Торссонен: «Sisu по-фински - значит "не сдаваться, даже если всё работает против тебя"»

Jul 05, 2012 21:31

Очень информативное интервью, где продюсер спецэффектов и мозг проекта «Железное небо» Самули Торссонен подробно рассказывает о том, как придумали удивительные космические механизмы для фильма, как в проект заполучили художников, работавших на «Звёздном крейсере "Галактика"» и «Серенити», и откуда в космосе дирижабли (плюс технические преимущества программы LightWave и другие мелочи, интересные специалистам).
Авторитетный сайт о компьютерной графике CG Society опубликовал интересный фичер о фильме «Железное небо». Мы этот фичер тщательно перевели. Читайте.



(ещё один пост с наглядным видео о спецэффектах и несколькими фактами о них - тут)


Автор: Пол Хеллард для CG Society
Перевод: Аюр Санданов

«Железное небо» - черная фантастическая комедия-блокбастер режиссёра Тимо Вуоренсолы. За компьютерную графику в фильме отвечал Самули Торссонен. Фильм создан по следам успеха культовой серии пародий «Звёздная развалина» (Star Wreck) по мотивам некого американского сериала с похожим названием - выпущенной на DVD Universal Nordic и купленной несколькими телеканалами.

После завершения работ над пародией Star Wreck, которая вынула из его жизни семь лет, финский продюсер визуальных эффектов Самули Торссонен размышлял, чем его сплочённой команде заняться дальше. На производстве «Звёздной развалины» Торссонен лично заведовал всей компьютерной графикой и даже сыграл в фильме одну из ролей. Тем временем финской студии Blind Spot Pictures хотелось запустить крупный проект; друг Торссонена Ярмо Пускала предложил «запустить нацистов на Луну». «В какой-то момент мы поняли, что это действительно уникальный, очень смешной сюжет», рассказывает Самули.

image Click to view





увеличить

Концепт-арт

Режиссёр хотел создать в фильме по-настоящему убедительный мир, чтобы заставить зрителя всерьёз отнестить к этой абсурдной завязке. Тимо Вуоренсола, без сомнений, подходил к теме со здоровенной (и здоровой) дозой иронии; тем не менее, ему хотелось показать реакцию мира на тот факт, что нацисты действительно всё это время скрывались на Луне. Засучив рукава, финская команда художников принялась за серьёзную задачу: создать для фильма компьютерную графику мирового класса.

«Прелесть кино всегда в том, чтобы показывать всё невероятно масштабным,» - объясняет концепт-художник Юсси Лехтиньеми, - «И мы хотели, чтобы вся эта безумная техника была на два порядка крупнее, чем в предыдущих фильмах».

В «Железном небе» космический цеппелин, доставляющий штурмовые корабли с Луны к Земле, насчитывает три километра в длину. Но гигантский линкор «Сумерки богов» - даже больше (ладно, он всё же поменьше Звезды Смерти). Всё здесь огромных размеров без особых на то причин - но выглядит при этом достаточно реалистично, чтобы зрители поверили в безумную фантазию дизайнера. В любом случае, гигантоманский концепт-арт и собственно моделирование чудовищных кораблей были истинной целью команды с самого начала.

Визуальная разработка эпизодов и создание реалистической динамики «лунных» сцен также стали труднейшей задачей для Юсси Лехтиньеми и его группе концепт-художников и моделлеров. Многие работники Energia Productions (группы финнов, работавших над Star Wreck, включая Торссонена и Вуоренсолу) и Blind Spot Pictures выполняли последовательно несколько ролей, когда их предыдущая задача на диаграмме Ганта* заканчивалась. Немало времени заняла сборка окончательного варианта лунной базы «Чёрное солнце», а затем разработки и моделирования ландшафта Луны и лунного автобана. Немало исследований и мозговых штурмов отнял дизайн нацистских «тарелок».

*диаграмма Ганта - уже привычный нам ленточный график работ по проекту, впервые придуманный Генри Гантом в 1910 году. Показывает задачи, протяжённость работ во времени и факт их пересечения.



увеличить


Сверхтяжёлый линкор «Сумерки богов»

Сам Самули объединяет суть процесса создания эффектов для «Железного неба» в одном финском слове «sisu», которое означает отказ отступать или сдаваться, «даже если всё работает против нас». Графическая команда Energia Productions крепко верила в проект и в сценарий. Из-за того, что производственный процесс фильма начался ещё в 2008-м, у команды было время на разработку сценария, исследования, эксперименты с подходом и сюжетными линиями; однако в конечном итоге «Железное небо» - кичевая и очень весёлая фантастика.

«С бюджетом всего в полмиллиона евро мы понимали, что число реальных специалистов в нашей команде придётся ограничить», - объясняет Самули. - «На пике производства у нас всё равно было всего 10-15 ребят на фултайме, хотя с рендерингом и созданием медиаисходников помогали интерны. У нас было всего 50 рабочих станций, обычных PC на i7 с 16 Гб оперативки. Но в ходе поисков мы то и дело натыкались в рамках сообщества фильма на потрясающих ребят, готовых нам помочь. Многие из них оказались специалистами по LightWave из Калифорнии - реально опытными парнями, которые работали над «Звёздным крейсером «Галактика», оригинальным сериалом «Звёздный путь» и над «Светлячком» Джосса Уидона. Так что мы перевезли их через океан в Финляндию и сняли пару квартир рядом с офисом.»

