Чем можно объяснить впечатляющие успехи организации Исламское государство
(ISIS, ИГИЛ)? Интригами западных разведок? Саудовским либо сионистским заговором?
Той особой порочной притягательностью, которой, по мнению журналистов и политологов,
обладает «тоталитарная» исламская идеология? У меня, доморощенного
востоковеда-любителя, сложилось мнение, что все подобного рода «объяснения»
совершенно несостоятельны. Как мне кажется, единственной причиной успехов ИГИЛ является
массовая поддержка, которую организация получает со стороны одной
этноконфессиональной группы1 - арабского суннитского населения Ирака.
Арабы-сунниты составляют около четверти населения страны2, но при этом,
начиная с османских времен, являются государствообразующей нацией Ирака. Они скрепляют
единство этой страны, поскольку вместе с арабами-шиитами формируют арабское большинство,
а вместе с курдами-суннитами - суннитское большинство (или почти большинство). Образованное
городское население Ирака всегда было по большей части арабо-суннитским, выходцы из этой
группы контролировали ключевые посты в администрации и армии3. Они были
хозяевами страны и при османах, и при англичанах, и в годы независимости. Все изменилось
после 2003 г., когда американцы, оккупировав Ирак, привели к власти шиитское правительство
и под лозунгом «де-баасизации» фактически устроили «де-суннификацию»
иракской политики и силовых структур4. Сейчас сунниты подвергаются дискриминации
и жестоким репрессиям, ненавидят багдадские власти и готовы вести с ними борьбу под любыми,
самыми радикальными, лозунгами. Выходцев из суннитской общины часто называют
«баасистами» (из-за их партийного прошлого), но, собственно говоря, они не
столько разделяют официально провозглашавшиеся идеалы Баас, сколько просто тоскуют по тем
временам, когда партия была у власти. При Саддаме эти люди исповедовали социалистическую
баасистскую идеологию точно так же, как их предки при османах - суннитский орденский суфизм.
Для нынешних арабов-суннитов и баасизм, и суфизм - не более чем этнические маркеры, и нет
ничего удивительного, что в идеологии крупнейшего баасистского повстанческого движения -
Накшбандийской армии (JRTN) - эти две идеологии смешиваются в странную, противоречивую
амальгаму5. Здесь можно провести аналогию с тем, как, скажем, совмещаются
православие и ленинский марксизм в идеологии КПРФ.
Если мы рассмотрим историю ИГИЛ, то увидим, что до тех пор, пока эта организация
представляла собой всего лишь один из отрядов рыхлого исламского интернационала - ал-Ка’иды
- и проводила политику, не привязанную к местным реалиям, она оставалась изолированной
маргинальной группой. Известно, что основатель организации, Абу Мусаб аз-Заркави (исламист
иорданско-палестинского происхождения), не доверял баасистам и держал их на
расстоянии6. Аз-Заркави погиб в 2006 г., и вскоре его группа оказалась на грани
уничтожения7. Ее спас массовый приток в 2008-2010 гг. местных кадров, бывших
офицеров саддамовской армии и баасистов8. Как считается, именно благодаря их
поддержке в мае 2010 г. лидером организации был избран Абу Бакр ал-Багдади, иракец, выходец
из суннитского духовенства Самарры9. Ал-Багдади порвал с руководством ал-Ка’иды
и стал сознательно ориентироваться на иракских арабов-суннитов (т.е. «баасистов»),
не поступаясь, однако, ригоризмом салафитской риторики. С 2011 г. начинается лавинообразный
рост численности и влиятельности ИГИЛ. За короткое время организация сумела полностью
поставить под свой контроль все суннитское сопротивление Ирака. Опорой ИГИЛ стали те же
города, которые в 2003-2004 гг. являлись символами сопротивления американской оккупации.
Новая политика принесла блестящие результаты: в настоящее время ИГИЛ контролирует огромные
территории в Ираке и Сирии с населением в 6 млн. чел. по каждую сторону границы10.
Создается впечатление, что государство, которое строит ал-Багдади, имеет двойственный,
исламско-национальный характер. Как и во многих подобных случаях, мы, видимо, имеем здесь
дело с удачным сочетанием двух полярно противоположных явлений. С одной стороны - пуристской
идеологии, пребывающей в бесплотных эмпиреях чистого духа, нацеленной на построение
математически строгих систем логики, гносеологии, этики. С другой стороны - стихийного
национального чувства, переполненного нутряными человеческими страстями: страхом и восторгом,
ненавистью и нежностью... Национальные чувства сами по себе немы и не обладают (как сейчас
модно выражаться) собственной субъектностью, но зато они способны придать силы универсальным
(в данном случае - исламистским) идеалам, вдохнуть в них душу, влить в эти абстрактные
пустые формы свою живую кровь. Требуется особое мастерство, чтобы соединить столь различные
силы, но не скатиться при этом в синкретизм, в бессильную эклектику. Нужно научиться выражать
подспудную национальную страсть, используя для этого лишь аскетичный и строгий язык отвлеченной
доктрины. Нужно научиться писать между строк - так, чтобы формально безупречный с шариатской
точки зрения текст внезапно оказывался бы манифестом самого пламенного арабского национализма.
