Последнее в этом году занятие закончилось обменом новогодними подарками, а началось с игры в ассоциации.
Сначала выяснилось, что мальчики не знают, что такое "ассоциация", и мы разобрались со значением, а дальше играли. Правда, Ваня, видимо, так и не уяснил смысл игры в ассоциации, т.к. то и дело выдавал не ассоциацию, а определение слова. Я бросала им по очереди мячик и называла слова, а мальчики возвращали мне мяч со своими ассоциациями. Чтобы продолжить тему времени, которую мы начали на прошлом занятии, я стала предлагать им слова, связанные с календарем.
Первое задание - понять, в каком порядке нужно расставить на доске магнитные буквы Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н, Д. У меня они были вразнобой. Версий выдвигались разные. Ребята пытались разделить их на "гласные" и "согласные", разбить на группы по цвету (буквы у меня красные, зелёные и синие). Звучала идея расставить их по алфавиту.
Я предложила подсказку. Согласились. Для этого сыграли в "виселицу", я загадала слово "календарь". Слово отгадали, с буквами по-прежнему было туманно. "А вы посчитайте, сколько букв" - "12" - "И подсказка - "календарь"..." - "12 месяцев в году!"
Закономерность уловили, пошло самое трудное - расставить по порядку. Начало года ещё ничего, бодро, а вот в осенних месяцах плавают. Обратила внимание, что Р. сначала называет слово по-английски, а потом переводит.
Чтобы закрепить образ слов, дала задание на поиск из книги О. Штельтер "В этой маленькой корзинке".
Пока искали, прикрепила на доску листок со славянскими названиями месяцев и таблицу с современными названиями месяцев в разных языках:
Со славянскими названиями объясняли названия, восстанавливая ассоциации (березень - берёза, травень - трава и т.д.). Задачу "запомнить" я не ставила. Просто хотелось показать, что не всегда было так, как сейчас. А с другой стороны, в этих словах такая прозрачная внутренняя форма, так ясно видно, как работает языковое мышление, что обидно было бы упустить такой материал и не поразвивать на нём языковое чутье.
А вот на сравнительной таблице языков мы сидели долго.
Посмотрели. Сравнили. Подозрительное сходство. Какие могут причины такой близости? Ваня сразу копнул поглубже и возвёл это к праязыковому единству (он это, конечно, иначе назвал, но речь была именно о нём).
Опасаясь углубляться в семьи и группы языков, предложила запомнить, что названия месяцев у нас, а также у немцев, французов, испанцев, итальянцев, англичан - от римлян. Потому что империя.
Выдала по большому листу бумаги и попросила разбить его на 12 ячеек.
И снова ассоциации.
Я заготовила картинки. Показываю картинку, называю имя человека, на ней изображённого. Задача мальчиков - догадаться, к каком месяцу он имеет отношение. Юлий Цезарь, Октавиан Август, Майя, Юнона, Янус.
Как водится, отвлеклись на разные истории. Сами собой влезли Рубикон, Антоний с Клеопатрой, "Звёздные войны" и темы, которые мы в связи с ними обсуждали. Поразглядывали картинки в книжке "Как Римские легионы завоевали Европу".
Персонажей, давших названия месяцам, приклеивали в соответствующие ячейки (Ваня успел параллельно порезвиться).
Римляне, как мы успели заметить, были весьма воинственны. Естественно, у них должен был быть бог для войны. Как его звали? С каким месяцем он мог быть связан? У марта нарисовали планету Марс. Апрель - открывающий, поэтому там ключ. Февраль связан с обрядом очищения. Остальные месяцы - от чисел 7, 8, 9, 10.
Вопрос "в каком месяце римляне праздновали новый год?" поначалу поставил в тупик. Пытались угадывать - мимо. Наконец-то досчитали до марта.
Снова поиграли с мячом. Теперь кидаем мяч друг другу и называем месяцы по порядку. А теперь "год по-римски", начиная с марта. А потом вспомним, что до Петра I новый год начинался с сентября. Неплохо потренировались, мальчики намного уверенней, чем в начале занятия, отвечали.
Ещё интересный момент обсудили. У римлян двуликий Янус был положительным персонажем - открыватель дверей, предшественник Юпитера в должности управляющего солнцем. Он научил людей считать и строить корабли. Он учил их мыслить позитивно: когда одна дверь закрывается, другая - открывается. Он обращён одновременно и в будущее, и в прошлое. Не счастливая ли черта?
В общем, я совершенно очарована жизненной философией римского Януса. И какая же неприятность, что в русском языке "двуликий Янус" стал обозначать лицемера. Обидно. Вот и детям пришлось рассказать, что по-русски назвать Янусом - это не похвалить, а поругать.
Про будущее, прошлое и встречи лицом к лицу. Рассказ Голявкина "Как я встречал новый год" был задан на дом. Пересказали, прочитали один диалог по ролям. В чём причина ссоры мальчиков? Рассказчик понимал выражение "встретить новый год" буквально.
А ведь у нас в языке много подобных выражений. Вот хотя бы про время мы говорим, что оно "бежит", "летит", "тянется". Мы привыкли к ним, не воспринимаем их как художественные приёмы, а ведь когда-то они явно ими были.
Нарисовала на доске, как получаются метафоры. Попытались объяснить, из чего выросла метафора про летящее время. Мне это всё очень интересно сейчас. В книге Джири о метафоре (вот
тут я о ней писала) было упоминание о том, что умение декодировать метафору связано с определённым мозговым функционалом, который появляется у детей в среднем годам к 9-11. И вот я убеждаюсь в том, насколько это, действительно, непросто для детей - почувствовать эти переносы свойств и признаков с предмета на предмет. (соответственно, задаюсь вопросом, почему в английских учебниках этот материал вводится в 7-8 лет)
Прочитали два стихотворения в поисках метафор:
Полетевшая стиральная машина мальчикам очень понравилась. Метафору нашли, но сначала сполна насладились юмором. (стихотворение с "Папмамбука")
И "Зелёные стихи" Саши Чёрного:
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».
Как раз вовремя - ёлка у нас в этом году живая. Обсудили, что такое снопы и похожа ли ёлка на "сноп зелёных свечек".
Тут ребята явно устали, и мы закруглились.
Напоследок - повтор задания, с которого начали: расставить по порядку первые буквы в названиях месяцев. Р. сжульничал, подглядывая в свой лист с римлянами. Ваня делал всё честно, единственная ошибка - поменял местами сентябрь и октябрь. Зато после того, как это исправили, он придумал мнемонический трюк для запоминания: осенние месяцы складываются в слово СОН. Осенью природа засыпает, погружается в СОН.
Домашнее задание - новогодний кроссворд и анкета о том, как прошёл 2018 год.