В субботу у нас было "заказное" занятия: Ваня хотел, чтобы у нас было "что-нибудь про ладьи".
"Про ладьи так про ладьи, - подумала я. - Возьмем тогда Царьград".
Для разминки и повторения пройденного решили вместе задачку из книжки Жени Кац
janemouse "Дино 2". Это был Ванин приз за участие в Дино Олимпиаде. Он ее уже один раз решал, так что его пришлось немного тормозить, чтоб другу дал подумать тоже. Потом предложила им рассуждать вслух и решать задачу вместе. Важный навык - строить цепочку последовательных логических рассуждений. Не просто решить, а объяснять шаг за шагом, почему именно так на этом этапе получается. Мальчики молодцы. Сначала запутались, потом сами распутались, вместе нашли, на каком шаге возникла ошибка, и все исправили. Мое сердце радовалось. Именно для таких обсуждений я и хотела организовать кружок.
Т.к. нам неожиданно выдали на несколько дней настоящее лето, я все занятия на этой неделе проводила в саду. С маленькой ученицей учила стихотворение, качая ее на качелях. Старших тоже туда, в сад. Теоретически при богатстве сенсорной среды и запоминаться должно лучше. Вот и проверим.
К сосне привязала Золотые врата Царьграда.
Через куст от Царьграда разместила Киев.
Приготовила то, что понадобится на занятии.
После того, как решили задачу, я стала рассказывать о Вещем Олеге и разыгрывала при этом сценки с солдатиками. Изложение было по "Повести временных лет", ни грамма антинорманизма (боюсь запутать еще до того, как факты в голове хоть как-нибудь уложатся). С приходом варягов, "родичами" Рюриком, Синеусом и Трувором, регентством Олега при малолетнем Игоре.
Из недавно прочитанной книги Васильева "Вещий Олег" взяла романтичные детали, которые так нравятся детям. Как Олег увозит малыша Игоря в тайное место в лесу, куда никто не знает дороги, и только сам Олег может провести через болотную топь на остров. Как Олег обещает Рюрику завоевать для Игоря киевский престол.
Как он собрал все племена на 200 ладей, по 40 воинов в каждой (мальчики тут же бросаются считать численность армии, а потом будут умножать 12 гривен на это количество, считая выторгованную у греков дань). Как хитростью Олег побеждает Аскольда и Дира. Тризна, холм, Аскольдова могила (это я к следующему занятию готовлю почву, будем читать Пушкина).
И вот наконец-то можно готовиться к походу на Царьград. Вспомнили, что за город, чем знаменит. Стоило упомянуть Римскую империю, как второй мальчик стал рассказывать нам о причинах развала империи. Ваня подхватил мысль и провел параллель с империей Александра Македонского. Очень люблю такие моменты, когда кусочек нового знания прилепляется туда, где уже что-то есть, и дети до этого доходят сами. Сами соображают: "Ага, так это вот куда относится!" Так, глядишь, и соберется постепенно из кусочков большое полотно.
Готовим оружие в поход. Щитам надо придать дополнительную метафизическую силу - украсить. Напомнила, что мы находится во времени до принятия христианства. Значит, обережную силу будут иметь для наших воинов древние, языческие орнаменты. Заодно обратили внимание на форму щита и сравнили ее с формой щитов гоплитов, которых раньше мальчики вспомнили. Гоплиты от дождя стрел защищались "черепахой". Получится ли "черепаха" из круглых щитов?
Ванина вариация на тему солярного орнамента.
На Днепре нас ждут ладьи.
Пролезание через кусты символизирует трудности плавания.
Перебираемся через пороги. Лариса,
russkij_deti, спасибо за идею с карандашами. Очень понравилось! Тут я хотела им прочитать описание порогов из книги Ладинского "Когда пал Херсонес", но забыла взять Киндл, а бежать за ним - значит, потерять детей. Может, еще будет подходящий момент.
На подступах к Цареграду послушали историю о том, как Олег поставил ладьи на колеса и получил прозвище "Вещий", отказавшись пить отравленное вино. Наши Золотые ворота сделаны из пенопласта. Милое дело прибивать туда щиты настоящими гвоздями и настоящим молотком. Две колонны - два щита :)
Дальше Олег отправился подписывать мирный договор, а мы - просто писать.
Я хочу реализовать проект, описанный М. Ганькиной в книге "Грамматическая аптечка". Генеалогическое древо можно составить не только для людей, но и для слов.
Идея заключается в том, чтобы для каждого продуктивного корня рисовать дерево, где на ветвях будут слова, производные от данного корня. Тут и морфология, и орфография, и этимология, и логика. Не знаю, как дальше пойдет, но первое дерево растили с интересом. Тетрадки купила специально для словесных родословных.
Первое наше дерево вырастает от корня -род-. Сначала мальчики назвали все, что смогли придумать, потом я им еще назвала несколько примеров. После этого посмотрели словообразовательный словарь и дописали некоторые слова, которых у нас не было. Каждое новое слово объясняем через производящий корень.
Домашнее задание - переписать двустишие Ренаты Мухи. Вместе только прочитали и определились, где у нас на родословном древе предки, а где потомки.
Прописи я делаю вот на этом сайте:
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/Переписывание предложений из школьных прописей-тетрадок у нас совсем не идут. Я для Вани делаю такие листочки с короткими детскими стихотворениями, и переписывание перестало быть унылым. Особенно он любит Ренату Муху, потому что вместо ее фамилии рисует муху. По-моему, ради этой последней мухи он и пишет все остальное.
Я хотела с ними еще книжку по каллиграфии поразглядывать и что-нибудь сэкспериментировать на тему (тоже из "Грамматической аптечки" идея), но начал накрапывать дождь и нам пришлось срочно эвакуировать неводостойкое имущество из сада.