в ноябре случились четыре кино-новинки 2023 года: первая часть седьмого фильма знаменитой франшизы, корейское кино про страшную мстю, кино про коррупцию в канадской полиции и новый фильм Кристофера Нолана - лучший фильм прошедшего года.
Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая /Mission: Impossible - Dead Reckoning Part One (2023) Итан Хант и его команда противостоят системе искусственного интеллекта Entity, которая вышла из под контроля и стала угрозой для человечества - американский шпионский боевик, режиссером и сценаристом которого выступил Кристофер Маккуорри, а главную роль исполнил Том Круз. Седьмой фильм из франшизы «Миссия невыполнима», действие которого происходит после событий фильма «Миссия невыполнима: Последствия». К своим ролям вернулись Винг Рэймс, Генри Черни, Саймон Пегг, Ребекка Фергюсон, Ванесса Кирби и Фредерик Шмидт; к ним присоединились Хейли Этвелл, Пом Клементьефф, Шей Уигем, Эсай Моралес, Роб Делани, Чарльз Парнелл, Индира Варма, Марк Гэтисс и Кэри Элвес.
Самолетом, поездом, машиной... Хореографический шедевр, в котором Том Круз и Кристофер МакКуорри возвращают дух старых шпионских триллеров. Некий искусственный интеллект угрожает безопасности планеты и начинает контролировать все глобальные системы. Державы и спецслужбы настораживаются, но быстро понимают суть: обладание «Сущим» дает бесконечную власть над миром, поэтому оперативные сотрудники и преступные самозванцы пускаются в погоню за желанным объектом. Решение вопроса - в поиске пары ключей, куда также увязалась команда Итана Ханта (Том Круз) с помощником Бенджи (Саймон Пегг) и техником Лютером (Винг Реймс). Помимо агентов (Шей Уигэм), заинтересованных в провале Ханта, в авантюру вплетается загадочная Грейс (Хейли Этвелл) и целая группа психопатов-террористов во главе с мутноватым Гэбриелом (Эсай Моралес).
Седьмая «Миссия: Невыполнима» - не просто высокооктановый технотриллер с сверхсовременными наворотами (девайсы будущего, ноу-хау с силиконовыми масками и так далее). Скорее наоборот: через злободневный научно-фантастический сюжет лента галантно стучится к прародителям - Альфреду Хичкоку и его шпионским триллерам. Например, здесь очень бойко ссылаются на «39 ступеней»: пристегнутые наручниками Том Круз и Хейли Этвелл комично увиливают от римской полиции и спецслужб, примерно как Роберт Донат и Мадлен Кэрролл 80 с лишним лет назад. Есть драка на крыше поезда - железобетонный троп любой шпионской классики, почти прямой мостик к 1996 году и Брайану де Пальме, с которого началась кинофраншиза. Седьмая часть по-прежнему несется со скоростью локомотива, но в этот раз еще элегантнее и старомоднее.
...Но причина нескончаемой радости не только в том, что седьмая «Миссия» - высококлассный киноуглевод. Пока агенты собирают ключи, МакКуорри цельно и с умом организует свой конструктор: экшен - только лучший, дать место лирике и сантиментам - пожалуйста, но в меру (достаточно флешбэков и одной трагической перестановки в сюжете), раскрыть злодея - обязательно, только не забывая о правильных пропорциях. Равноправие в сюжете - сделано: вот вам маскулинные агенты и боевитые агентши, умные специалисты и изворотливые femme fatale. Больше шпионских перипетий, а не дуболомного экшена - есть: действие закольцовано в ряд хитроумных секвенций с кошками-мышками, маскировками и передачей ключей из рук в руки.
