Апофтегмы аввы Гедеона

Jun 30, 2016 23:28

1.3. Говорил авва Гедеон: тело - темница для души, если она раба и храм, если она свободна.

Комментарий аввы Прокла <Из письма к Онисиму монаху>: Не должно смущаться, возлюбленный, если что-то неудобовразумительное может повстречаться тебе в писаниях брата Гедеона, но всегда вопрошай нас невозмутимо, ибо мы всегда готовы рассудить с тобой о том, или другом высказывании сего мудрого мужа. Он мыслил филосфски, но жил по-христиански, впрочем, всякий, кто живет по-христиански должен мыслить по-философски, или любомудрствовать. Только наша философия отлична от тех внешних мудрецов, тем, что мы знаем ее и мы ею обладаем (конечно, отчасти), ибо истина для нас - во Христе. Они же не знали ее, как знаем мы, но и ими она обладала, посредством Слова Божия, но прикровенно, таинственно (но не посредством таинства, - разумей, что говорю). И если некоторые из них учили, как бы мудрости, но дешевой и плотской за не дешевый гонорар, или твердили о мужестве, будучи сами трусливыми, или говорили о справедливости, делая не справедливое, или о целомудрии, хотя сами были распутны, то это и есть следствие их непонимания цели. Ибо они полагали цель в благоденствии здесь и сейчас. Впрочем, лучшие из них видели это благо не в этой временной жизни, тем самым приближаясь к таинству Слова и некоторые из них даже были умервлещены за эту философию. Тем не менее, они брели впотьмах, мы же во свете Слова. И даже среди нас: нет ли лукавых деятелей, тех, кто учит разуму, не разумея, кто призывает к мужеству, сам прячась и трясясь от страха, при первой опасности, тех, кто увещевает нас быть во всем праведными, но сами же они далеки от праведности, и как говорит Он и пальцем не шевелят, наконец, тех, кто распутствуя, учит нас целомудрию? Что мы можем сказать о таких неосновательных людях? А именно то, что нет в них основания, они не тверды, глупы, думая о себе высоко. Они не соблюли заповедей Господа, пренебрегли познанием Бога всяческих, по слову Господа: сами не разумеют, воссев на седалище Моисеево, и другим не дают. Трусливые собаки, они боятся даже тени, в трусости своей они не основательны и возметаемы ветром, как пыль. И это закономерно, ибо будучи ленивы в учении, они сделались легкой добычей дьявола, он взял их стахом и напугал, яко бы они погибают. Воистину: увидели страх, где нет страха. Есть братья, кто несправедлив к ближним, но требует справедливости к себе. Это неразумный и трусливый человек, пусть и преследует он свои мотивы, но он не следует Пути. Зачем ты, назвавшийся именем Истинного, требуешь от других того, что сам не делаешь другим? Неужели не доходило до твоих ушей слово Божие: чего не желаешь, чтоб сделали тебе, не делай того и другим? Требуешь справедливости, тогда не завидуй, тогда люби. Выслушай истинную меру справедливости: не делай другим того, чего не хочешь, чтоб сделали с тобой. Вот мера любви! Наконец, многие из наших требуют того, чтоб верили их мудрости, но мудрости земной, бесовской. Они смелы, но не там где надо. Смело они осуждают, но трусливо скрывают свои пороки. Смирение - эту меру мудрой нищеты духа, превратили одни в рабство, другие в ехидечиство. Но ты, брат Онисим, всецело обрати ум свой к единому на потребу, не колеблись, ибо оставивший плуг свой и обратившийся назад не благонадежен для Царствия Небесного. Будь всегда алчущим и жаждущим правды. Наконец, чистым сердцем взыскую Господа. Так поступал авва Гедеон и был верен до конца. И Бог помиловал его и, даже, когда он был в пучине греха, Господь взял его за власы и принес на одр болезни, где в страшных страданиях, но со смиренным духом, полным раскаяния, покаявшись во грехах своих, с милой кротостью и милосердием ко врагам своим, среди которых, по некоему недоразумению, оказался и я (читай его полемику против меня в его книгах о моих гимнах, и о его книге против моих пяти книг против тех, кто утверждает, что боги пришли со звезд, или о культе палеоконтакта). В последних письмах моих к нему и его ко мне мы чистосердечно простили друг друга, как и заповедал Владыко, Истинный, а иначе никак. Забыли многие годы противоречий и сошлись в одном и главном: во Христе все мы едины, а частные разногласия, на темы философские - это все не важно (Дошло до меня, что Продик готовит к изданию письма аввы Гедеона, куда войдет и вся его переписка, и со мной тоже). Но, верно, я уже написал многое, не жалея ни чернил, ни времени, а вопрос твой оставлял в пренебрежении, прости меня за мое многописание, это реакция на то, что давно ты не писал мне. Теперь перейдем к сути. Ты пишешь, что вам не совсем понятен апофтегм аввы Гедеона из сборника, что находится у вас и спрашиваешь меня о том, так ли он звучит в наших книгах. Я просил найти книгу, нашли ее и есть даже дата на ней. Судя по этой дате список был сделан через 6 лет после кончины аввы Гедеона, а судя по содержанию, это то, что мы и сами слышали от него. Ты пишешь, что у вас сказано: тело - темница для души, если она раба и храм, если она свободна. В нашем списке чуть иначе: Тело - темница души, пока она раба, но она Храм, если она свободна. Сути это не меняет. Ибо изначально всякое наше есть и тело и душа, ибо таков человек. Ни тело, ни душа порознь, но вместе. Душа не раньше тела, ни тело души (хотя некие пытаются сделать, пользуясь достижениями, так называемой, науки и то, и другое), Верь Господу и не верь Платону, который лишь для детей смог обосновать свою теорию, что душа раньше тела. Знай же, возлюбленный, что душа и тело одно и едины, во времени, но не в пространстве. Так и говори братьям, тем, кто во Христе. Ибо время вне нас и в нас, как бы одновременно, а пространство, это где глубина, ширина и высота и все в Господе         

парамонов патерик, апофтегмы Гедеона

Previous post Next post
Up