Ритоны

May 17, 2009 11:16


на выставке «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова»
Продолжение. Начало здесь и здесь.

Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами. Наверное, для пещерных людей рог или череп животного первоначально был таким же обычным сосудом для питья, как для нас стакан.
Позднее из отрубленных голов жертвенных рогатых животных жрецы выпивали кровь. И поставить такой «сосуд» не допив, было просто невозможно.
Со временем рог превратился в «священный сосуд» в руках богов, богинь и героев.
Палеолитическая Венера из Лоссель, Франция.



С овладением ремеслами, рога и черепа получили дополнительное декоративное оформление, а позднее их стали полностью изготовлять из глины, кости, рога или металла. Кровь же заменило красное вино.
Поскольку изначально питье из них было ритуальным, то и ставить сосуд не было необходимости. Вы думаете из ритона напиток пили, как из обычного бокала? Оказывается, сверху его наливали, а выливали через нижнее, узкое отверстие тонкой струйкой в чашу или прямо в рот. Одно дело, прочесть об этом, и совсем другое - увидеть. Итак, посмотрим, как они это проделывали:
Помпейская фреска


Греческая вазопись


Но какой же смысл заключается в двух отверстиях? Зачем такое неудобство?  Разве недостаточно того, что сохранена древняя природная форма сосуда? Может быть, это связано с тем, что рог с двумя отверстиями был с древности музыкальным инструментом?

В античной Греции ритоны использовали в церемониях жертвенных возлияний богам и духам умерших, тризнах, пирах. В вазописи можно увидеть ритоны в руках Диониса, Плутона, героев, вакханок, сатиров. Чем выше статус владельца - тем роскошнее ритон. Их делали и на заказ, продавали «варварам». Превосходные мастерские были и в самой Фракии. Геродот и другие античные источники упоминают о золотых и серебряных рудниках фракийцев.
Ритон с конем. Серебро, позолота, выс. 23,5 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. IV в. до н. э.


Вихрем несется конь, и не важно, что не хватает у него задних ног. Зато нагрудный ремень у него - золотой, с узором плюща, связанного с культом Диониса. Посматривает он на нас живыми глазами из под больших век. И, видимо, глаза были еще живее, пока не утеряли инкрустаций, сделанных фракийским мастером.
Для «конелюбивых» фракийцев, лошадь - один из знаков социального статуса, верный помощник героев эпоса, животное, связанное с богами солнца и войны. И потому приносили их в жертву при погребении во множестве.

Ритон с оленем. Серебро, позолота, выс. 21,5 см. Литье, припой, ковка, гравировка. IV в. до н. э.


Грациозные олени на концах серебряных с позолотой ритонов тоже остановлены в быстром беге. Фракийский мастер счел нужным изобразить даже морщинки и жилки на мордочках животных. На груди - отверстие для выливания напитка.

Ритон с козликом. Серебро, позолота, выс. 20 см. Литье, чеканка, пайка. V в. до н. э.


Ритон украшен  по длине вертикальными желобками - каннелюрами (прямо как в дорической колонне) и отделан золотом. Наверху - сюжетная сцена.

Ритон с головкой барана. Эллинский мастер. Серебро, позолота, выс. 29,5 см. Литье, чеканка, пайка, гравировка. 410 г. до н. э.


Самый большой из найденных на фракийской земле. Сделан он искусным эллинским мастером.  Изображение барана, как царского символа, известно еще на самых ранних иранских ритонах.
На стенках - фигурный фриз с сюжетом из трагедии Эврипида «Мудрая Меланиппа». Внизу - стебель плюща.


Идеальное сочетание реализма, стилизации и декоративной разработки мельчайших деталей.

...И, все-таки, для чего же у ритона два отверстия?
Снова взглянем на палеолитическую Венеру на первой фотографии…
Вспомним о фаллической символике рога, и всё станет понятно.

thrace, золото, выставки, exhibition, античность, Фракия, торевтика

Previous post Next post
Up