...Иначе говоря, новая «Миссия» - хорошо темперированный блокбастер, который не допускает осечек и активирует все центры удовольствий. Из шпионского триллера «Миссия» превратилась в искусство чистой эквилибристики, в затейливый цирковой номер, во многом поставивший на злобу дня вопрос: резонно ли считать Тома Круза актером? Или, быть может, он уже лет десять как каскадер, с каждой трюковой идеей отнимающий рабочие места у коллег? Не так уж важно - главное, жить с чувством облегчающей надежды, что Итан Хант всегда нажмет на кнопку «стоп» за пару секунд до того, как взорвется мир.
Балерина / Ballerina (2023) Загадочная девушка с навыками приезжает в гости к лучшей подруге-балерине, с которой давно не виделась, и обнаруживает, что та покончила с собой, оставив предсмертную записку с просьбой отомстить. «Балерина» (발레리나 ) - южнокорейский боевик-триллер 2023 года режиссера Ли Чон Хёна В ролях: Чон Джон-со, Ким Джи-хун, Пак Ю-рим, Щин Сэ-хви, Пак Хён-су, Ким Му-ёль, Чан Юн-джу, Ким Ён-ок, Чу Хён, Пак Кын-джон
Кровавый корейский триллер о нерушимой женской дружбе Оставшаяся без смысла жизни телохранительница мстит гангстерам за смерть лучшей подруги Ок Джу (Чон Джон-со) и Мин Хи (Пак Ю-рим) - лучшие подруги. Первая - бывшая телохранительница, вторая - начинающая балерина. Обычно, когда у Мин Хи случаются проблемы, она первым делом звонит Ок Джу и просит разобраться. Так было и в этот раз, но когда Ок Джу вновь пришла на помощь, было слишком поздно - Мин Хи покончила с собой, а единственное ее послание к подруге было очень простым: «Отомсти за меня, пожалуйста». Переживая потерю, Ок Джу решает исполнить последнее желание подруги, которую ей не удалось защитить.
...картина Ли Чхун-хёна дает зрителю ровно то, что можно хотеть от корейского триллера. Крепкий, нигде не провисающий сюжет, харизматичная главная героиня, потоки неона, красочные бои. Злодей-извращенец Чхве (Ким Джи-хун) не только торгует наркотиками, но и снимает порно, которым потом шантажирует девушек. Естественно, в конце концов ему несдобровать, наблюдать за медленным падением - одно удовольствие. Жутко ровно настолько, чтобы было не оторваться от экрана.
Злодей, пусть и не отягощенный излишней мотивацией, тоже прекрасен. Кажется, еще никогда в кино озабоченные порнографы не выглядели как стриптизеры. А уж чтобы таким красавцам ножом по щекам рисовали улыбку Джокера - и подавно.
...Хронометраж не растягивается за счет попыток раскрыть прошлое персонажей: в конце концов какая разница, почему Ок Джу пошла в элитную охрану, Мин Хи - в балет, а Чхве - в торговлю бутиратом и снафф-видео, они уже и так хороши собой. За более чем комфортные полтора часа красиво, а главное, связно рассказывается история одной мести. Ни метафор травмы, ни пафосных диалогов - в какой-то степени новая картина Чхун-хёна как глоток свежего воздуха.
Ириска любит кино про страшную мстю. ( четыре фильма про страшную мстю), особенно когда девушки делают это - и гендерный перевертыш Джона Уика (вместо собачки героиня мстит за убитую подругу) на время удовлетворил ее жажду справедливости.
Рептилии / Reptile (2023) Опытный детектив пытается раскрыть запутанное дело о жестоком убийстве молодого агента по недвижимости и в результате разбивает иллюзии о своей собственной жизни - американский криминальный триллер Гранта Сингера. В ролях: Бенисио Дель Торо, Джастин Тимберлейк, Алисия Сильверстоун, Эрик Богосян, Доменик Ломбардоцци, Фрэнсис Фишер, Ато Эссандо, Майкл Питт, Карл Глусман, Майк Пневски
Полицейский Том Николс и его напарник расследуют жестокое убийство риелтора Саммер Элсуик, тело которой было обнаружено в одном из домов, выставленных на продажу. Под подозрение попадают бойфренд и деловой партнер жертвы Уилл Грейди, который и обнаружил тело, муж Саммер Сэм Гиффорд, а также странный и подозрительный мужчина, который позже начинает преследовать Уилла...
