Не портит борозды since 1922: "Конек-Горбунок" в ТЮЗе

Mar 09, 2016 17:25




Я уже писал, о том как в ТЮЗе чтут прошлое. "Конёк-Горбунок" - апофеоз тюзовских традиций. 23 февраля 1922 года, с этого спектакля в постановке Александра Брянцева и начал своё сценическое существование  театр его имени. 23 февраля 2016 года мы с Евой побывали на седьмой по счету версии "Конька-Горбунка", поставленной старейшим (1937) на данный момент участником ленинградского ТЮЗа (в труппе с 1960 года) Владимировом Тодоровым.




Иных режиссерских работ у Владимира нет, он актер. Как указано в программке - в спектакле задействован ВЕСЬ состав труппы. Причем даже заслуженные артисты, вроде Антонины Введенской, которую мы уже оценили в роли Гингемы, не гнушаются выйти массовкой.



Возраст - не помеха и для длительного стажа в этом спектакле. Так, ныне рассказчик "Конька" Николай Иванов в молодости играл Ивана, а исполняющий Царя Валерий Дьяченко - самого Горбунка.



Братья Ивана и кони


Конька-Горбунка играет в очередь с другими Александра Ладыгина, потомственная актриса, единоутробная (по матери т.е.) сестра Ивана Урганта. Её мы уже видели в роли Элли. Конечно, в смысле актерских работ в Коньке-Горбунке главный интерес именно в том как решена заглавная роль - так как эта роль "нечеловеческая". Тут своеобразная харизма и подвижность Александры очень подходят.



Остальных животных в спектакле изображают при помощи инженерных сооружений - и тоже довольно симпатично, хоть некоторые решения и выглядят родом как раз из 1922, но обаяния своего не теряет, а может и наоборот.

Чудо-юдо-рыба-кит


Большое удовольствие доставляет и сам текст оригинала, такое, что захотелось "Конька-Горбунка" перечитать. Литературоведы, кстати, всё спорят - произведение ли это Петра Ершова или все же мистификация Пушкина. Если Ершова - то выходит, что написал он его в юном (19) возрасте и более на литературной ниве никак не преуспел, хотя и пытался. Так или иначе, текст сказки, хоть и имеющий вроде как народное происхождение, прекрасен именно тем, за что мы и ценим строки Пушкина - необычайной легкостью.

Хор


Не все, впрочем, строки "Горбунка" ценили - довольно скоро после публикации поэма была запрещена цензурой (в 1943) и почти забыта. После возрождения не раз её запрещали и в советское время. Казалось бы произведение откровенно антицарское, но хорошая сатира в том и состоит, что у многих от неё "шапка горит" как говорили во времена ершово-пушкинские или "бомбит", как говорят сегодня. Слава ТЮЗу - в этой постановке говорят именно так как в оригинале, впрочем, отойти от такого лихого текста действительно трудно. Последняя цензурная атака последовала недавно, от татарских активистов, за то, что "татарин" здесь используется как ругательство. Официальный ответ, последовал в духе "из песни не выкинешь".

Стоит ли ждать новых претензий от тех, кто "на лабутенах" не знаю, но номер с жар-птицами оказался одним из самых уморительных сцен:


Нсмотря на оригинальную лексику , постановка вполне доступна для детской аудитории. Возрастное ограничение 6+, но в зале было немало детей помладше - и реагировали они хорошо. Удобно для детей и то, что действие разбито аж на три акта - поэтому длится каждый меньше чем урок и внимание не успевает рассеяться. Это решение вполне в духе ТЮЗа, ведь сам театр интересен многочисленными для своего времени инновациями, рассчитаными именно на детского зрителя.

Емеля царь-девицу не заценил, заподозрил, что "больна сухоткой" - ну а он-то по народной традиции любит женщин в теле:


Зато у девочек Царь-девица, дочь Месяца Месяцовича была явной фавориткой. Подтверждением тому - и детские работы, представленные в фойе.



Эта картинка нарисован к спектаклю про Муми-троллей, хотя и напоминают они больше Ежи и Петруччо (в спектакле тоже):


Вид на Гороховую улицу со второго этажа ТЮЗа:


Афишу театра можно найти на сайте.

За приглашение благодарю Ксению mikheevaksenia и spbblog!

детское, театр, ТЮЗ, СПб, дети, Пушкин, Конек-Горбунок, Ладыгина, отзыв, Ершов, спектакль

Previous post Next post
Up