Размышление на Ин 16:33. 1 - 2.

Feb 12, 2014 06:29

1.     В начале.
   Своё евангелие апостол Иоанн Богослов начинает знаменитым прологом, из которого ясно видно, что Божий Сын не есть существо тварное, принадлежащее к этому мiру, Он не творение, но Божий Логос, через Него все … начало быть, все мiры: не только видимый, но и умопостигаемый. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). Таким образом, Отчий Логос - Творец и Промыслитель, ведь: Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Его Промысл указывается евангелистом в словах «жизнь» и «свет». Св. Иоанн Богослов называет Логоса и жизнью и светом, просвещающим всякого человека, приходящего в мiр (Ин. 1: 9), и называет «Господа "жизнию" как потому, что Он поддерживает жизнь всего, так и потому, что Он подает жизнь духовную всем разумным существам, и "светом", не столько чувственным, сколько умным, просвещающим самую душу». [1] Ведь являясь Логосом, Он является и разумным основанием всего творения, которое через Него начало быть. И так как Он был в начале у Бога, то и все творение должно быть Им приведено к Отцу всяческих (ср. 1Кор. 15:28). И свет Логоса светит во тьме (Ин. 1:5), [2] ведь Он Сам есть Свет истинный, и был в мiре, и мiр через Него начал быть, и мiр Его не познал (Ин. 1:10). Так свет Логоса сиял миру от начала, но мир возлюбил более тьму, нежели свет. [3]
   И вот Свет пришел в мiр и Слово стало плотью, но мiр [4] не принял Его, ибо не распознал Свет, Который светил от начала. Свидетельствует о Нем Иоанн Креститель, видя Иисуса идущего к Нему: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра (Ин. 1:29), Которому надлежит крестить Духом Святым все народы (ср. Ин. 1:33).
2.     Рождение свыше.
   Вот что сказано относительно Логоса: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Логос дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13). Которым, как сыновьям Бог послал в сердца … Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4:6). Наконец, тем, которые: не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления (Рим. 8:15). Но что значит родиться от Бога? Эта тема раскрывается Господом (Логосом) в Его беседе с Никодимом (Ин. 3:1-21). Теперь обратимся к этой беседе, ведь ее тематика смежная с нашей темой о Свете мiру и тьмой века сего.
   Никодим, принадлежащий к школе фарисеев, недоумевает, что же это значит: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин.3:3)? А также: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан.3:5)? Что значит родиться свыше, от Духа? Почему Господь говорит ему загадочно, уподобляя Дух ветру, [5] который дышит где хочет и неведомо откуда приходит, и куда уходит, что бывает и с рожденными от Духа? Как это может быть (Ин. 3:9)? В ответ на недоумения учителя Израилева, Логос открывает ему ведение, учение свыше. Ведь Он говорит вдохновением от виденного (le/gw soi o%ti oj oi#damen lalou_men: Ин. 3:11); созерцаемого далеко и широко, высоко и глубоко. Ведь Он сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13). Раскрывая великое таинство домостроительства Своего, речет Сын Человеческий, сшедый с небес, что должно Ему быть вознесену, подобно змею, которого вознес в пустыне Моисей. Ведь Моисей по велению Божию сделал … медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис.21:9). [6] Так и Сыну Человеческому надлежит взойти на Крест, дабы, всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 15). [7] Так Бог возлюбил мiр, что отдал (ниспослал) Сына Своего, и послал не судить мiр, но спасти через Него (Ин. 3:16-17). Ведь Пришествий Христовых - два, и здесь говорится о первом, а другое еще будет. Цели их не одни и те же: «Первое было не для того, чтобы требовать у людей отчета в их делах, но чтобы простить все, а второе будет не для того, чтобы простить все, но чтобы потребовать отчета». [8] И хотя: «по … справедливости … и первое могло бы быть пришествием суда, так как и до него был закон естественный, закон писанный и пророки, учение и явление чудес и многое другое, устрояющее жизнь, и было поэтому вполне справедливо потребовать отчета во всем; но, как бесконечно человеколюбивый, при первом пришествии Своем Он не произвел суда, но все простил; и если бы Он судил, то все без изъятия были бы осуждены, вси бо согрешиша (Рим. 3, 23)». [9] Всякий уверовавший в Него не осудится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия (Ин.3:18). А в том суд, что свет пришел в мiр; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, и, хотя Свет Разума и Истины воссиял в веке сем, в мiре, не ищущие свет, возлюбили тьму неразумия и лжи, потому что дела их злы (Ин. 3:19).
   Те, кто уверовал в Сына, кто принял свет, уже не приходят к Иисусу ночью (Ин. 3:2), Никодим же, фарисей и член синедриона, приходит ночью, «ибо еще не принадлежит свету». [10] Сердце его тянется к Иисусу, которого он признает учителем, пришедшим от Бога, в том смысле, что Он воздвигнут Богом и Бог пребывает с Ним, ибо чудеса, какие творит Иисус, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3:2-3). Никодим «считал Иисуса Христа пророком, то вполне естественно полагал, что Он творит чудеса не Своею силой, но силой Божией, и нуждается в ней». [11] Вера Никодима еще не совершенна и ведение его земное, что выражено в его непонимании слов Господа о рожденных свыше. Никодим думает о естественном рождении от матери-иудейки, которое делает человека членом избранного народа, считающегося в Ветхом Завете сыном Божьим (Исх. 4:22; Втор. 32:6; Ос. 11:1). Господь отрицает это: от плоти рождается только плоть (См.: Ин. 3:6). Дети Божии - не те, кто принадлежит к плотскому Израилю, и естественная принадлежность к иудейскому народу не имеет никакого привилегированного статуса, только рождение свыше, от воды и Духа, позволяет войти в Царство Божие. Жизнь Божию имеет тот, кто рожден свыше от Бога, через Крещение и принятие даров Духа Святого.    
   Приклонив небеса Свои (Пс.143:5), сошел Сын в юдоль плача, Единородный Божий - в мiр, Господь вступил в проклятую из-за человека землю (Быт.3:17). Всему мiру (мiрозданию) светит Свет от начала, и свет пришел в мiр (Ин.3:19), во плоти явился Сын Божий, чтобы спасти мiр. Не гнев Божий принес Сын Человеческий, но любовь Отчую и свет откровения Божия человеколюбия. Сын Божий принес мир свыше и всякий верующий в Него - наследник жизни вечной, перерожден, рождением в Боге, от плоти обратившийся к Духу, от тьмы - к Свету.

