Сегодня в основном повторением занимались.
Начали с воспоминаний о том, как неделю назад нарисовали дерево слов от корня -род-. Проговорили, как называются части слова.
Достала облако слов, которое мы рассматривали на самом первом занятии. Идем в обратном порядке: не ветки к корню, а по кучке срубленных веток определяем, какой тут был корень. Слона - -оному- и -онима-, напечатанных в центре мелким шрифтом - никто не приметил. Дошли сами, нашли повторяющийся элемент.
Следующая часть была чистой импровизацией. Ничего из этого я не планировала, но в итоге очень довольна тем, что у нас получилось.
Что означает этот корень - -оном-/-оним-? Не помнят. Предложила вывести из однокоренных слов, найти в них общее зерно смысла. Не получается. Ок. Тогда будем играть в "Виселицу". Человечка давно пора было вешать, а слово из трех букв так и не складывалось. Я ему уже и глаза нарисовала, и скорбный рот, и горючую слезу, текущую по щеке в ожидании неминуемой смерти. Угадали наконец-то!
Как будто мало ему было в жизни испытаний, мы на нем стали отрабатывать наполовину забытую лексику. Ваня еще дорисовал бедняге уши, зубы, чугунные сапоги и сверху какой-то капюшон. Давайте дадим ему имя. Дали. Макс Кикстайл.
Макс Кикстайл новообретенными пальцами начинает сочинять книгу. Но опасается подписываться своим именем. Ему нужен псевдоним. Это будет Сэм Спорт. Книга вышла. На скамейке под деревом сидит литературный критик и читает книгу Сэма Спорта.
Критик в восторге. Книга написана изумительным языком. В ней 150 синонимов к слову "дождь" (так на картинке появляется туча), 375 антонимов к слову "солнечный" и 1382 топонима. Из-за изобилия топонимов критику даже пришлось взять карту, чтобы находить все упомянутые в книге места.
Критик подозревает, что Сэм Спорт - это не настоящее имя писателя. Он расстроен, ведь псевдоним - это почти что аноним. В конце своей хвалебной статьи он выдвигает книгу Сэма Спорта в шорт-лист престижного книжного конкурса в номинации "Лучшая книга для детей" (для этого мы разбираемся со словом "номинация" и придумываем довольно много разных вариантов).
Теперь представим, что мальчики стали писателями. И они как раз собираются написать новую книгу. О чем она будет? (Ваня хотел бы быть таким писателем, как Роальд Даль: чтобы и писатель, и пилот).
Но жизнь тяжела, и писателям спускают заказ из издательства - нужна книга о Вещем Олеге. Что ты напишешь в книге о Вещем Олеге? Одного автора уже поглотила мысль о ракетах и самолетах, поэтому его Олег летал на высокотехнологичном оборудовании. Ваня был банален: щит на воротах, ладьи на колесах, змея на черепе.
А что значит "вещий"? Есть ли у этого старомодно звучащего слова родственники?
Растим дерево от корня "вед". Пришлось немножко коснуться исторических чередований. (Себе заметку: надо подумать, когда и какие чередования можно будет дать и как именно. Чтобы их потом не смущало, что буквы разные, а корень один и тот же. Они вон сегодня пытались мне доказать, что слово "ведро" должно расти на нашем дереве, т.к. ведро знает, где находится вода :), и почему бы не взяться тут букве Р, если вон и у "вещего" Щ вместо Д).
Фурор произвел медведь, ведающий, где мед. Мне очень нравится картинка, которую Ваня нарисовал. Он тут много слов связал в один сюжет. Ветка "медведь" расположена поближе к земле, т.к. там у медведя берлога. А на дереве у него улей с пчелами. И да, "это Ж неспроста". Когда появилось слово "отведать", появился сам медведь со словами "Я хочу отведать мед". К слову "разведчик" подверстался заяц, которому медведь и предъявил: "Заяц, где мед?" - "Я разведчик. Мед там", - ответил добрый заяц.
Когда мы решили, что наша фантазия истощилась, задались вопросом, а где можно узнать о других словах, происходящих от интересующего нас корня. Заглянули в школьный словообразовательный словарь. (Заодно и вопрос со всезнающим ведром прояснили).
Но вернемся к Вещему Олегу. У меня был список слов, которые я хотела прояснить. Пробежались по нему. Выяснили, кто такие отроки, где у нас чело и т.д. Словом "дружина" вырастили первую ветку дереву от корня "друг". Это будет домашнее задание.
Разобрав лексику, посмотрели вот этот озвученный диафильм:
Click to view
История уже знакомая, с непонятными словами вроде бы разобрались. Смотрели с интересом. Развернутого суждения о впечатлениях я ожидаемо не получила. А вот в ответ на вопрос: "А что было бы, если бы Олег не послушал волхва и не расстался с конем?" - пошли интересные рассуждения. Сама идея поменять финал истории оказалась такой заманчивой, что предположения были одно другого интересней.
В конце у Пушкина упоминаются Игорь и Ольга. Вспомнили, кто они такие, и вернулись к теме прошлого урока. Олег "в наследство" от Рюрика получает Игоря и необходимость посадить Игоря на престол. Опять рисовали стрелочки, кто там кому кто, если Ольга - дочь Олега, а Игорь - ее муж.
Теперь о перспективах. На следующем занятии мы будем писать историю о получении наследства. Я взяла шаблон из книжки "Write your own story book". Частично перевела их, дополнила своим. Получились вот такие листочки со словами к теме, которые можно использовать, если нужно.
Задание на дом - в течение недели думать над ситуацией и записывать на листки опорные слова для себя. Можно слова, можно картинки рисовать. Главное - чтобы по ним можно было через неделю восстановить свои идеи. Три главных вопроса: что именно вы получаете в наследство? (ракету, ковер-самолет, дом с привидениями, чемодан денег...) как реагируют родственники? что вы сделаете с наследством и как себя поведете по отношению к другим людям, когда ваше материальное положение изменится?