В субботу занимались полезным. А т.к. у нас опять лето, то занимались в саду. Вот, тут видно, что у нас больше 20 градусов.
А еще видно, что я развесила в саду желтые вагончики со словами. Принцип выбора слов очень простой: то, что хочется повторить/выучить + словарные слова из списка для первого класса.
В начале ребята вытянули себе по паровозу с буквой. К этому паровозу нужно было собрать вагоны - слова, в которых есть такая буква, как на паровозе.
Играли в "Логический поезд": нужно придумать связки между словами так, чтобы получилась история.
Задумала я это для разгона фантазии. Но, может, зря я так волновалась за фантазию. Потому что через час я переживала уже о том, как бы эту фантазию уже куда-нибудь загнать.
Домашним заданием было подумать над канвой истории о получении наследства. Я просила мальчиков записать опорные слова, сделать зарисовки, придумать условные знаки - в любой удобной для себя форме зафиксировать идеи, которые приходят в голову, так, чтобы их потом можно было легко восстановить по конспекту.
А на занятии я пыталась создать из этих предпосылок "ситуацию письменной речи". Думаю, все читали эту статью М. Аромштам, но на всякий случай дам ссылку:
http://www.papmambook.ru/articles/96/В статье речь идет о малышах, но я впервые опробовала этот прием с ребенком 11 лет и была тогда под огромным впечатлением от его эффективности. Я занималась с мальчиком, у которого был неплохой русский. Он читал (неохотно, но он и по-английски неохотно читал, так что тут дело было явно не в беглости чтения), писал курсивом (опять же без особого энтузиазма, хотя и вполне прилично в плане грамотности и почерка) и разговаривал. При этом любое творческое задание тухло от его вполне объяснимого стремления сделать себе легко: он отделывался шаблонными предложениями и простыми словами даже там, где ему очевидно было что сказать. Пока я не начала использовать ситуацию письменной речи. На человека давила необходимость записывать придуманное. Как только эту необходимость убрали - зацвело пышным цветом творчество: а то, языком молоть - не ящики ворочать. Я это все намолотое набирала на компьютере, потом вместе редактировали, обсуждали, как и где можно сделать понятнее, интереснее, правильнее. А дальше по ситуации. Отправляла по электронной почте ему текст и просила переписать отдельные предложения. Или все переписать. Или не переписывать, а просто сохранить на память. Несколько текстов, где речь шла о поездках на соревнования по робототехнике, были переписаны полностью и отправлены в виде писем русскоязычной бабушке. Ощутимой практической пользы от этих сочинений было больше, чем от половины учебника.
Теперь мне хочется повторить тот успех.
Ребятам я объявила, что мы будем сочинять историю. Они - соавторы, которым дана определенная тема (и они над ней уже подумали). Я - их машинистка и по совместительству редактор. Они диктуют, я записываю, а потом вместе правим текст и делаем его еще гениальнее. Придуманная история распечатывается, вклеивается в специальную заготовку для книги, а они потом рисуют иллюстрации (если захотят).
Задача соавторов - договариваться, что именно будет продиктовано. Можно спорить, не соглашаться друг с другом, но под запись нужно выдать предложение, которое одобрено обоими авторами. И это, собственно, сверхцель мероприятия - дать им возможность поспорить, научиться аргументировать свое согласие и несогласие. Предварительно мы обсудили, какие формулировки в случае несогласия будут собеседнику обидны, а какие - нет, какое поведение они считают в споре приемлемым, а какое - нет.
После очередного несогласия по какому-то принципиальному моменту (кажется, это был вопрос, может ли одно наследство вмещать и космический корабль, и волшебную палочку), они решили, что будут диктовать предложения по очереди. Но будем все-таки считать, что первые шаги к цивилизованному диалогу сделаны: целый час дети сочиняли общую истории и обошлось без драм.
В какой-то момент я поняла, что лавочку пора сворачивать, иначе мы рискуем уйти в крупную форму.
Перечитали. Предложила им самим прочитать текст, проверяя соседствующие предложения так, как если бы это была игра в "Логический поезд". Не потерялись ли связки, понятно ли, о чем идет речь. Сами нашли два логических косяка, в остальном текст сочли совершенным. Обнаружили, что победа над драконом, ради которой и передавалось наследство, как-то потерялась среди всех перипетий сюжета. Досочинили победу.
Я на правах редактора заявила, что тексту не хватает прилагательных. Много экшена, мало образов и пищи для читательского воображения. Вспомнили, что такое прилагательные и как они выглядят. Еще раз перечитали текст, уже в поисках мест, где стоит добавить красок. Так у предметов появились цвета, у героев - эмоции.
На исходе второго часа дети готовы были сочинять дальше, я - нет.
- Но мы же еще не все написали!
- Вы можете продолжить потом.
- Ну ладно. Пусть тогда это будет первая глава.