"Этюд-театр", образованный из выпускников-2011 видного театрального педагога Фильштинского, на 5-м году жизни обрел свое помещение. История почти один в один как у недавно посещенного
театра "ЦехЪ" (в непосредственной близости и расположенного). Тенденция интересная - сокурсники настолько сплачиваются, что и после выпуска продолжают играть вместе. Возможно, новы не желания, а только возможности - ведь для совместной жизни после театралки нужен общий дом. Таковым стала "Площадка 51".
Чтобы сюда - надо свернуть с Большой Конюшенной в подворотню с указателем на бар "Китч" (а вот и он):
...миновать популярную, кажется, хотдожную
... и пройдя через фойе с рисунками, навевающими про Андрея Платонова...
... попасть в небольшой зальчик мест на 80. Тут, на дешевом икеевском диванчике возлежит привлекательная актриса (Вера Параничева).
Она просит у публики жвачку и спектакль начинается.
Начинается многообещающе - отмоноложив о бесцельности и бессмысленности (а любовь... любовь это больно) 26-летний герой (Филипп Дьяков) вступает в уморительную перепалку с затюканой матерью (Анна Донченко в спектакле играет сразу за два поколения), и неприятным, но денежным отчимом (Герасим Архипов, он же играет и начальника, и даже детдомовского мальчика) .
С одной стороны, деньги-то нашему инфантильному, но обаятельному герою нужны (как раз-таки на КЕДЫ), а с другой - он не готов ради этого мириться с мещанством старшего поколения. Такая позиция подкупает и тут-то мы и начинаем ждать - а как же он с этим справится?
Вскоре выясняется, что никак. Осуждать драматурга за это никак никак нельзя - в конце концов она, Люба Стрижак, и сама сомневается в необходимости "истории", предпочитая ей, по желанию ли, или по способностям - "концепцию". Концепция ясна - манифест поколения "миллениалов", трагедия хипстеров, вялое обаяние, растерянность и прямота. Да никто и не осуждает - театроведа по образованию выпускницу петербургской театральной академии полюбили в традиционно восприимчивой к современному искусству Москве и лично в детище Кирилла Серебренникова "Гоголь-центре". Дали премий и грантов, просили писать еще. Оно понятно - тексты написаны с явным знанием материала, с пониманием ничегонеделания как протеста против пошлости.
Сравнивают пьесу и с поколенческими манифестами других поколений - от "героя нашего времени" через "над пропастью во ржи" и до "я шагаю по Москве." С последним сравнивают и на уровне конструкции - тоже три друга, тоже коллизии вокруг предстоящей свадьбы, тоже герои. Разница, конечно, в деталях, поколения-то разные, причем тут разница колоссальная.
Не берусь судить, что взято из пьесы, а что привнесено в постановке, но как точно зарисован срез поколения, так странны детали развития сюжета.
Зато радуют органичной и ненатужной игрой актеры. Вот друг главного героя (Андрей Панин), еще больший раздолбай, утешает себя тем, что он честен и занимается творчеством. В спектакле, впрочем, наглядно демонстрируется, что разве что утешает себя. Зачем-то, в конце спектакля постановщик опровергает то, что было так смешно разыграно в начале (или зачем-то так разыгрывает начало, но обойдемся без спойлеров).
К трем друзьям-мальчикам (третьего сыграл режиссер спектакля Алексей Забегин) прибавляются две подруги, обе прекрасного вида, обе играющие (и танцующие) примерно один типаж. И снова нежданчик - в финале обнаруживается, что главный герой между ними видит принципиальную разницу. Это за спойлер не считаю - напротив, с таким знанием вам будет гораздо удобнее смотреть и понимать спектакль.
Так вот, этот случай - один из немногих, где у Гриши сделан определенный выбор. Но, несмотря на любовь, стройные мускулистые ноги и некоторые другие отягчающие обстоятельства (и снова обойдемся без спойлеров) - должной мотивации у героя, смахивающего на юного Петкуна, как очками так и общим образом усталого бесцельного идеалиста - не находится. Должно быть, автор пьесы задумалась - чем подкрепить программу по идеализму - и придумала! Наделила инфантильного Гришу любовью к природе и сочувствием к детям, выливающегося поездкой в детский дом. Эти элементы, правда, не очень-то выстреливают, может быть снова потому, что этому герою упорство противопоказано, а может потому что они притянуты за уши.
Так и движется спектакль сквозь череду ситуаций, в которые герои попадают хоть и по своей воле, но вполне предсказуемо.
И вполне живо:
Последнюю попытку выразить-таки свои мотивы и чаяния герои предпринимают в клубе - в виде монологов, прерывающих расколбас. Но, несмотря на такую прямую форму - сюжет не слишком-то замыкается, катарсиса не наступает, и герои так и продолжают плясать под "очень плохую музыку". И потом без неё - продолжают ничего не делать.
Немного о музыке: в спектакле звучат песни СуперВани, они вполне в духе происходящего, и напоминают раннего Ляписа. А в финале и сам СуперВаня выходит на сцену, чтобы исполнить про "проебана молодость". Тем, у кого это уже случилось, и тем, кто еще в процессе - я и рекомендую этот спектакль, не без слабин, но заставляющий задуматься.
Спектакли "Этюд-театра" прохдят отныне на их собственной "Площадке 51" в кластере "Цархитектор" (Большая Конюшенная, 9). Место вполне в духе спектакля, хипстерее не найдешь, так что можно считать дополнительной декорацией.
Не беспокойтесь, рабочие унитазы тоже имеются, а несколько маргинальный вид помещений в любом случае приятней и живописней офисных евроремонтов, вытесняющих творцов и сочуствующих из центра. Остается радоваться, что подобные кластеры появляются тут и там - и позволяют прообразам героев спектакля не только проводить время - но и находить единомышленников и конструктивные интересы.
Адрес: кластер "Цархитектор", Большая Конюшенная, 9. Парковаться удобно на Конюшенной площади. Из близлежащих заведений я уже писал про
музей советских игровых автоматов и
театр "ЦехЪ".
Афиша Этюд-театра.
Благодарю за приглашение
mikheevaksenia и
spbblog!