«Рептилии»: изощренная пытка арт-триллером, в котором все неоднозначно На Netflix вышел о-о-очень медленный и загадочный триллер с Бенисио дель Торо, Джастином Тимберлейком и Алисией Сильверстоун - показательный пример политики стриминга, дающего карт-бланш режиссерам-авторам. Фильм можно смотреть как генеральную репетицию нового сезона «Настоящего детектива», можно как музыкальный клип, замороженный до состояния слоубернера, а можно - как головоломку без разгадки. ...В респектабельном городке в Новой Англии убита риелторша (Матильда Лутц). В выставленном на продажу доме ее тело обнаруживает партнер по бизнесу, он же бойфренд, он же автоматически главный подозреваемый (Джастин Тимберлейк). Похоже на преступление страсти: девушку ударили ножом 33 раза; последний раз так сильно, что нож намертво застрял в кости. Расследование возглавляет опытный детектив Николс (Бенисио дель Торо). ...Все зеленоватое и голубоватое, настойчиво играет мрачная музыка, изредка прерываясь на старинные поп-хиты (которые тоже звучат меланхоличнее обычного), оператор крадется по комнатам и взлетает над лесами, не без успеха копируя Роджера Дикинса. Монтаж порой сделан словно невпопад, в музыкальной опять же манере. По холодным пространствам фильма разбросаны многочисленные улики, намеки и рифмы, иногда смысловые (скажем, серия пересказанных, а то и показанных снов), а иногда и чисто визуальные (отметим фиксацию на спинах). Режиссерский покерфейс легко принять за гордыню, и критики Сингеру этого не простили - рецензии у «Рептилии» в основном скептические. Но эта необычная картина, прикрывшись тривиальным жанром, дразнит ум и воображение и поэтому остается в голове куда дольше, чем обещал вопрос «Кто убил риелтора?».
Ириску обманули - не то, что она ждала появления странных змей или думала, что в Скарборо орудуют мрачные сектанты, но когда оказалось, что Рептилии - это просто продажные копы, волки в овечьей шкуре, которые берут взятки, она окончательно заскучала (да, она смотрела шесть сезонов "По долгу службы"!)... и вопрос "кто убил Лору Палмер риэлтора" так и не остался в ее голове...
Оппенгеймер / Oppenheimer (2023) История жизни американского физика Роберта Оппенгеймера, который стоял во главе первых разработок ядерного оружия - эпический биографический триллер режиссера и сценариста Кристофера Нолана, основанный на документальной книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» Фильм охватывает основные события жизни Оппенгеймера - учебу, руководство Манхэттенским проектом, включая испытание «Тринити», и послевоенные годы, когда Оппенгеймер попал в опалу и лишился допуска к государственной тайне. В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Бенни Сэфди
Действие фильма разворачивается не в хронологическом порядке, а параллельно в нескольких эпохах. Одна сюжетная линия повествует собственно биографию Оппенгеймера со студенческих лет, во второй он и другие персонажи рассказывают эту биографию на слушаниях комиссии, в третьей - Льюис Штраусс рассказывает помощникам об этих слушаниях. [Сюжет в подробностях] 1926 год. Роберт Оппенгеймер учится в Кембриджском университете. В Кавендишской лаборатории он конфликтует с профессором Патриком Блэкеттом и оставляет тому на столе отравленное яблоко. Нильс Бор предлагает одаренному студенту перейти из Кембриджа в Геттингенский университет, чтобы изучать там теоретическую физику. В Европе Оппенгеймер заводит дружбу с другим приехавшим из США физиком - Исидором Раби. По завершении учебы Оппенгеймер отказывается от предложения Гейзенберга остаться в Европе и возвращается в США, где преподает квантовую физику в Калифорнийском университете в Беркли и в Калифорнийском технологическом институте. Он общается по работе с Эрнестом Лоуренсом, женится на Кэтрин Пьюнинг, но параллельно заводит связь с Джин Тэтлок. Кэтрин, Джин и брат Роберта Фрэнк все связаны с Коммунистической партией США и профсоюзным движением.
