Это фантастика: 7 незаслуженно забытых космических киноприключений

Jul 09, 2012 12:19

Земля стала тесной, как коммунальная квартира. Космос - единственное оставшееся нам место, где можно открыть и узнать что-нибудь новое и неожиданное, кого-нибудь лихо и без двусмысленностей победить, а потом долго и трудно возвращаться домой. Когда-то это понимали почти все, теперь, кажется, о покорении Вселенной забыли. Но мы помним ощущения от кинокосмоса: холодный ужас перед бездной плюс доблесть первопроходцев.

image Click to view



К сожалению, настоящих фильмов про космос снимают немного. Мало того, эти фильмы нередко сурово «прокатывают» критики, а успех чаще приходит к ним не на большом экране, а на видео. Слава известных космических приключений - «Звёздных войн», «Космической одиссеи», фильмов по «Звёздному пути», «Чужих» Кэмерона, «Аватара» и пр. - слабо помогает их собратьям. Впрочем, часто не везёт и фантастике других видов: например, «Искусственный интеллект», «Особое мнение» и «Гаттаку» критики непонятно почему объявили «плохими фильмами хороших режиссёров». Именно поэтому «Прометея» сейчас называют спасителем жанра качественной sci-fi.

Настоящая космическая фантастика - это всегда приключение в самом чистом, изначальном смысле, путешествие в неизведанное, баллада о смелых мечтателях и преодолении невозможного. Это «Копи царя Соломона» и «Капитан Сорви-голова», путешествия Магеллана и улыбка Гагарина, ужасы Лавкрафта и просветление Будды.

Несмотря на фарсовый сюжет и несерьёзность, «Железное небо» тоже создано для любителей космической фантастики, руками их же собратьев. Подход к космосу в фильме нежный и мечтательный, а титанические усилия по отрисовке компьютерной графики явно были предприняты финнами лишь с одной целью: устроить крутые бои в космосе между фашистскими тарелками и земными космолётами. Поэтому именно о таких фильмах мы и решили сегодня вспомнить.



Запретная планета / Forbidden Planet
1956
Фред М. Уилкокс

image Click to view



Даже если вы никогда не слышали о классической пьесе Шекспира «Буря» (которая недавно получила очередную, взрывающую мозг экранизацию), вы оцените ту изысканность и безумие, которые первоисточник придаёт «Запретной планете». Вместо колдуна Просперо и его дочери Миранды мы имеем учёного-отшельника, который, кажется, поубивал всю предыдущую экспедицию и живёт со своей прекрасной дочерью в роскоши и уединении; вместо волшебного помощника Ариэля - двухметрового говорящего робота (здесь придётся поверить на слово, но тогдашних зрителей он приводил в настоящий восторг).

Кстати, у нас тоже умели делать крутых роботов:


«Планета бурь» (1962); говорят, к режиссёру приезжали американцы для обмена опытом

В сюжете фильма шекспировские параллели приправлены размахом в духе Ридли Скотта и мощной дозой Фрейда («Монстры... монстры из id!»). Кроме того, «Запретная планета» - эпохальный фильм, далеко опередивший своё время по масштабу, изысканности и совершенству спецэффектов и дизайна. Он просто очень красивый. А ещё здесь можно увидеть Лесли Нильсена до того, как он превратился в клоуна-старушку.



Тёмная звезда
1974
Джон Карпентер

image Click to view


Трейлер зачем-то выдавал фильм за мрачный космотриллер, что подкосило фильм в прокате

Причудливая пародия на жанр, первый полнометражный фильм мастера ужасов и фантастики Карпентера сначала кажется стандартной старорежимной фантастикой (ещё и малобюджетной - $60 тыс.). Но внешность обманчива: на борту сверхсовременного звездолёта нет доблестных капитанов в отглаженных трико. Вместо этого, за пять лет до «Чужого», Карпентер послал в космос обычных трудяг, «синих воротничков» с хиппанскими замашками.


   

Сходя с ума от невыносимой длительности путешествия (20 лет в пути только для того, чтобы взорвать «лишние» для колонизации планеты), они ругаются, валяют дурака, чинят непрерывные поломки и мучаются без туалетной бумаги, запас которой сгорел при пожаре на складе. Мало того, им, как героям «Космической одиссеи», приходится препираться с разумной бомбой, которая отказывается себя сбрасывать, но очень хочет взорваться. Пожалуй, единственный фильм, где сражение со злодеем ведётся путём обсуждения философских вопросов.



Космическая одиссея 2010 / 2010: The Year We Make Contact
1984
Питер Хайамс

image Click to view


фанатская подборка фрагментов из фильма

Достаточно слабо известный по сравнению с оригиналом Кубрика сиквел «Космической одиссеи 2001», который многие считают нелепым и ненужным продолжением философского шедевра (хотя он тоже снят по роману Артура Кларка). Для меня, посмотревшего оба фильма подряд на пиратской кассете в середине 90-х, этот вопрос не стоял - была только радость от того, что приключение продолжается.



Суровые советские космонавты.

Через девять лет после исчезновения «Дискавери» (и вознесения астронавта Дэвида Боумэна куда-то в высшие сферы мироздания) земляне отправляют сразу две экспедиции: от США и Советского Союза. Далее происходит срыв покровов: мы узнаём, почему сошёл с ума компьютер HAL 9000,зачем нужны Монолиты и куда подевался Боумэн. Кроме радости от лицезрения советского космолёта «Алексей Леонов», которым управляет Хелен Миррен (урождённая Елена Миронова), доставляют также оригинальная идея превратить Юпитер в звезду и открытый миротворческий посыл фильма в разгар Холодной войны.

