Продолжу все-таки о музеях, в которых мы успели побывать.
Музей транспорта был одним из первых, т.к. годовой абонемент в этот музей я получила в подарок на день рождения от друзей-лондонцев и мне не терпелось увидеть музей, который они мне рекомендовали (детский билет бесплатный, а взрослый - что-то около 18 фунтов).
Музей транспорта оказался современным и довольно большим музеем, со множеством интерактивных штук. Засада в том, что музей посвящен именно лондонскому транспорту, так что идти в него, не прожив и месяца в Лондоне, было явно преждевременно. Хорошо, что у нас годовой абонемент, наведаемся туда еще не раз. А в первый заход у меня, я чувствую, многие важные моменты пролетали навылет, т.к. я просто не представляла себе, о каких местах идет речь. Хотя посидеть в разных интересных вагончиках, порассматривать билеты и всякую бытовую мелочевку, связанную прямо или опосредованно с перемещением людей в пространстве, было здорово.
Восковые пассажиры довольно пугающе выглядят, хорошо, что близко не подойти.
Детей же больше всего занимало прохождение детского маршрута.
Прямо на входе стоит стенд, где можно выбрать себе занятие по вкусу: пройти маршрут и найти все указанные в нем станции (сюжетная линия - хронология развития транспорта), сделать поделку (простой в складывании и эффектный в итоге бумажный автобус «типа оригами»), раскрасить картинку, дорисовать недостающие предметы (вот это мне очень понравилось: нужно найти недорисованное в экспозиции, понять, чего не хватает и дорисовать; например, конке не хватало лошади).
Те, кто выбрал прохождение маршрута, в каждом пункте фиксируют результат с помощью специального фигурного дырокола. Занятие увлекательное! Алиса очень оценила. Засовываешь листик в щель,жмешь,а потом у тебя на листочке красивая фигурка пробивается - то кораблик (в зале о водном транспорте), то лошадка, то еще что-нибудь такое. Каждый раз новое и сюрпризом.
А я, глядя на это все, задумалась. У меня к детским музейным программам интерес особый. В позапрошлой жизни, когда я работала в музее, был у меня один особенно любимый проект - участие в фестивале «Детские дни в Петербурге». Сейчас это ежегодное мероприятие, а тогда все только начиналось и в России детских маршрутных листов как жанра еще не было. Готовых к авантюрам и прошедших специальный конкурс музейщиков собрали в одном месте и стали им рассказывать о том, какие классные штуки для детей делают в заграничных музеях. Мы рассматривали заграничные маршрутные листы (тогда,кстати, и название это родилось - «маршрутный лист», в ходе мозгового штурма, как аналог activity list) и мечтали, чтобы в Петербурге такое тоже появилось. И оно появилось, и оказалось востребовано, и пошло в другие города России. Но это потом.
А в начале мы очень много говорили о том, зачем и кому это вообще надо, и какова цель наша - создателей этих листов. И все сходились в одном: наша цель - помочь детям увидеть музейный предмет. Ненавязчиво и без занудства научить их смотреть. Выделить отдельные элементы экспозиции, связать их в цельный сюжет, чтобы на выходе эта линейка разрозненных предметов выстраивалась в некий метасюжет. А главное: чтобы после работы с маршрутным листом в музейной экспозиции у ребенка появились вопросы, чтобы ему захотелось узнать больше. Чтобы выйдя из литературного музея, ему захотелось взять книги, чтобы после музея истории города ему захотелось пройти по улицам и увидеть все снова, теперь уже с новым знанием, после музея истории религии - обратить внимание на то, представители каких вероисповеданий окружают его, попытаться понять их мировоззрение...
Дело было новое, незнакомое, мы заманивали людей,как могли. Музеи сбились в группы для взаиморекламы: несколько музеев делали один сюжет, разные части которого ребенок должен был отыскать в музеях группы. Помимо маршрутных листов, которые выдавались в каждом музее, был общий лист с картой музеев группы (группы были возрастные). И вот на этом общем листе в каждом музее ставили штампик. Поставил штампики во всех музеях, прошел все группу, - в последнем получаешь приз (спонсоры выдали по коробке чупа-чупсов на музей, это и были наши призы).
И как же радостно было видеть, что идея-то сработала. Приходили дети, они по-настоящему работали с экспозицией, они вдумчиво и целенаправленно смотрели. Все получилось! Я тогда попутно убедилась, насколько индивидуальная работа (или в небольшой компании) эффективнее групповой. КПД похода по музею с таким листов и парой приятелей (у нас в музее были подростки, они приходили обычно по двое,по трое) или, для детей помладше, с родителями, в разы выше КПД экскурсии с классом. Итог качественно иной, что на меня в то время, юную, бездетную и немножко слишком увлеченную педагогикой, произвело ошеломляющее впечатление.
Так вот, к чему я это все веду. В музее транспорта с детскими программами все отлично. Наверное. В европейских музеях это направление развивается так давно, что грубых косяков уж точно не будет. Но. Вот у моих личных детей фигурные прорези, которые должны бы быть такой милой вишенкой на торте открытий, превратились в самоцель. Главное в зале - найти этот столб с дыроколом, он такой прикольный. Все. Миссия выполнена, идем дальше. Экспозиция, которая должна бы заиграть всеми цветами радуги при помощи увлекательных заданий маршрутного листа, по всем фронтам проиграла столбу, где можно дырку сделать. Поэтому у меня неоднозначные чувства остались от посещения. А музей-то прекрасный сам по себе.
И то,что домой с собой можно взять напоминание о посещении музея, - тоже прекрасная идея. Дети вечером с удовольствием складывали и раскрашивали автобусы.
В общем, не знаю, зачем я про это все думаю, когда оно мне совсем уже и не надо. Но я почему-то думаю. И мой вывод следующий: иногда отсутствие бонуса лучше, чем его наличие. Потому что ситуацию, при которой авторы детских проектов в музее транспорта хотят, чтобы дети "чисто развлеклись", я себе представить не могу. Со своими личными детьми в следующий раз попробую обойтись без дыроколов.
Но так-то музей, конечно, рекомендую.