синестезия и метафора

Dec 04, 2015 23:22

Никак не могу сдать в библиотеку книгу о метафоре, потому что снова и снова ее листаю и перечитываю отдельные фрагменты. Одна из тех книг, в которых факты утрамбованы так плотно, что даже при внимательном чтении не охватить и не ухватить все. (эх, где ты, внимательное чтение? да чтобы днем, да чтоб с ясной головой...)
Несколько цитат на память и чтобы потом еще допольнительно почитать об этом.

"Многие метафоры, которые мы используем постоянно, по форме своей - синестетические, они описывают определенный сенсорный опыт, прибегая к языку, свойственному описанию иного сенсорного опыта ("кислое лицо", сексуально привлекательные люди - "горячие"...)
"Некоторые исследователи считают, что все люди рождаются синестетами, что синестезия - это наш первоначальный (original) способ восприятия мира. У новорожденных детей огромное количество нейронных связей между разными сенсорными центрами мозга, со временем это количество уменьшается. Согласно этой теории, синестезия - это естественный результат случайных наложений (? crosstalk) этих нейронных связей. Только по достижении 4 месяцев, когда кора головного мозга достаточно созревает и избыточное количество нейронных связей начинает уходить (snap), исчезает и эта врожденная синестезия.
Синестетические метафоры следуют поразительно устойчивому образцу: слова, описывающие более непосредственные (immediate) ощущения - осязательные, вкусовые и обонятельные, используются для описания переживаний менее непосредственных (less immediate) - идущих от органов зрения и слуха. Осязание, вкус и обоняние - чувства, идущие от субъективного опыта (experienced-based sensations), в то время как зрение и слух - чувства объектные (object-based sensations). Так, неприятный вкус телесно ощущается гораздо интенсивнее (experienced much more viscerally), нежели неприятный цвет. Первые переживаются как находящиеся внутри тела, последние - как исходящие от внешнего объекта.
В синестетической метафоре чаще источник (source) метафоры находится в более непосредственном чувстве, а объект (target) обычно исходит из менее непосредственного чувства.
Некоторые исследователи полагают, что это движение от менее непосредственного переживания к более непосредственному корреспондирует (parallels) c физиологическим развитием самих чувств, а следовательно, отражает базовую модель восприятия. Действительно, исследования показывают, что люди находят метафоры, построенные в соответствии с этим принципом, более легкими для понимания. Возможно, именно поэтому sweet silence (звук определяется через вкус) - это распространенное выражение, в то время как метафоры silent sweetness (вкус через звук) не существует, и поэтому soft brightness (осязание определяет зрительный образ) имеет смысл, а bright softness (осязание через зрение) - нет.
Исследования английской, французской, венгерской поэзии 19 века, а также израильской поэзии 20 века показали, что носители разных языков и культур настроены на один и тот же сенсорный камертон. Большинство метафор в исследованных текстах следовали в одном направлении: от более непосредственного к менее непосредственному.
<...>
Направленность синестетической метафоры повторяет направленность метафоры как таковой.Метафорическое мышление обычно следует в одном направлении, приспосабливая язык конкретики (слова, которые мы используем для описания наших обыденных дел, физического мира и ощущений) к описанию абстракций (мыслей, чувств, эмоций, идей).
<...>
Нейропсихолог Вилейанур Рамачандран (Vilaynur Ramachandran), занимавшийся случаем Дэниэла Таммета, предположил, что метафора может происходить от синестезии. Анатомически пути визуальных и аудиальных каналов (visual and auditory pathways) в мозгу очень близки. В ходе эволюции бродячие (? stray) визуальные нейроны могли "встроиться" (branched out) в соседнюю аудиальную зону, чтобы передавать визуальные сигналы в ответ на звуки.
Возможно, поэтому каждый раз, когда у человека с цветным слухом активируются нейроны, кодирующие (encoding) озвучку букв, параллельно начинается активация и нейронов, кодирующих цвет. "Может ли это быть простым совпадением, - спрашивает Рамачандран, - что наиболее распространенная форма синестезии включает в себя графемы (буквы, цифры, знаки пунктуации и т.д.) и цвета, и что зоны мозга, связанные с этими процессами, находятся по соседству?"
Некоторые синестетические способности сохраняются у нас у всех, как это продемонстрировал в 1929 г. психолог Вольфганг Келер в своем эксперименте, известном как буба-кики эффект.
<...>
