Дневник «Железного неба»: что такое краудфандинг и чем он полезен?

Jul 12, 2012 03:57

Фильм «Железное небо» - лучший пример краудфандинга в кино, обошедший даже фильм «Век глупцов» (собрал 450 000 фунтов). За пределами кино его можно сравнить с играми Wasteland 2 и Double Fine Adventure (обе собрали по $3 млн. и ещё находятся в разработке) и часами на e-paper Pebble ($10 млн.).



Только вот снять большой кинофильм со спецэффектами, в трёх странах с участием тысяч людей посложнее, чем сделать часики или выпустить партию смешных блокнотиков с осьминогом Паулем. Стоило ли оно того?

Сегодня - о краудфандинге в чисто практических смыслах: кому и зачем он нужен.

Короткая версия: 
  • деньги с толпы людей можно собрать, если заявить конкретную цель, в которой заинтересованы люди;
  • взамен на полученные деньги нужно что-то отдать: интересный рассказ о проекте, благодарности, сувениры, уникальные бонусы или сам продукт;
  • краудфандинг позволяет очень сильно сэкономить и заранее знать, что ваш товар купят;
  • ваши «вкладчики» сами рекламируют ваш проект;
  • сайты с крауд-проектами не менее интересны, чем развлекательные порталы, потому что проект нужно презентовать красиво и занимательно;
  • краудфандинг дисциплинирует самого автора проекта: рассказал о своих планах, будь добр, выполняй.
Ну а более развернутая версия - под катом.


МОДНОЕ СЛОВО

Способов собирать деньги с большого количества людей - вовсе не новая идея, таких способов масса. Церковный ящик для пожертвований и билеты на благотворительный бал; лотерея и лото; «телемарафон» и бойскаутские печеньки; товарищеская касса и профсоюзные взносы; даже банальный предзаказ. На собранные по подписке деньги построили Эйфелеву башню и статую Свободы.



А в Германии времён Первой мировой в каждом городе возводили деревянную статую и продавали именные гвозди трёх номиналов (элитные золотые шли на корону герба; дешевые серые попадали... в другие места). Доходы от гвоздей шли в помощь солдатам на фронт.



Когда Барак Обама собрал $750 млн. на избирательную кампанию (больше чем Буш и Гор в 2004-м вместе взятые), это назвали «краудфандинг». Но политики в США собирают деньги по подписке уже сотни лет. Чем же отличился Обама? Тем, что 80% взносов были меньше чем по 200 долларов, а число дающих больше 4 000 000 (обычно политиков поддерживают крупные корпорации, лоббисты, политические организации и прочие толстопузы).



Краудфандинг отличается от старых методов сбора денег одним: он гораздо дешевле и проще в исполнении, потому что живёт в интернете. Благодаря электронным объявлениям и электронным же деньгам и просящий, и дающий общаются напрямую и не вставая со стула.

БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Cам по себе краудфандинг исторически связан с благотворительностью, и до сих пор не может от неё толком отцепиться. И это хорошо: большие деньги на добрые дела собирают сегодня на всех краудфандинговых сайтах. Бывают и необычные формы благотворительности. Например, одного карикатуриста почему-то стал шантажировать человек, перепостивший его картинки со стёртым копирайтом. В ответ художник нарисовал вот эту картинку про маму противника и призвал собрать «требуемые» $20 000 на корм медведям и на борьбу с раком - «потому что рак отстой».



ЛЮБИТЬМЕДВЕДЬ ХОРОШО.

Собрал он 213 000 долларов. Эта и другие истории регулярно попадают в новостные ленты. Но суть краудфандинга не в этом. Хотя он может использоваться для благотворительности, создания общественных организаций и прочих полезных вещей, он не всегда приносит благотворителям волшебных результатов. Потому функция краудфандинга всегда - достигать конкретной цели, нужной лично инвестору.

КРАУДФАНДИНГ КАК ОБМЕН

Настоящий краудфандинг - это не пожертвование, а обмен и обязательства.
  • во-первых, получатель должен дать что-то взамен на деньги - интересную обновляемую информацию о проекте, сувениры, услугу, и, конечно, сам продукт или результат;

  • во-вторых, он должен поставить чёткую цель и отчитаться перед инвесторами.
На самом деле это очень рациональный обмен. Только на первый взгляд кажется, что отдать $75 за сувенирную сумку, DVD фильма и значок - это переплата.



То, что бренды торгуют собственным образом - давно не откровение. По хорошему, все понимают, что при покупке Nike или Martin Margiela вы платите до 80% просто за право купить Nike или Martin Margiela.

Краудфандинг - это новый способ платить за право платить; только здесь купленный образ действительно принадлежит лично вам. Поэтому купить какую-нибудь наклейку за $20, чтобы реально стать частью «бренда» хорошего фильма или гаджета на всю оставшуюся жизнь - гораздо логичнее, чем покупать кроссовки за $300 и думать, что стал ближе к Рональдиньо.



НА САМОМ ДЕЛЕ МНОГИЕ ВЕЩИ СТОЯТ МЕНЬШЕ

Если из некоторых проектов убрать лишние расходы, они станут неожиданно дешёвыми.