Нынешние лидеры Исламского государства, безусловно, обладают подобного рода искусством.
Приняв в расчет национальный фактор, мы сможем, в частности, пролить свет на наиболее
экстравагантную, неожиданную и во многом загадочную акцию ИГИЛ - провозглашение халифата,
последовавшее в июне 2014 г. Да, конечно, салафитская идеология предполагает построение
всемирного халифата, но при этом обычно имеется в виду, что он будет учрежден уже после
победы международной исламской революции. Ранее ни одна из исламистских группировок не
пыталась объявить своего лидера халифом, хотя мулла `Умар, глава афганских талибов, и
приблизился к этому вплотную, называя себя амир ал-му’минин11. Минусы
провозглашения халифата очевидны. Это, во-первых, риск поставить под сомнение серьезность
своей организации (представ в виде ряженых клоунов), а во-вторых, неизбежность ухудшения
отношений с другими исламскими группами. Разношерстные исламисты, разбросанные по всему
миру, с трудом мирились даже с номинальным, очень мягким верховенством руководителей
ал-Ка’иды, так что неудивительно, что притязания новоявленного халифа, который сразу же
потребовал от них безусловного слепого подчинения, были ими категорически отвергнуты. Лишь
небольшое число группировок признало ал-Багдади халифом12, причем все они
действуют в странах, расположенных вдалеке от Ирака (Тунис, Филиппины, Нигерия и т.д.),
и не могут принести ИГИЛ никакой реальной пользы. Крупнейший салафитский теоретик
современности, иорданско-палестинский богослов Абу Мухаммад ал-Макдиси (который, кстати
говоря, был в свое время наставником аз-Заркави), также не признал халифский титул ал-Багдади,
хотя при этом и продолжает в целом с симпатией относиться к деятельности ИГИЛ13.
Казалось бы, провозглашение халифата только подорвало престиж этой организации в
международном исламском движении и принесло ей больше вреда, чем пользы.
Но если рассматривать эту декларацию как часть политики по привлечению симпатий
арабов-суннитов, то все встает на свое место. С самого момента появления арабского
национализма лозунг халифата служит одним из его символов. Так, Хашимиты, поднимая
восстание против османских властей, планировали назвать свое будущее панарабское
государство именно «Арабским халифатом», а не просто королевством14.
У иракцев же, тем более, термин «халифат» совершенно однозначно связан с
воспоминаниями о блестящем государстве первых Аббасидов, когда арабы-сунниты
господствовали практически над всем цивилизованным миром, а Багдад, «город ал-Мансура
и Харуна ар-Рашида, город ал-Джилани и ал-Кархи»15, был столицей их
грандиозной империи. Для иракских арабов-суннитов халифат - это не какое-то сухое
юридическое понятие. Это залог их национальной гордости, это их слава, свобода,
процветание, счастье. Ал-Багдади, читая хутбу в мосульской мечети16,
выглядел совершенно невозмутимым, пользовался строгим, сдержанным салафитским языком,
говорил о шариатских обязанностях, обильно цитировал Коран. Он не упоминал ни об
арабской нации, ни о ее всемирном величии. Но при этом и он, и его слушатели понимали,
что халифат в Ираке - не то же самое, что халифат в любой другой стране мусульманского
мира. Возможно, его и самого внутренне трясло от головокружительной близости древней
столицы, от ее уже так явственно ощутимого обжигающего дыхания... Видимо, провозглашая
халифат, ал-Багдади надеялся вызвать у иракских суннитов такой взрыв патриотического
энтузиазма, который смел бы остатки правительственных войск, открыл бы ему дорогу
на Багдад, позволил бы триумфально, среди ликующего людского моря, победным маршем
вступить в столицу.
Мы знаем, что эти надежды не оправдались.
Примечания
1
Далее для простоты я буду говорить о «национальной группе», хотя это и не
совсем верно: в советской этнографии термин «нация» принято использовать
только для высшей, наиболее развитой формы существования этноса («буржуазная нация»).
2
Точных данных о численности этноконфессиональных групп Ирака не существует. Согласно
американским данным, в настоящее время около 60-65% населения составляют шииты
(подавляющее число шиитов - арабы), 15-20% - курды, следовательно на долю арабов-суннитов
остается где-то около 15-20%
(CIA’s
The World Factbook).
По данным из советской литературы, на середину 1970-х гг., шииты составляли 57%
населения, сунниты - 38%, причем из суннитов 57% - арабы, 37% - курды
(Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии. М., 1976. С. 138, 140).