[1] Феофилакт Орхидский. Толкование на Ин., предисл. Ср.: «И сам Сын был светом для людей, просвещая ум их и руководя от заблуждения к истине. Что касается самого названия Сына светом, то Сам Сын в другом месте говорит: Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12). Таким образом, Он называется и жизнью, и светом, - жизнью, как оживляющий и сохраняющий все, а светом, как просвещающий и очищающий ум людей, принявших Его. Некоторые же под светом и жизнью разумеют евангельскую проповедь, которую Он принес людям, как основание духовной жизни и свет разума». Евфимий Зигабен. Толкование на Ин., 1:4.
[2] Согласно св. Кириллу, евангелист Иоанн тьмой называет природу, нуждающуюся в освящении, тварную природу, творение вообще и в частности - разумную тварь. Человек служил некогда твари вместо Творца (Рим. 1:25), поэтому Логос не знается тьмою (Ин. 1:5). Кирилл Александрийский. Толкование на Ин., 1:5.
[3] Святитель Кирилл Александрийский относит Ин. 1:5 и Ин. 1:10 к предшествующим воплощению Логоса временам, когда Логос не был познан в Его существе, как податель света (просвещения) и жизни, как истинный Сын Божий. Кирилл Александрийский. Толкование на Ин., 1:5, 1:10. Святитель Иоанн Златоуст, похоже, разделяет стихи Ин. 1:5 и 1:10, говоря, что тьмой в Ин. 1:5 называется и смерть и заблуждение, но проповедь евангельская светила среди мрака заблуждения и рассеивала его. Свет этот проник в самую смерть и победил ее. Ни смерть, ни заблуждение не преодолели этого света: и тьма его не объяла (Ин. 1:5). Иоанн Златоуст. Беседы на Ин. Беседа 5.3 (Ин. 1:5). И немного далее св. Златоуст говорит: «Грех есть тьма и тьма глубокая». Иоанн Златоуст. Беседы на Ин. Беседа 5.4 (Ин. 1:5). Ин. 1:10 св. Иоанн Златоуст, как и св. Кирилл относит к прежним временам. Иоанн Златоуст. Беседы на Ин. Беседа 9.1 (Ин. 1:10 и сл.).
[4] Точнейшим образом в Ин. 1:11 сказано: Пришел к своим и свои Его не приняли, что следует понимать, как то, что Мессия пришел к иудеям, которым было обетование, но которые Его не приняли. В следующих стихах (Ин. 1:12-13) сказано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Это следует относить уже ко всему человечеству в целом. Толкуя Ин. 1:11, св. Кирилл говорит: «Мир не познал Просвещающего (сн. Ин. 1:10), то есть Единородного и иудеи и язычники больны невежеством и неверием. Мир не познал Христа, а иудеи не приняли, по отношению к ним Евангелист справедливо относит более строгое суждение, нежели к язычникам - не познавшим». Кирилл Александрийский. Толк. Ин., 1:11.
[5] Ср.: «Духом называет здесь ветер. Мысль здесь такая: как ветер, где хочет, дует, т.е. движется (так как воля ветра обнаруживается в его движении), и голос его, т.е. шум, слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа: он становится неузнаваемым после такого рождения. Если ты не можешь знать движения и путей чувственного ветра, который ощущаешь, когда слышишь его шум, чувствуешь его теплоту или холод, то тем более - духовного. И если ты, не зная действия этого телесного дыхания, однако не высказываешь никакого сомнения относительно его, то почему же, не понимая действия этого бестелесного Духа, сомневаешься в Нем?». Евфимий Зигабен. Толкование на Ин., 3:8.
[6] Со временем этого змея обожествили, и его образ стал предметом культа. В VIII веке до Р.Х., царь Иудейский Езекия упразднил культ служения образу медного змея, которого израильтяне именовали Нехуштан (4Цар.18:4). Возможно, что народ почитал его за посредника между Богом и людьми. Впервые, как предмет экзегезы текст Чис. 21: 8-9 встречается в неканонической книге «Премудрости Соломона» (Прем. 16:5-12). См.: Кашкин, 2012. С. 378.
[7] Комментарий Зигабена: «Сказав о величайшем благодеянии для людей, даруемом через Крещение [сн.: Ин. 3:5], говорит о другом, не меньшем благодеянии, - через Крест. И апостол Павел вместе поставил их, когда писал к Коринфянам: еда Павел распятся по вас; или во имя Павлово крестистеся (1 Кор. 1, 13)? Оба эти благодеяния показывают неизреченную Его любовь, потому что возрождение Он даровал, чтобы очищать нас от наших грехов, и распят был, чтобы мы жили вовеки». Евфимий Зигабен. Толкование на Ин., 3:15.
[8] Евфимий Зигабен. Толкование на Ин., 3:17.                               
[9] Там же.
[10] Браун, 2007. Т.1. С. 251.
[11] Евфимий Зигабен. Толкование на Ин., 3:2.

мир Божий, над евангелием

Previous post Next post
Up