May 26, 2015 23:00
Все исследователи Аравии отмечают, что ислам плохо приживался среди бедуинов. Равнодушное
отношение кочевников к его предписаниям отмечал еще К.-Ф. Вольней: «Бедуины, живущие на
границах с турками, из политических соображений делают вид, что они - мусульмане, однако
они столь мало религиозны и их набожность настолько слаба, что их считают обычно неверными,
не имеющими ни закона, ни пророков. Они сами с охотой признаются, что религия Магомета не
для них создана. “Ибо, - добавляют они, - как нам выполнять омовение, когда у нас совсем
нет воды? Как подавать милостыню, если сами мы не богаты? Для чего нам поститься в рамадан,
если мы постимся весь год? И зачем ходить в Мекку, коли Бог - повсюду?”».
По сообщению И. Буркхардта, до ваххабизма бедуины зачастую вообще не знали ислама.
У. Пэлгрев утверждал, что «в массах кочевого населения мухаммеданизм на протяжении 12
веков произвел очень мало или никакого эффекта... В то же время окруженные искренними
и даже фанатичными последователями ислама и нередко зависимые от них кочевники по
временам считали благоразумным... называть себя магометанами».
Ориентируясь во время перекочевок по небесным светилам, бедуины создали культ солнца,
луны и звезд, писал Р. Монтань. На основе наблюдений за племенами Северной Аравии
У. Пэлгрев пришел к выводу: «Бог для бедуинов - это вождь, живущий главным образом,
как кажется, на солнце. С солнцем они в некотором роде его и отождествляют».
Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец XX в.). Изд. 2-е, расширенное
и дополненное. М., 1999. С. 77-78.
арабские ночи