Таким образом, на то время численность арабов-суннитов составляла около 22% населения Ирака.
Впрочем, согласно переписи 1987 г., доля арабов-суннитов в населении страны равна 38%,
а арабов-шиитов - 42%. Шииты считают эти данные сфальсифицированными
(Trofimov Y. After Minority Rule, Iraq’s Sunnis Refuse Minority Role.
The Wall Street Journal,
April 9, 2015).
3
Тихонова Е.В. Этноконфессиональные общины Ирака в годы британского мандата. М., 2007.
С. 165, 201. О преобладании суннитов в руководстве Баас после 1968 г.: Львов В.В.
Современная политическая элита Ирака: а есть ли будущее? // Политическая элита Ближнего Востока.
М., 2000. С. 141 (
PDF-файл).
В то же время серьезной суннитско-шиитской вражды Ирак не знал вплоть до 1991 г., когда на юге страны
началось инспирированное американцами шиитское восстание. Показательно, что даже во время
ирано-иракской войны арабы-шииты сохраняли лояльность багдадскому правительству, сражаясь
под его знаменами против своих иранских единоверцев: Люсин С.Г.
Роль шиитского движения в общественно-политической жизни современного Ирака //
Арабский мир в конце XX в. Материалы I-ой конференции арабистов Института востоковедения РАН.
М., 1996. С. 54 (
PDF-файл).
4
См., напр., интересную работу: Pavel R. The De-Baathification of Iraq. The development
and implementation of an ostensibly necessary vetting policy that turned into
a tool of sectarianism. A senior thesis..., University of Michigan, April 2012. P. 7.
(
PDF-файл).
Автор показывает, что «де-баасизация» очень быстро превратилась в политику по
установлению шиитского господства, не имеющего ничего общего с демократией в ее американском
понимании. Причины такого разворота «де-баасизации» он с некоторой наивностью видит
в некомпетентности оккупационных властей, а также в происках сладкоголосой сирены иракской
оппозиции - Ахмеда Челеби. Мне же кажется достаточно очевидным, что, начиная с 90-х годов,
разжигание межконфессиональной вражды среди мусульман проводилось совершенно сознательно и,
более того, являлось важнейшей целью американской политики. Подобный план действий
рассматривался уже в широко известной статье С. Хантингтона Столкновение цивилизаций? (1993),
и его результаты мы сегодня видим воочию.
5
См. программные документы Накшбандийской армии: Декларация о появлении Накшбандийской армии
(арабский текст и перевод -
в этом журнале)
и Символ веры Накшбандийского тариката (арабский текст -
на сайте JRTN),
а также текст аудиообращения Иззата ад-Дури от 12.07.2014 г. (арабский текст и перевод -
в этом журнале).
6
L. Sly. The hidden hand behind the Islamic State militants? Saddam Hussein’s
(
Washington Post).
7
История организации до 2009 г. (вернее, ее событийная канва) представлена в следующем издании:
Куделев В.В. «Аль-Каида» и война в Ираке. М., 2009
(
PDF-файл).
8
Barrett R. The Islamic State. The Soufan Group, November 2014
(
PDF-файл). P. 18.
9
В связи с избранием ал-Багдади обычно упоминается имя Хаджи Бакра.
См., напр.: Barrett R. Op. cit. P. 24.
10
Barrett R. Op. cit. P. 8 (по состоянию на вторую половину 2014 г.).
11
Лидер талибов, мулла Мухаммад `Умар, был провозглашен «повелителем правоверных»
(амир ал-му'минин, один из титулов халифа в Средние века) в апреле 1996 г.
на собрании в Кандагаре (Сикоев Р.Р. Правление на основе шариата (на примере Исламского Эмирата талибов)
// Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004.
С. 115). Большинство исламистов по всему миру признает за муллой `Умаром этот титул
(Barrett R. Op. cit. P. 13).
12
См. напр.: J.M. Berger. The Islamic State vs. al Quaeda
(
Foreign Policy).
13
В сети можно легко найти русские переводы заявлений ал-Макдиси по поводу организации
Исламское государство.
14
Ведя в июле 1915 г. переговоры с англичанами о начале восстания против турок, глава
Хашимитов, шериф Мекки Хусейн б. `Али, среди прочих требований выдвинул следующее:
«Великобритания согласится на провозглашение Арабского халифата»
(Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец XX в.). Изд. 2-е.
М., 1999. С. 274). В марте 1924 г., после ликвидации халифата в Турции, Хусейн
действительно попытался провозгласить себя халифом (Там же. С. 296).
15
Так вдохновенно именуется Багдад во вступительном слове к аудиообращению Иззата
ад-Дури от 12.07.2014 г.
16
Ал-Багдади прочитал эту хутбу в Большой мечети Мосула 04.07.2014 г., через
несколько дней после провозглашения халифата.