В декабре 1938 года ученые обсуждают открытие деления ядер урана - речь заходит и о возможности создания ядерной бомбы. В 1942 году с Оппенгеймером связывается военный Лесли Гровс - он предлагает учёному принять участие в проекте по разработке атомной бомбы. Оппенгеймер опасается, что учёные нацистской Германии первыми создадут бомбу, и собирает команду из лучших учёных, создав лабораторию в Лос-Аламосе. В проекте участвует и Эдвард Теллер - создатель идеи водородной бомбы. Теллер выдвигает идею о том, что даже один-единственный ядерный взрыв может уничтожить мир, если неконтролируемая цепная реакция воспламенит атмосферу. Оппенгеймер обсуждает эти страхи с Альбертом Эйнштейном, которому предлагает проверить расчеты Теллера, а в ночь перед взрывом рассказывает о них и генералу Гровсу. Тем не менее, испытание бомбы проходит успешно. В августе 1945 года разработанные в Лос-Аламосе бомбы сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Оппенгеймер принимает похвалы и награды, но его мучают и угрызения совести за гибель сотен тысяч людей, и страхи перед будущим: начинается Холодная война. Оппенгеймер встречается с президентом Трумэном, но тот не понимает Оппенгеймера, спокойно берет ответственность за ядерные удары на себя и, выпроводив ученого из кабинета, приказывает помощникам больше не пускать к себе «этого плаксу».
В 1954 году, в эпоху маккартизма, разворачиваются слушания по делу Оппенгеймера о безопасности. Формально это лишь заседания Комиссии по атомной энергии, где решается вопрос сохранения за Оппенгеймером допуска к государственной тайне. Слушания превращаются в ангажированное судилище с заранее определенным исходом: Оппенгеймер годами возражал против создания водородной бомбы и наращивания ядерных арсеналов, призывал к переговорам с СССР. Теперь его обвиняют в симпатиях к коммунистам - ученый теряет работу и становится изгоем. За этими слушаниями стоит невзлюбивший Оппенгеймера председатель Комиссии Льюис Штраусс. Штраусс дистанцируется от процесса, уверяя Оппенгеймера в своей дружбе и уважении, но в 1959 году правда всплывает наружу. На слушаниях комитета Сената, где Штраусса должны утвердить на пост министра торговли, физик Дэвид Хилл публично обвиняет чиновника в гонениях на Оппенгеймера. В 1963 году президент Линдон Джонсон вручает Оппенгеймеру награду Энрико Ферми как знак реабилитации. В финале фильма действие возвращается в 1947 год, к разговору Оппенгеймера с Эйнштейном. Оппенгеймер напоминает Эйнштейну о прошлых страхах перед тем, что цепная реакция от первого атомного взрыва уничтожит весь мир, и мрачно заявляет «я думаю, что это и случилось».
тревожный байопик атомной бомбы от Кристофера Нолана Ад для кинестетиков и рай для любителей громоздкого разговорного кино. Два главных хита этого лета - романтическая комедия «Барби» и биографический опус «Оппенгеймер» - удивительно органично обманывают зрительские ожидания, на деле оказываясь совершенно не теми фильмами, какими могли быть на первый взгляд. И если первый обернулся образцовым каминг-оф-эйджем, то второй превратился в монотонное, но ощутимо тревожное кино о рождении звезды смерти, которой суждено унести с собой десятки тысяч невинных жизней. Фигура Роберта Оппенгеймера - выдающегося физика, мыслителя, социофоба и бесконечно преданного своему делу человека - не могла не вдохновить Кристофера Нолана, режиссера, который в эпоху высоких технологий упорно продолжает следовать заветам кинематографистов прошлого, все еще снимает на пленку и всячески отвергает CGI. Как и всегда, в кинематографической вселенной Нолана нет места для другого гения, поэтому автобиографическую книгу «Триумф и трагедия американского Прометея», которая легла в основу сценария «Оппенгеймера», он адаптирует сам.
