Айзек Азимов. Профессия

Oct 21, 2013 17:34



Это мне что-то напоминает...



"- Мой друг всю жизнь мечтал попасть на Новию. Он уже знал прибор
Хенслера. Он знал, что ему нужно ознакомиться с прибором Бимена, чтобы
попасть к вам. А для этого ему следовало усвоить всего лишь несколько
дополнительных сведений и, быть может, чуточку попрактиковаться. Если
учесть, что на чашу весов была поставлена цель всей его жизни, он мог бы с
этим справиться...
- А где бы он достал ленту с дополнительной информацией? Или
образование здесь, на Земле, превратилось в частное домашнее обучение?
Лица на заднем плане расплылись в улыбках, которых, по-видимому, от
них и ожидали.
- Поэтому-то он и не стал доучиваться, достопочтенный. Он считал, что
ему для этого нужна лента. А без нее он и не пытался учиться, как ни
заманчива была награда. Он и слышать не хотел, что без ленты можно чему-то
научиться.
- Да неужели? Так он, пожалуй, даже не захочет летать без скиммера? -
Раздался новый взрыв хохота, и новианин слегка улыбнулся. - А он забавен,
- сказал он. - Продолжайте. Даю вам еще несколько минут.
- Не думайте, что это шутка, - сказал Джордж горячо. - Ленты попросту
вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который
получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться
по-другому. Он способен заниматься только той профессией, которой его
зарядили. А если бы, вместо того чтобы пичкать человека лентами, его
заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы
учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше. Разве это не
разумно? А когда эта привычка достаточно укрепится, человеку можно будет
прививать небольшое количество знаний с помощью лент, чтобы заполнить
пробелы или закрепить кое-какие детали. После этого он сможет учиться
дальше самостоятельно. Таким способом вы могли бы научить металлургов,
знающих спектрограф Хенслера, пользоваться спектрографом Бимена, и вам не
пришлось бы прилетать на Землю за новыми моделями.
Новианин кивнул и отхлебнул из рюмки.
- А откуда можно получить знания помимо лент? Из межзвездного
пространства?
- Из книг. Непосредственно изучая приборы. Думая.
- Из книг? Как же можно понять книги, не получив образования?
- Книги состоят из слов, а большую часть слов можно понять".

"- Отлично. Итак, в течение пяти лет человек изучает металлургию по
вашему методу. Вы не можете не согласиться, что все это время он для нас
абсолютно бесполезен, но его нужно кормить, обеспечить жильем и платить
ему.
- Но...
- Дайте мне кончить. К тому времени, когда он будет готов и сможет
пользоваться спектрографом Бимена, пройдет пять лет. Вам не кажется, что
тогда у нас уже появятся усовершенствованные модели этого прибора, с
которыми он не сумеет обращаться?
- Но ведь к тому времени он станет опытным учеником и усвоение новых
деталей будет для него вопросом дней.
- По-вашему, это так. Ладно, предположим, что этот ваш друг,
например, сумел самостоятельно изучить прибор Бимена; сможет ли сравниться
его умение с умением участника состязания, который получил его посредством
лент?
- Может быть, и нет... - начал Джордж.
- То-то же, - сказал новианин.
- Погодите, дайте кончить мне. Даже если он знает кое-что хуже, чем
тот, другой, в данном случае важно то, что он может учиться дальше. Он
сможет придумывать новое, на что не способен ни один человек, получивший
образование с лент. У вас будет запас людей, способных к самостоятельному
мышлению..."

"- Теперь-то я это понимаю, - сказал Джордж, - до того ясно, что
только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые
модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто,
например, изобрел спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен.
Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы
продвинуться вперед.
- Совершенно верно.
- А кто создает образовательные ленты? Специалисты по производству
лент? А кто же тогда создает ленты для их обучения? Специалисты более
высокой квалификации? А кто создает ленты... Ты понимаешь, что я хочу
сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины,
способные к самостоятельному мышлению".

Интересно, каков процент людей, интеллектуальное и профессиональное развитие которых останавливается в тот самый момент, когда они получают в руки диплом? Сдается мне, что он весьма велик. А еще интересно, почему в одних и тех же условиях у кого-то формируется привычка получать знания "с лент" - готовым "прожеванным" куском, имеющим в их сознании статус полноты, если не избыточности, а у кого-то сохраняется способность двигаться дальше и добывать информацию "из книг, непосредственно изучая приборы, думая"?

книги, цитаты, хоумскулинг, мысли по поводу

Previous post Next post
Up