Размышление на Ин 16:33. Введение

Feb 12, 2014 00:26

Введение.
   Как легко потерять связь со Светом Истинным, Который был в начале, есть Всепросвещающий и грядет как Судья, чтобы судить тех, которые Его не познали. Лишившись просвещения, лишиться здравомыслия, существовать без истинного суждения, познания и разума о божественном домостроительстве. Божиему миру, тому блаженному миру, сущему в Его мыслях о всем Его творении, изменить, искать жизнь в тленном и смертном (сн.: Мф 16:26). Мир божий променять на мiр порожденный грехом!  Ослушаться, послушав шипение древнего змия, принять лукавый плод и съесть! Отвратить око от Света и обратиться в парении ума к дьяволу. Нет хуже сего! Но в том явил любовь к нам Бог, что Он избрал народ святой (Втор. 14:2, 21) и вывел его Сам великою силою Своею из Египта (Втор. 4:37). И не просто упразднил фараона, лишив его силы и рассеяв его чары, но и дал им обетование жизни вечной, чтобы все веровали в Сына Божия, сущего над всем (Рим. 9:5), через Которого и веки сотворены (Евр. 1:2), Который есть Слово (Ин. 1:1-5), Сын Единородный сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), в Котором говорил Он в последние дни (Евр. 1:2), Который в мiре был, и мiр чрез Него начал быть, и мiр Его не познал (Ин. 1:10). Которого мiр возненавидел напрасно (Ин. 15: 18, 25). Но, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 1:16). В том явил Бог любовь к роду человеческому, не устоявшему в любви к Богу и совлекшемуся света, служившему богам, которые в существе не боги (Гал. 4:8), поработившемуся немощным и бедным вещественным началам (Гал. 4:9), что послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин. 4:10). И явил его Спасителем миру (1Ин. 4:14)!
   Когда пришла полнота времен, послал Его, родившегося от жены, чтобы спасти род человеческий и усыновить Себе, через Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа (см.: Гал. 4:4-7). И придя, Спаситель принес людям мир Свой и дал его, чтоб вложили его сердца свои люди, дабы не смущаться и не устрашаться им князя мiра сего (Ин. 14:27, 30). Этот душевный, или сердечный мир Божий не таков, каков может дать мiр, который лежит во зле (1Ин. 5:19), но этот мир - от Бога! 
   Тема мира Божия, как душевного умиротворения и духовной крепости и мiра, как пространственной, или космической области, дебелой, где правит дьявол (духовная сущность, обращающаяся около материи [1]), посредством греха, проходит красной нитью по всему тексту Евангелия от Иоанна (далее - Ин.). Особенного же своего напряжения достигает в прощальной беседе Спасителя с учениками (Ин. 13:31 - 16) и Первосвященнической молитве (Ин. 17).
   Задачей нашего реферата является опыт уразумения и размышления над Ин. 16:33. Это будет для нас и отправной точкой и конечной целью, а область наших изысканий - весь текст Ин., к которому мы присоединим параллели, аналогии и аллюзии, которые выявляются из Священного Писания, а также и святоотеческие комментарии и исследования библеистов, в подстрочных примечаниях, реже - в самом тексте.

[1] Это свойство дьявола прекрасно выражено у Афинагора: ™nant…on ™stˆ tÕ perˆ t¾n Ûlhn œcon pneàma, genÒmenon mn ØpÕ toà qeoà, kaqÕ oƒ loipoˆ Øp' aÙtoà gegÒnasin ¥ggeloi, kaˆ t¾n ™pˆ tÍ ÛlV kaˆ to‹j tÁj Ûlhj e‡desi pepisteumšnon dio…khsin. Athenagoras. Legat. 24, 4. Т.е., противный благости Божией ­дух около материи обращающийся, сотворенный Богом, как и прочие ангелы и поставленный над материей, как управляющий (ср. с Иезек. 28:14), но выпавший из этого достоинства, ибо некоторые, пользуясь этим даром (свободой воли), злоупотребили своей властью, таков был и дьявол, поставленный управителем над материей (oátÒj te Ð tÁj Ûlhj) и те, кто стоял под его начальством. Athenagoras. Legat. 24, 5. В Библии часто встречаются антропоморфные и даже зооморфные описания дьявола, так - Бехемот в книге Иова (Иов 40:10), рыкающий лев у св. ап. Петра (2Пет. 5:8), ангел света у св. ап. Павла (2Кор. 11:14), но этим Писание стремиться изобразить не внешний облик Дьавола или демонов, но их внутреннее, духовное состояние. Так бехемот у Иова - образ оппозиции по отношении к небу, к Богу; Рыкающий лев у св. Петра, рыскающий кого поглотить - образ злобы Дьявола, который беспрестанно ищет пути как бы погубить всякое доброе в человеке, и самого человека умертвить духовно; Образ ангела света у св. Павла показывает то, что Дьявол всегда действует лукаво и обманом, скрывая свои намерения под видом ложного благочестия.

мир Божий, над евангелием

Previous post Next post
Up