Три нуара Отто Премингера с 1944-го по 1959-й год, от психологического криминального триллера через чистый нуар к юридической драме
Детектив МакФерсон ведет расследование убийства красавицы Лоры Хант. В подозреваемых недостатка нет и у каждого имеется свой мотив избавиться от Лоры. Лора / Laura (1944) - черно-белая детективная драма-нуар режиссера Отто Преминджера, экранизация одноименного романа Веры Каспери. Ввиду неувядающей популярности Библиотека Конгресса в 1999 году включила «Лору» в Национальный реестр фильмов, а Американский киноинститут относит ленту к числу лучших детективов в истории Голливуда. Четыре номинации (лучший режиссер, мужская роль второго плана, адаптированный сценарий и работа художника-постановщика) и «Оскар» за лучшую операторскую работу в черно-белом фильме.
Мужчины обожают ее. Женщины восхищаются. Она - дизайнер Лора Хант (Джин Тирней), ставшая знаменитой. Вокруг нее такие ненадежные люди - холодная светская подруга, лживый поклонник, льстивый диктор радио, который делает Лору знаменитой, а потом оплетает своей паутиной... В ролях: Джин Тирни, Дэна Эндрюс, Клифтон Уэбб, Винсент Прайс, Джудит Андерсон, Дороти Адамс, Грант Митчелл, Терри Адамс, Джон Элбан, Уолли Олбрайт
Лора Хант (Джин Тирни) оказывается застреленной в упор из дробовика в собственной квартире. Подобное совершить мог лишь тот, кто ее хорошо знал, считает неотесанный и грубоватый детектив Марк МакФерсон (Дана Эндрюс). Например ее великовозрастный покровитель, циничный интеллигент-журналист Уолдо Лайдекер (Клифтон Уэбб), который МакФерсону сразу не понравился, что, впрочем, у них с Уолдо оказалось взаимно. Впрочем, убийцей в равной степени может оказаться и фатоватый проходимец Шелби Карпентер (Винсент Прайс), который вроде бы на днях приходил к Лоре предлагать руку и сердце, но получил отказ. Или может быть это вообще была Энн Тридвелл - дама в возрасте и при приличном состоянии, которая является нынешней пассией и спонсором Шелби, которая могла вполне прознать о намерениях ее молодого возлюбленного уйти к более молодой и более красивой сопернице и устранить ее. А соперница, надо признать, ай как красива, о чем напоминает ее портрет, висящий на стене в гостиной и постепенно сводящий с ума Марка. Так кто же убил Лору Хант? Еще интересное о Лоре
Знаете ли вы, что… * Портрет Лоры, который висит в ее квартире, написан маслом поверх фотографии. * В некоторых странах фильм шел в прокате под названием «Головокружение». * Подобно «Касабланке», «Лора» снималась в обстановке студийных интриг и неразберихи на съемочной площадке. Над сценарием поочередно работало не менее 5 человек, ввиду ограниченного бюджета на основные роли были взяты не самые известные актеры. * Фильм начал снимать Рубен Мамулян, но затем в кресле режиссера его сменил продюсер Отто Преминджер. Он подключил к работе над картиной нового оператора, Джозефа ЛаШелла (получившего за нее «Оскар»). * После долгих споров в качестве музыкального сопровождения была выбрана тема, сочиненная Дэвидом Рэксином; время подтвердило мудрость этого решения и песня стала джазовым стандартом. «Лора» - единственный фильм сороковых, музыка откуда вошла в список лучшей киномузыки от Американского института кино. * «Лору» принято относить к лучшим фильмам-нуарам, хотя это далеко не самый характерный образец жанра. Развитие сюжета роднит его с классическим интеллектуальным детективом, а не с «крутым» романом «черной школы»; действие разворачивается в мире светского гламура, вдали от преступного «дна». Тем не менее главные герои воплощают классические типажи нуара: детектив показан как резкий до бестактности циник, главная героиня - предмет одержимости мужчин - неправдоподобно идеализирована, а убийца, как нередко бывало в фильмах 1940-х, манерен до приторности. [спойлер!]* Основной сюжетный ход «Лоры» - возвращение главного героя «с того света» - был подхвачен авторами детективов и еще не раз обыгрывался в нуарах (ср. «Головокружение» Хичкока и «Третий человек» с О. Уэллсом). Сам Премингер продолжал снимать фильмы с Эндрюсом и Тирни в главных ролях до конца эпохи нуара, однако повторить успех «Лоры» не смог.
Самое же смешное, что вспомнила, что смотрела (действительно, в 2017-м году!) только почти в самом конце (тот волнующий момент с часами!) [спойлер!] , что говорит, насколько хорошая болезнь склероз - ничего не болит и можно всласть пересматривать детективные нуары!