Аналогично, исследователи пришли к выводу, что праворукие люди предпочитают правую сторону тела, т.к. лучше ею владеют.А поскольку большинство людей праворуки, это предпочтение может быть источником метафор вроде "этот человек - моя правая рука", равно как и ассоциациирования "левого" с "плохим" или "низшим", как то видно из слова sinister (зловещий, мрачный), происходящего от латинского корня со значением "левый".
Синестетическая связь между музыкой/пространством (space) и числами/высотой, как и корреляция между звуком/светом, может быть обусловлена нашей способностью находить схожие признаки у несхожих объектов. Точно так же, как мы находим "глубину" у басовых нот, потому что этот звук "низкий" по частоте, точно так же мы находим "высоту" у бОльших чисел, т.к. это "больше чем" мЕньшие числа.
С точки зрения нейробиологической экономии, смешивание физического и метафорического имеет смысл. Т.к. мы способны воспринимать не только конкретную сенсорную информацию, а обладаем также и абстрактным мышлением, нет нужды создавать новые нейронные связи для решения этих задач.Вместо этого, в результате процесса, именуемого scaffolding (букв. - подпорки, строительные леса), существующие связи приспосабливаются для решения двойной задачи.
Так, участок мозга, анализирующий температуру окружающей среды, начинает анализировать и эмоциональные температуры. Зона, занимающаяся физическим пространством и весом, начинает специализироваться также и на психологическом пространстве и весе.
<...>
Теория, что биологический опыт формирует базис для метафорического мышления - или, точнее, для мышления в целом, - известна как воплощенное познание (embodied cognition), ее идеи сформулированы учеными-когнитивистами Джорджем Лаковом (George Lakoff) и Марком Джонсоном (Marc Johnson). Лакоф и Джонсон заметили, что самые распространенные метафоры, которые мы не задумываясь используем каждый день, вырастают из нашей физиологии.
Так, например, выражение I'm feeling up todaу, вырастает из метафорического уравнивания счастья и высоты. <...> Почему? Потому что мы буквально up (т.е. вертикальны), когда мы активны, оживлены, бодрствуем, и мы буквально down (т.е. горизонтальны) в унылом, сонливом состоянии или во время болезни.
Наш разговорный язык изобилует такими примерами.
<...>
В 1960 г. польский нейропсихолог Жезы Конорски (Jerzy Konorski) обнаружил "гностические нейроны" (gnostic neurons) - клетки мозга, которые активизировались (fire) в ответ на образы определенных людей или объектов. Позднее эти нейроны стали называть "бабушкины клетки" из-за экспериментов, в которых эти клетки реагировали на образ бабушек участников. Недавнее исследование показало, что эти нейроны реагируют не только на физическое представление (physical representations), но и на понятия, связанные с этими представлениями.
<...>
Ученые считают, что гностические нейроны могут играть ключевую роль в формировании долгосрочной памяти, а также устойчивых концептов, которые появляются в результате повторяющихся ассоциаций определенного физического стимула и абстрактного представление.
<...>
Некоторые ученые выдвигают предположение, что эти клетки могут также кодировать поведенчески важные характеристики среды, позволяя нам переключаться с физического пространства на концептуальное. Если это предположение верно, эти клетки будут участвовать (или been scaffolded) в реализации той самой двойственности, необходимой для формирования буквальных (literal) и метафорических мыслей. Если одна группа (cluster) нейронов может кодировать концепт "Холи Берри", то почему бы заодно им не кодировать и "любовь - это путешествие" или "идеи - это пища"?"

Любопытный рассказ о работе креативной студии Уильяма Гордона и Джорджа Принса (Willian J.J. Gordon and George Prince) "Synectics". Это брэйнсторминговое агенство, помогающее компаниям создавать инновационные продукты.
Для работы в "Синектиксе" Гордон отбирал людей на основании их способностей к метафорике. Он и его сотруднии брали на работу тех, кто в беседе продемонстрировал наиболее творческое использование языка и способность проводить необычные аналогии. Работники компании отличались своим умением принимать "неважное" (irrelevant), "детской" готовностью включаться в ролевую игру и были чрезвычайно продвинуты в умении подавлять крицизм и недоверие. Кроме того, им надо было продемонстрировать умение находиться продолжительно в ситуации ролевой игры. Если перед командой ставилась, например, задача придумать новый вид небьющегося стекла, их просили представить и сформулировать, на что это похоже - быть куском стекла, примерно так же, как участиков писательского мастер-класса просили подумать, каким видом дыма мог бы быть Марлон Брандо.
Главный принцип - сделать новое знакомые, а знакомое - новым. Та же идея, что и у Шкловского в остранении (на него и ссылаются).

Источник на амазоне:



память, книги, цитаты, психология, мозг, просто_факт

Previous post Next post
Up