Юсси Лехтиньеми работал над концептами для всех космических кораблей, интерьером «Сумерек богов», «машинного отделения», деталями обстановки лаборатории доктора Рихтера, а также над фонами-matte для месторождения гелия-3, которое несчастный американский астронавт обнаруживает на Луне. Схема ниже показывает самые важные узлы корабля, такие, как «камера для атомного взрыва» для атомной гаубицы - где подрывают ядерные заряды, которые ускоряют метательный снаряд до штатной скорости. Также подсвечены главное машинное отделение и командная рубка, которые можно увидеть в фильме.











Для интересующихся, вот схема покрупнее (кликабельно):



LightWave

У этой финской команды - долгие и тесные отношения с программой NewTek LightWave. Самули использовал её, чтобы собирать «Звёздную развалину». На «Железном небе» оказалось, что в новой финской команде немало спецов по Maya, поэтому было решено начинать работу над фильмом на базе этой программы. «Но вскоре мы поняли, что художников нужно гораздо больше», - говорит Самули, - «и порой, когда дедлайн стремительно приближается, старое и надёжное решение лучше нового. Мы вернулись к LightWave, потому, что все её знали.»

В конечном итоге все сцены в космосе были созданы на LightWave. Единственным исключением стал «Сумерки богов». Виртуальные декорации были разработаны в Maya и отрендерены с использованием Mental Ray. «В конце 2011-го мы успели попользоваться бетой LightWave 11», - объясняет Самули, - «У LightWave есть реально мощные функции, например, превью VPR в реальном времени и отличный внутренний рендерер, который легко настроить и на который можно положиться. И конечно, 999 свободных узлов (нодов) для рендеринга - огромный плюс, если у вас нет огромного бюджета на CGI. Для композитинга мы использовали Nuke фирмы Foundry.»







Кстати, сравните вот с этим (прим. пер.)


«У всех этих кораблей длинная история», - рассказывает Лехтиньеми, - «Начинать с нуля и придумывать совершенно уникальные дизайны непростое дело. Мы начали с большого и дальше только увеличивали». При создании таких масштабных моделей нужно начинать с базовых вещей. Взять за основу что-то примитивное, например, основные геометрические фигуры. Сплошной объём, как большие корабли инопланетян в «Дне независимости», или Куб Боргов в «Звёздном пути». Нам нужно было что-то настолько же масштабное, или даже крупнее. Нам нужно было множество просторных помещений, коридоров и ангаров. Именно внутренние объёмы создают ощущение внешнего размера.

«Ощущение движения должно быть заложено в дизайне; кроме того, во внешнем виде модели должен быть основной акцент. Я решил сделать «Сумеркам богов» чуть ли не пятачок, рыло, как у злобного кабана», - объясняет Лехтиньеми, - «Также я встроил гигансткий радиальный мотор в конструкцию, что-то вроде оппозитного двигателя у «Порше», только в духе техники Второй Мировой. Динамика радиального мотора в движении выглядит почти животной, органической. Но именно такая техника была бы у них на Луне, только, конечно, во много раз крупнее. Мы хотели сделать этот механизм настолько большим и в то же время животным, подвижным, чтобы казалось, что он и вправду кажется оживающим на глазах».



увеличить


«Когда у тебя в качестве акцента модели выступает одна действительно хорошая идея, ты можешь отталкиваться от неё - и всё остальное пойдёт как по маслу. Собственно, как при запуске большого двигателя. По нашей задумке, этот радиальный движитель соединён с главным приводом, и как бы тянет за собой весь корабль, облегчая движение с помощью инерции. Вообще, инженеры - самые крутые дизайнеры в мире. Конечно, нам легче, чем настоящим инженерам. Мы-то, художники то есть, можем просто слепить всё вместе, лишь бы выглядело убедительно, и показать зрителям чисто ради развлечения. Меня это всегда очень веселит», - говорит Лехтиньеми.







Цеппелин

Использовать дирижабли-цеппелины в «Железном небе» - логичный ход; но тут они ещё и ловят и потом запускают астероиды. «Изначально мы думали, что чистые НЛО делать не будем, но после нескольких эскизных итераций режиссёр Тимо сказал: «Ребята, может, всё-таки сделаем летающие тарелки?». Тогда мы, конечно, нарисовали целый набор, он посмотрел и высказал свои мысли. Получалось, что у нас есть летающие тарелки диаметров 50 метров и корабль-флагман диаметров в 5 000 метров. Нужно было что-то посередине. Что-то вроде дирижабля, простой сигарообразной формы. Но мы подумали, что это слишком уж очевидно», - продолжает Лехтиньеми, - «но Тимо сказал - нам, ***, позарез нужны космические дирижабли!».



Корабль США «Джордж Буш-младший»

«Для создания корабля «Джордж-Буш-младший» понадобилось три года разработки и концепт-арта. Собственно, дизайнов было столько и они были настолько разными, что один из них стал британским военным кораблём», - говорит Юсси. Пушка Гаусса как основной калибр «Джорджа Буша-мл.» также была исходным требованием для фильма, придуманным с самого начала, также как концепция орбитальной бомбардировки с помощью астероидов. ...Впрочем, это ещё ерунда - в «Железном небе» Сара Пэйлин стала президентом!

Previous post Next post
Up