Во-первых, часто самое дорогое в проекте - наценки на профессиональный труд. Эти наценки профессионал берёт за необходимость иногда заниматься неинтересной или неприятной работой. На этом можно сэкономить без всякого вреда - ведь крауд-проект для участников всегда «проект мечты».

Во-вторых, многим начинающим творцам и изобретателям мешает дороговизна малых партий. Напечатать книгу с цветными иллюстрациями или заказать 10 сложных деталей в Китае дорого (а деньги нужны заранее) и рискованно - а вдруг не продадутся?



Хендмейд должен умереть

Краудфандинг становится естественным регулятором себестоимости и цены. Ведь вам нужно убедить покупателя заранее одолжить вам деньги в обмен на продукт - поэтому вы вместе вырабатываете его себестоимость.

Но экономит не только автор проекта. Если вы «крауд-инвестор», то вам практически бесплатно может достаться сам продукт. Крауд-предложение на сайте вроде Kickstarter - что-то вроде купонного сервиса, они даже похожи внешне. Купив «купон» с нужным пакетом услуг, пользователь вполне может получить «скидку» на получаемый взамен продукт. А производитель ничего не теряет, ему важно заранее знать, что товар уже продан!

Но «скидка» даже не в цене. Согласитесь, вы бы переплатили 100 рублей за книгу любимого автора, которую помогали писать; но не стали бы покупать плохой бульварный роман даже за полцены. Их себестоимость равна, а субъективная ценность различается в сотни и тысячи раз. Даже если в магазине аналогичный продукт дешевле, вам нужно именно это - иначе бы вы не заинтересовались проектом.



Хмм... У меня есть $25. Фильм о Дэвиде Линче или «Морской бой» Limited Edition?

КРАУДФАНДИНГ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Мы уже говорили, что крауд-сайты похожи на купонные сервисы (только поинтереснее и почестнее) . А теперь оказывается, что они ещё и развлекательные порталы!

Каждый уважающий себя проект на крауд-сайтах сразу сочетает в себе 5 самых популярных жанров интернет-журналистики:
  • интересная новость
  • статья о приятных творческих людях с оригинальной идеей
  • красивые фотки и видео для рассматривания
  • удивительный или познавательный факт
  • игровое шоу или онлайн-игра (если вы сами вложились) - следить за судьбой «своего» проекта безумно интересно
Если зайти на страницы вроде этой или этой, заметить отличия от главных страниц интересных порталов можно только по отсутствию надоевших лиц знаменитостей.

А хороший крауд-проект - вообще сам себе сериал и газета. Обычное условие краудфандинга - абсолютная открытость и эксклюзивные материалы для инвесторов. Пример из «Железного неба»: больше 200 выпусков видеодневника производства, плюс фестивальные спецпроекты (это не считая открытого и закрытого блогов проекта).



При всём при том крауд-проект куда лучше, чем реклама. Что вы выберете - читать внятное, честное и увлекательное объяснение, зачем делался фильм, книга или гаджет, или отмахиваться от шедевров рекламных копирайтеров и дизайнеров?

А «инвесторы», вовлеченные в проект, сами становятся ходячей рекламой: с гордостью носят фирменные футболки и значки, да ещё и рассказывают каждому встречному, какой их проект крутой.



КРАУДФАНДИНГ КАК ДИСЦИПЛИНАТОР
Бонус краудфандинга для создателей в том, что он заставляет жёстко организовать работу. Чтобы представить проект и попросить на него денег в сети, даже авантюристу-одиночке нужно составить четкий план, как следует проработать документацию, задать себе вопросы, которые наверняка зададут инвесторы.



...или просто взять и собрать смартфоноробота.

Уже на подготовительном этапе нужно предоставлять материалы высокого качества, продающие проект. Краудфандинг заставляет создавать макеты, рабочие опытные образцы, а творечких людей тщательно прорабатывать сценарий или задумку, тестировать технику.

Все это работает на профессионализм проекта: вместо того, чтобы делать всё в последний момент, вы готовитесь загодя. К тому же хорошая подготовка всегда экономит на этапе создания/производства. «Время=деньги» не только когда его теряешь; время можно тратить вместо денег. Поэтому этот бонус для создателя - двойной.

И конечно же, если рассказать толпе людей, что вы собираетесь сделать, это дисциплинирует вас лучше любых галочек в календарях, органайзеров и ментальных тренингов.



ЧТО, ТЕПЕРЬ БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАДО?
Краудфандинг - не лекарство от всех болезней. Сейчас обо всех крауд-инвесторах говорят прежде всего «небезразличные» и «заинтересованные», потому что поддерживать новаторские начинания модно. Вложил - молодец, поддержал, не остался в стороне. Но восхищение перед новинкой утихнет, и даже лучшим проектам станет труднее в одночасье стать успешными.

Но краудфандинг может вовлекать в проект единомышленников по увлечениям, идеям, вкусам и характеру. Он помогает точно определить свою аудиторию, и так же точно знать, что ей нужно и что ей нравится. Поэтому краудфандинг обязательно превратится (а для многих уже превратился) из эксперимента в рабочий инструмент.

Previous post Next post
Up