Луна 44 / Moon 44
1990
Рональд Эммерих

image Click to view



Отличный, брутальный фильм про циничные корпорации, коррумпированных армейцев и частного детектива (он же пилот-ас, да-да!), провалившийся у критиков и в прокате, но до сих пор популярный на видео. О том, что фильм стоит внимания, говорит хотя бы имя режиссёра: снял его один немец по фамилии Эммерих. «Универсальный солдат», «Звёздные врата», американская «Годзилла», «День независимости», «2012»... не многовато ли для одного человека?



Собственно «Луна-44», снятая на родине Эммериха - довольно незамысловатая, но очень мрачная и атмосферная картина. В ней есть идеальный актёрский состав категории «Б» (Майкл Паре и Малкольм МакДауэл), динамичные сцены с местными боевыми вертолетами, каждый вылет на которых равняется самоубийству и которые поэтому пилотируют заключённые-смертники; и очень масштабный, красивый дизайн техники и архитектуры (ну и что, что он целиком позаимствован из «Чужих» и «Бегущего по лезвию»?).


  

Миссия на Марс / Mission To Mars
2000
Брайан Де Пальма

image Click to view



Этот фильм американские критики просто раскатали по асфальту, поклонники же защищали его с пеной у рта (среди них почему-то оказались французские киноведы из Cahier du Cinema). В любом случае, он интересен хотя бы как сумма слагаемых. Это серьёзный режиссёр Брайан Де Пальма («Лицо со шрамом» и «Миссия невыполнима»; что интересно, заменил на проекте молодого Гора Вербински); не-звёздный, неочевидный, но мгновенно узнаваемый комплект актёров - Тим Роббинс, Гэри Синиз (лейтенант Дэн из «Форреста Гампа»), ветеран второго плана в хороших фильмах Дон Чидл (недавно стал негром-на-замену в «Железном человеке»), Конни Нильсен (Люцилла, сестра императора, из «Гладиатора») и др. Это музыка Эннио Морриконе (в трейлере вообще триумфально гудит «1492» Вангелиса). И, наконец, это история про то, как самые настоящие космонавты на самом настощем Марсе находят воду и жизнь, с невероятно наглыми заимствованиями из Кубрика. Ну как такое ругать?




   

Пекло / Sunshine
2007
Дэнни Бойл

image Click to view


трейлер, зачем-то сделанный под осточертевший "Реквием по мечте"; при этом в фильме великолепный саундтрек

Хотя каждый фильм Дэнни Бойла, по общему признанию, попадает в яблочко, об этом его эксперименте с «жёсткой» фантастикой решили поскорее забыть. Ну как же - ведь он провалился в прокате! Тем не менее, это безумно красивый, драматичный и пробуждающий воображение фильм, который неплохо заменил бы американский римейк «Соляриса». Задача героев - оживить преждевременно угасающее Солнце с помощью точно рассчитанного термоядерного взрыва.



Сидя верхом на «бомбе размером с Манхэттен», астронавты медленно движутся к своей цели: скучают по дому, размышляют о величии космоса, просто боятся... а главное, они не застрахованы от ошибок - и принимают за них полную ответственность (в отличие от придурковатых шахтёров из «Армагеддона», это профессиональные, интеллигентные пилоты и учёные). Собственно, элементы хоррора ближе к финалу вполне необязательны и просто подводят к главному философскому вопросу: способен ли человек по-настоящему взглянуть на величие Солнца и Вселенной, и не увериться в собственной ненужности и ничтожестве?

Женщина на Луне / Frau im Mond
1929
Фриц Ланг

Мы просто не могли мимо такого пройти. Мало того, что это первый настоящий научно-фантастический фильм, при этом гораздо более реалистичный, чем большинство кинофантастики вплоть до 60-х годов. Это фильм про немецкую девушку на Луне...



Это Ренате Рихтер из «Железного неба». Она на Луне. Она удивлена.

...снятый легендарным режиссёром-классиком Фрицем Лангом («М», «Метрополис»)! Сюжет примечателен тем, что здесь на тёмную сторону Луны летят за золотом. И, что характерно, находят. Из-за этого космосюжет густо приправлен детективной интригой и мелодрамой: злобные конкуренты шантажом заставляют конструктора ракеты взять с собой в полёт своего агента, а та самая женщина из названия действительно остаётся на Луне вместе со своим любимым.



в соответствии с одной из тогдашних теорий (её даже цитируют в фильме), на обратной стороне Луны есть атмосфера

Забавно, что у Фрица Ланга есть фильм «Moonfleet» - но никакого отношения ни к Луне, ни к флоту он не имеет. Речь в нём о британской деревушке Мунфлит, где хозяйничают разбойники и контрабандисты.

image Click to view



Реализм в «Женщине на Луне» совершенно неожиданный: в ролике можно увидеть разделение ступеней ракеты, адские перегрузки и старт из воды (была такая теория), шкалы ускорения и высоты; а до этого ракету выкатывают из ангара точно таким же образом, как будут выкатывать настоящие ракеты-носители через 30 лет (способов об этом узнать в 1929 году у Ланга не было).

А самое удивительное, что в немом фильме «Женщина на Луне» при старте ракеты используется обратный отсчет (см. ролик): Фриц Ланг не подсмотрел эту особенность ракетных запусков в реальности, потому что подсматривать было ещё негде, а придумал идею обратного отсчёта сам! По его словам, он сделал это, чтобы добавить напряжения сцене. Ну то есть если вы ещё не убедились, что фантастические фильмы - полезная вещь.

На прощание - ностальгическая песенка Lost In Space, написанная Apollo 440 для одноимённого фильма, посредственного, но симпатичного римейка детского телесериала 60-х про семейку в космосе, на этот раз с пушками и взрывами.

image Click to view


«Кто последним завалит плохиша - покупает пиво.»

Previous post Next post
Up