Первая половина фильма стартует с нелинейного жизнеописания Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мёрфи): вот он старательный студент престижного Гетеборгского университета, преподаватель физики в Беркли, руководитель Манхэттенского проекта, неуловимый любовник, неверный муж, равнодушный отец, всенародный герой, предатель родины и в конце концов окончательно разочаровавшийся в деле своей жизни человек. Другая, более интересная часть хронометража посвящена созданию той самой атомной бомбы, ожесточенным притиркам талантливых физиков-ядерщиков и спорам безликих серых костюмов (звездные камео доброй братии Голливуда) в большом квадратном кабинете.
В том, что Роберт Оппенгеймер был человеком ментально нестабильным, сомнений не возникает, несмотря на большие старания Нолана морально оправдать главного героя. При этом в качестве «злодея» своему названному «гению» Оппенгеймеру режиссер противопоставляет американского бизнесмена Льюиса Штраусса (Роберт Дауни-младший в одной из своих лучших ролей), чье видение происходящего раскрывается в черно-белых кадрах.
Бескомпромиссно много хронометража в фильме только у атомной бомбы (вокруг нее ведутся буквально все разговоры) и музыки Людвига Йоранссона, которая создает ощущение нарастающего саспенса. Ожидаемо у главного блокбастера лета нет ни одной экшен-сцены, если не считать пугающе немой момент первого ядерного испытания «Штучки», за которым неминуемо последуют сбросы «Малыша» и «Толстяка» на японские Хиросиму и Нагасаки. Эту часть истории Нолан осознанно оставляет за кадром, отказываясь превращать главную трагедию Второй мировой войны в яркий кинематографический аттракцион.
Ириска потрясена и очарована. Прекрасное кино! с прекрасными актерскими работами - Киллиан Мерфи, для роли похудевший на десять кило, Мэтт Дэймон, согласный на любую роль у Нолана и получивший ее, Роберт Дауни младший, сыгравший одну из лучших своих ролей и уж точно наигравший на Оскара, за девушек немного обидно, хотя при жизни Оппенгеймер был тем еще бабником, жене и любовнице досталось не так много экранного времени, но Эмили Блант и Флоренс Пью все же удалось себя показать.
Кино виртуозное по форме - так любимые Ириской у Нолана игры с временем и пространством, с цветом и фактурой, и волнующе эмоциональное по содержанию - все три часа экранного времени пролетели как один захватывающий миг (прав был Эйнштейн - время относительно!) Ириска в восхищении!
В контексте интернет-феномена «Барбигеймера» картина Кристофера Нолана выглядит мрачной версией Kenworld, где группа параноидально настроенных мужчин пытается подавить, разоблачить, морально и физически уничтожить друг друга. В условиях радикального патриархата разум влечет лишь самоуничтожение, а мир превращается в беспокойную тревожную воронку. Как ни крути, «Оппенгеймер» - идеальный антипод «Барбилэнда», созданный в явном дефиците любви, доверия и розовых очков. Конечно, смотреть на опус Нолана без трех этих составляющих все еще можно, но в целом не очень интересно (с)
Пожалуй, лучшая часть неожиданного промо - это взаимные фотографии, на которых постановщица «Барби» Грета Гервиг и исполнительница главной роли Марго Робби показывают билеты на «Оппенгеймера» на фоне постера. Ну а Кристофер Нолан и Киллиан Мерфи показывают билеты на «Барби».