Там, где кончается тротуар / Where the Sidewalk Ends (1950) - фильм-нуар режиссера Отто Премингера, экранизация романа Уильяма Л. Стюарта «Крик в ночи» Полицейский Марк Диксон случайно убивает подозреваемого в убийстве. Он решает скрыть это, обвинив рэкетира, который совершил множество преступлений. В ролях: Дана Эндрюс, Джин Тирни, Гэри Меррил, Берт Фрид, Том Талли, Карл Молден, Рут Доннелли, Крэйг Стивенс, Фред Олдрич, Дон Эппелл
Детектив нью-йоркской полиции Марк Диксон (Дана Эндрюс), этакий Жеглов с кулаками, считающий, что бандит должен сидеть в тюрьме, и раньше имел из-за своих методов проблемы с начальством, а после прихода в участок нового лейтенанта Томаса (Карл Молден) получил последнее предупреждение. Как тут же, во время допроса одного из свидетелей убийства в подпольном казино, азартного игрока Кена Пэйна (совершенно случайно, можно даже сказать в процессе самообороны - отморозок сам полез на него с кулаками) убивает его. Позже окажется, что ветеран войны Пэйн и раньше имел проблемы с головой в виде застрявшего в ней осколка, и просто так уж сошлись звезды... Но звезды сошлись, и Диксону придется сначала прятать труп, потом влюбиться в бывшую жену Пэйна Морган (Джин Тирни), а после обнаружения трупа (тоже мне коп - надо было лучше прятать!) пытаться свалить вину на гангстера Томми Скэлиза (Гэри Меррилл), в общем, все заверте...
Прекрасный нуар во всей своей красе - уже никакого гламура, только суровый коп в сложных жизненных обстоятельствах, темный-темный город и его преступное дно, напряженная интрига, красивая роковая блондинка и... нарочито-обязательно-правильная-дурацкая концовка, но что поделать - в те времена с кодексом Хейса было строго.
Джимми Стюарт в роли "зверюги адвоката" Анатомия убийства / Anatomy of a Murder (1959) - черно-белая юридическая драма режиссера Отто Преминджера, экранизация одноименного романа-бестселлера (1958) Джона Волкера, адвоката Верховного суда штата Мичиган, писавшего под псевдонимом Роберт Трэвер. Лента получила семь номинаций на «Оскар» (включая за лучший фильм) и приз Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Джеймс Стюарт). В 2012 году включена в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением». [спойлер!]Хотя Волкер упорно настаивал, что все события вымышлены - детали повествования сильно напоминали убийство, произошедшее в этом штате в 1952 г. Тогда адвокат защищал лейтенанта Коулмана А. Петерсона, застрелившего насмерть Мориса Ченауэта в Биг-Бэй в Мичигане. Волкер использовал редкую версию защиты, показав, что на момент убийства Петерсон находился в состоянии краткой невменяемости, что он назвал «непреодолимым импульсом» - такая линия защиты не использовалась в мичиганском правосудии с 1886 года. Суд, после четырех часов размышления, вынес Петерсону оправдательный приговор. В ролях: Джеймс Стюарт, Ли Ремик, Бен Газзара, Артур О’Коннелл, Ив Арден, Кэтрин Грант, Джордж К. Скотт, Орсон Бин, Русс Браун, Мюррэй Хэмилтон
Бывший окружной прокурор Пол Биглер (Джеймс Стюарт) проводит жизнь за рыбалкой, выпивкой со своим коллегой-алкоголиком Парнеллом Маккарти (Артур О’Коннелл) и игрой на пианино, зарабатывая на жизнь случайными юридическими консультациями с помощью секретарши Мэйды Ратледж (Ив Арден). На жизнь таких заработков явно не хватает и, когда к нему обращается Лора Мэнион (Ли Ремик) с просьбой защищать в суде своего мужа, арестованного за убийство владельца бара Барни Куилла, Биглер соглашается. Фредерик Мэнион (Бен Газзара), 28-летний лейтенант армии США, ветеран Корейской войны, выпустил в Барни Квилла пять пуль и обвинен в убийстве из мести первой степени. Мэнион утверждает, что Квилл избил и изнасиловал его жену Лору. И, хотя Лора полностью подтверждает версию мужа, судмедэксперт не может найти доказательств ее изнасилования... Все сложно - местный судья уезжает в отпуск и его заменяют временным, местный прокурор вызывает в помощь зубастую акулу из столицы штата. К тому же красотка жена флиртует со всем, что движется, включая адвоката, обвиняемый, настаивая на временном помешательстве, ведет себя довольно нагло, оставляя зрителя (в лице видавшей много судебных триллеров Ириску) в сомнениях - была ли Лора действительно изнасилована и каково психическое состояние ее мужа...
Имело ли место быть изнасилование и можно ли считать преступление предумышленным или совершенным в состоянии аффекта, это и предстоит выяснить на судебном процессе, который занимает две трети от 2,5 часового фильма. Прекрасная судебная драма. Ода американскому (самому справедливому в мире!) законодательству, а особенно прецедентному праву - когда сторона защиты предъявляет свой главный аргумент - оправдательный приговор 1886 года (и не так важно, какие были обстоятельства того давнего преступления и мотивы вынесения приговора), стороне обвинения останется только в попытках сохранить лицо скрежетать зубами. Хотя исход дела был предрешен заранее, а о финале можно было догадаться уже к середине фильма, смотрится все просто прекрасно, когда важно не что, а как это сделано - сделано хорошо. Прекрасное кино с прекрасным Джеймсом Стюартом со всем его убийственным положительным обаянием.