Blended learning

Oct 23, 2013 23:51

Прохожу на курсэре курс Blended Learning. Сначала мне показалось очень забавным, когда ведущие (их двое) с серьезным лицом рассказали, что это самое "гибридное образование" отличается от всех прочих тем, что хотя бы часть информации ученик получает не от учителя в школе, а самостоятельно, используя онлайн-ресурсы. "А что, по-другому бывает?" - подумала я.
Но все оказалось интереснее. Сам курс, на мой взгляд, может быть полезен только практикующим учителям и руководителям образовательных заведений, да и то тем только, кто может реально влиять на организацию учебного процесса и хочет что-то в этой сфере изменить. А я так, для общего развития и расширения лексикона слушаю.
Что меня заинтересовало в первую очередь: эта модель предполагает, что ученик сам (хотя бы отчасти) определяет, где, когда и в каком темпе он будет учиться.

Идеальную учебную ситуацию в курсе определили через 4 показателя:
1. Student ownership - ответственность за учебу и успеваемость возлагается на самого ученика. Он - главный в этом процессе.
2. Personalized learning - персонализированная учеба. По данным исследований, только треть учеников в классе получает информацию, которую они способны полноценно воспринимать. Еще одной трети материал покажется слишком сложным (и следовательно, не только не будет понят в связи с отсутствием необходимых знаний и навыков, но вызовет фрустрацию). И последняя треть будет скучать, в ней окажутся самые продвинутые дети.
При персонализированном обучении каждый получает то, что ему нужно, тогда, когда ему нужно.
3. Mastery-based education. Это требование предполагает, что обучение исходит из реального уровня компетенции ученика. На каждом этапе обучения учитель отслеживает прогресс, чтобы определить этот уровень и постепенно усложнять задачи. Преподаватели сравнивают эту систему с кунг-фу: мастер определяет, готов ли ученик пройти испытания и получить новый пояс. На первый план выводится не временной показатель, а качественный.
4. Deep relationships. Эффективное обучение невозможно, если нет контакта между учителем и учеником. Модель blended learning предполагает плотное общение учителя с учеником как в небольших группах, так и индивидуально. Ученик видит личную заинтересованность учителя в его, ученика, успехах, чувствует его неравнодушие - и расцветает душой и телом. Отношения и non-cognitive skills (навыки, не относящиеся непосредственно к академической деятельность ученика, такие, как любознательность, упорство, чувство собственной компетентности и т.д.) - основа успешной учебы.

Итак, технологические достижения и традиционные способы преподавания работают в связке на благо детям.
Вариантов их скрещивания несколько.
1. Rotation model (чередование)
2. Flex model (гибкий подход)
3. A la carte model (выбирайте, что хотите)
4. Enriched Virtual model (расширенная модель виртуального обучения)

Начну с конца, потому что подробно рассказали пока только про первые два варианта.

Enriched Virtual model. При изучении предмета ученик выбирает, какой материал он будет осваивать самостоятельно онлайн, а какой - с помощью учителя непосредственно в школе. Как часто он будет ходить в школу - его решение. Таким образом ученик проходит весь школьный курс.

A la carte model - ученик выбирает предметы, которые он будет изучать онлайн (по видеолекциям), а на остальные предметы ходит в школу. Онлайновая часть учебы может происходить как в компьютерных классах школы, так и в любом другом месте.

Flex model - это преимущественно онлайн учеба. Ученик имеет доступ ко всем необходимым ему образовательным ресурсам, у него свободное и гибкое расписание. Участие учителя или другого взрослого - по запросу (это может быть работа в небольших группах, участие в групповых проектах, индивидуальное консультирование).

У Rotation model несколько разновидностей
- Flipped class - класс наоборот - идея в том, что тот материал, который в традиционном подходе дает учитель на уроке, ученик осваивает онлайн в удобное для себя время, а на уроке с учителем отрабатывает навыки и проясняет все непонятные моменты (т.е. занимается тем, что обычно дается "на дом").
- Station rotation - смена видов деятельности. Класс делится на небольшие группы, каждая из которых занимается  чем-то своим, исходя из потребностей и компетенции учеников, в течение урока группы "меняются станциями": например, те, кто общался с учителем, идут к компьютерам, а те, кто сидел у компьютера, идут делать что-нибудь руками. Здесь фиксированное расписание, и процессом чередования руководит учитель. Во время урока каждый ребенок проходит через все станции, при этом уровень требований и подачи материала дифференцирован.
- Lab rotation - смена места. В рамках установленного расписания и под руководством учителя дети ходят из помещения в помещение. Позанимались в классе с учителем - пошли в компьютерный класс.
- Individual rotation - в отличие от других ротаций, здесь у ученика индивидуальное расписание, но он также регулярно меняет виды учебной деятельности, из которых как минимум одна - онлайн обучение.

В курсе показывают видеозаписи учебного процесса в школах, работающих по этой модели, интервью и с учителями и учениками. В теории и роликах все выглядит неплохо. Дети много общаются с учителями и друг с другом, во время занятий в компьютерном классе не требуют тишины, дети свободно разговаривают, много внимания уделяется чтению и разговорным навыкам (в тех школах, которые показывали, много учеников, для которых английский - не родной язык, и эти ребята показывают отличные результаты в чтении и письме).

В США 101 школа работает по этой модели. Вот здесь есть список этих школ

легко в учении, ссылки

Previous post Next post
Up