил за  орден Ленина.

Его-то, вместо с орденом Красного знамени и охраняет этот песик, базирующийся у парковки.



В 90-х завод вместе с прочим советским машиностроением пришел в упадок и на два десятилетия выпал из отрасли, что привело к сильному технологическому отставанию. В 2007 году Невский завод вошел в состав РЭП (Российского энергопромышленного) холдинга. Чтобы ликвидировать разрыв холдинг закупил лицензии на производство оборудования у западных производителей, таких как Сименс и Дженерал Электрик. Агрегат последних и послужили основой для газоперекачивающей "Ладоги" мощностью 32 МВт. Через несколько лет холдинг перешел под контроль Газпромбанка. Газпром - один главных потребителей продукции. Геннадий Локотков, экс-глава холдинга, после продажи акций нацелился на следующее достижение - пройти на паруснике маршрут Джеймса Кука. Геннадий установил правило не держать в коллективе людей старше 60, и вот применил его и к себе.

На заводе тем временем жизнь продолжается. По данным Хедхантера, количество вакансий в машиностроении этом году увеличилось и составило четверть от всех вакансий на производстве (на сегодняшний день их 800). На одну вакансию приходится около 6 резюме, что считается не слишком высокой конкуренцией. Но некоторые специальности претендентов еще меньше. Востребованы инженеры, слесари, токари, операторы станков и другие специальности.





Средняя зарплата по отрасли, по данным Хедхантер -  40-50т.р.. Завод, спасибо в том числе Газпрому, работой загружен, работает в 2-3 смены. На одном из форумов я прочитал, что у рабочих  зарплата бывает даже несколько выше чем у ИТР и поэтому нет особой мотивации для карьерного роста, не знаю, так ли это на Невском заводе.



Завод расположен недалеко от центра, добираться удобно, когда вновь откроют "Елизаровскую" - станет еще лучше, но, кажется рабочие и без метро справляются:



Есть и минусы в таком расположении - например, из экологических соображений есть ограничения на максимальные размеры литья. До революции, когда завод промышлял судостроением - узкие проемы мостов накладывало ограничение на размеры кораблей.

На входе представлены с любовью сделанные макеты продукции завода - как нынешней:



... так и бывшей. Ниже - самая массовая советская газотурбина, в отличии от деликатных современных, славящаяся неубиваемостью:





Тем не менее, из-за новых запросов по мощности, эффективности и экологичности от неё пришлось отказаться, а на смену ей пришла современная версия на 25МВт, много позаимствавшая у своей предшественницы:




О том, как работают агрегаты завода с нескрываемой гордостью рассказал нам зам. ген. директора Андрей Маслов:


Кроме макетов продукции на заводе находится небольшой исторический музей (а завод ведет свою историю с 1857 г.).

До революции здесь было построено более 4000 паровозов, удовлетворявших бурный рост российских железных дорог.



Также производились военные корабли (в т.ч. сделан здесь и знаменитый миноносец "Стерегущий") и даже, по американскому заказу, подводные лодки.



В советское время завод переориентировался на энергетику, выполнял заказы Волховской и Днепро- ГЭС, и наконец, стал специализироваться на турбинах:



На них он специализируется и по сей день:




С производством роторов познакомил главный технолог завода Дмитрий Переходенко:


5-осевой станок Окума позволяет вытачивать сложнейшие детали.  Под программным управлением он почти безостановочно работает над этим изделием в течении нескольих дней:




Пульт управления станком


Александр Зайцев - оператор станка с ЧПУ




Контрольные замеры на гранитной плите:


Раритетная табличка:


Один из старейших станков завода, на нем изготавливают валы:




Рабочее место:




Кран












Набор сверел:


Испытательный стенд:




Новая газотурбирнная установка Т16 на испытании. Флагман серии Ладога-32 еще раза в два больше той, что на фото:


После проверки работоспособности агрегат передается заказчику в собранном виде в максимальной готовности. Это важное преимущество - клиенту остается только установить агрегат на место его работы.

Начальник сборочного производства Олег Кириллов считает главным в работе сплоченность команды:

Агрегаты обшиваются фанерой и пакуются. Если при транспортировке температура падает ниже 5 градусов - включается автоматический подогрев:




Переходим в модельный цех:


Профессия модельщика требует большого опыта и пространственного воображения - чтобы по чертежу сделать объемную вещь:


Экологичные средства передвижения по заводу:


Чтобы получились формы для заливки - деревянные модели обкладываются песком:






Чтобы песок не вплавился в металл - его промазывают специальным составом


Формы закладываются в ящики:


Наконец переходим к литью. Котел прогревается:




Кому-то это все давно не в новинку:


Но большая часть не все в состоянии отвернуться от вулканических картин:




Заливка металла в форму:


Часть металла заливается в маленькую форму для проверки качества в химической лаборатории:


Остатки отправляются в переплавку:


Пора на свежий воздух:


Памятник собственоручной отливки - "сынам и дочерям завода, ковавшим победу над врагом"


Во время войны тут "ковали" авиабомбы, снаряды, ремонтировали танки.



Побывали на участке электроэрозионной обработки. При помощи электродов металлу придаются сложные формы, не всегда возможные при механической обработке:

Электроэрозионист очень увлечен своей работой. Новые знания черпает с ютюба, оттуда же - мечта о новых, более совершенных станках:


На заводе у некоторых рабочих есть личные клейма качества - знак, проставляемый на изделяих, и как бы говорящий о том, что работник отвечает за качество своей продукции. Это и уважение, но и дополнительная ответственность - поэтому не всегда обладатели клейма им пользуются. Впрочем, руководство старается закрепить его обязательное применение.

Намотка обмоток:


Обмотки нужны для магнитных подвесов (подшипников). Благодаря магнитному полю подшипник левитирует. Преимущества очевидны - отсутствие трения, результат - высокие КПД  и износоустойкость. Со сложностями в виде нестабильности магнитного поля и выделением тепла ради такого чуда тоже научились бороться:



Статоры генераторов, казавшиеся литыми, при ближайшем рассмотрении оказались собранными из плотно пригнанных листов:


Еще немного красивого железного:








На заводе производятся изделия достаточно уникальные. Поэтому специфика производства такова, что даже мастера высокой квалификации не смогут с ходу включиться в работу. Требуется довольно долгий период обучения. И, как обычно, с желающими учиться молодыми специалистами не всегда просто. А неквалифицированными рабочими здесь дыры не заткнуть. Поэтому завод сильно заинтересован в привлечении и удержании работников. К тем, кто хочет заниматься реальным производством здесь отнесутся с должным вниманием:



Пост охраны тоже не чужд новым технологиям.



Территория благоустраивается после зимы:


В отличии от "отверточных" производств, на заводе создана полная технологическая цепочка, от литья до сборки. Потребовались немалые затраты на оборудование нового поколения, повлекшее за собой также и смену системы управления и контроля. Зато теперь, созданная база позволяет как глубоко локализовывать заимствованные технологии так и воплощать в жизнь собственные разработки. Несколько лет назад завод пришел к соглашению с General Electrics о полной передачи техдокументации на агрегаты, производимые по лицензии.


Благодарю за увлекательную экскурсию сотрудников холдинга РЭП, рекрутинговый сайт HeadHunter и сообщество spbblog в лице upsya!

Привет сообщникам: nau_spb, balu97, 2dar, ta_samaya, mitrofanova_m, trawellers, id77, ihisaev и tivir!

энергетика, закулисье профессий, производство, литье, промышленность, Петербург, завод, машиностроение

Previous post Next post
Up