Для пира, мира, боя и вечного покоя

May 14, 2009 18:24

Выставка «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова» в Гос. музее Востока (15 апр. - 21 июня 2009 г.)
Продолжение. Начало здесь.
(В основе поста - статья, написанная для журнала «Деко» с дополнениями.
Кому некогда читать - смотрите картинки!)

Нет человека, который бы не знал о Парфеноне, Афинах, Колизее и многих других символах античности. Но есть и другая античность. Малоизвестная, но не менее достойная страница в истории античного времени. Все знают имена Спартака, Орфея, философа Демокрита, но кто помнит, что они были фракийцами? Трудно поверить, но Дионис был первоначально фракийским богом вина и плодородия и с трудом утверждался в Греции.
Где же она - эта загадочная страна, которой нет на карте?
Где ее жители - фракийцы? Кто они? Когда и как жили?

Сюжет о фракийских женщинах, растерзавших певца Орфея. Гравировка на канфаре. Серебро, позолота. Аттическая мастерская. V в. до н. э. (Фото из каталога выставки)



Территория Фракии занимала в древности северо-восток Балканского полуострова и северо-запад Малой Азии, на перекрестке европейской и восточной культур. Природа и климат этих мест способствовали развитию самобытных земледельческо-скотоводческих культур, начиная с эпохи неолита.

Фракийцы - индоевропейские племена, заселили эту территорию примерно в XII веке до н. э., но традиции обработки золота здесь восходят к более ранним временам. Например, во фракийских гробницах у села Дъбене было найдено несколько тысяч предметов, которые относят к 2300 году до н. э. В 2006 году там обнаружен кинжал из сплава золота и платины и более 500 миниатюрных золотых предметов. Фото здесь .
Среди находок - единственная в своем роде золотая спираль. (Фото отсюда)


Связи фракийцев с греческим миром установились еще в эпоху поздней бронзы. В I-II веках н. э. Фракия вошла в состав Римской империи. Позднее была под византийским и османским владычеством. Постепенно фракийцы как этнос почти исчезли. Славянские племена пришли на эту землю в V-VI веках, еще позже появились болгары.
Богатая, вобравшая в себя традиции других народов, но ставшая вполне самобытной, культура фракийцев сыграла немалую роль в развитии культуры европейских стран.
В ХХ веке территория Фракии оказалась поделенной между Болгарией, Грецией и Турцией. Только в Греции до нашего времени уцелело ее название, как одной из провинций, да сохранилось в наименовании низменности в Южной Болгарии.

Бальзамарий в виде медведя. Бронза, выс. 16,9 см. Литье, доп. обработка. II - III в. н. э.


Болгария находится на первом месте в Европе по количеству найденных золотых изделий. Фракийцы покрывали гробницы курганами, чтобы сохранить покой ушедшего правителя, память о его героической жизни. В Болгарии более 10 000 курганов. Сегодня стоит проблема: кто быстрее доберется до сокровищ, оставленных там: археологи с бульдозерами, но с мизерным финансированием или «черные археологи»?
А существуют еще и клады, зарытые между XV - I веками до н.э. Зарывали их по разным причинам, например, для обозначения территории и обрядов перехода власти. Накопилось немало историй об удивительных находках в огородах, на местах древних поселений. Так, в декабре 1949 года в Панагюриште нашли клад IV или III в. до н. э. из семи золотых ритонов и амфоры, лежавших на блюде. По весу (б. 6 кг) и превосходной чеканке, изображающей античных богов и героев, клад считают царским сокровищем. Фото отсюда (там можно увидеть крупнее).


В рогозенском кладе (1986 г.) было обнаружено 162 сосуда.
Подробности здесь . (Фото отсюда).


Фракийские мастера торевтики (искусства обработки металла) делали всё - от пуговицы до изящной вазы. От простого литья и использования матриц и печатей до чеканки и гравировки.
Время уничтожило почти всё, созданное фракийцами, но меньше всего оно властно над металлом. На выставке можно увидеть то, что было необходимо фракийцам для жизни и здесь, и «там». Но разделение это, как мы увидим, очень условно.

Для боя.
Свидетель воинской славы древних фракийцев - позеленевший от времени бронзовый меч.
Рукоять в форме рыбьего хвоста обвита узкой золотой лентой. Двустороннее лезвие украшено четким узором. Всё это указывает на высокий статус владельца меча.
Шлемы. Слева: железо, кожа, выс. 31 см, шир. 27,2 см. IV в. до н. э.
В середине: бронза, выс. 39,5 см, шир. 20,7 см. Литье, ковка, припой, заклепка, гравировка. IV в. до н. э.
Справа: иллирийский тип, бронза, выс. 27 см. Литье, ковка. VI-V вв. до н. э.
Внизу: меч. Бронза, золото, длина 69,5 см. Литье, ковка, клепка, гравировка. X-IX вв. до н.э.


Из трех боевых шлемов наиболее интересен по форме - средний, фракийско-фригийского типа. Шлем украшен наверху с двух сторон пальметтами, а ниже - свившимися в клубок змеями. Змеи-драконы призваны были оберегать владельца и помогать ему в бою. Нащечники изображают бороду и усы.
Слева - шлем из множества железных пластинок-чешуек, прикрепленных на кожаную основу. Таким же образом делали и кольчуги.

Для пира
На самом почетном месте возвышается огромный бронзовый котел с красивой зеленой патиной. Литые полые головки орлиных грифонов охраняют его с шести сторон. Глаза, клювы, чешуя, даже языки их детально разработаны гравировкой вручную. Грифоны широко открыли клювы: то ли есть просят, то ли криком отгоняют непрошенных гостей.
Котел с грифонами. Бронза, выс. 31 см., общий диам. - 70 см. Литье, ковка, гравировка, клепка. VII в. до н. э.


В центре зала - роскошный стол. Блеск серебра и золота создает атмосферу праздника. Но стол накрыт не для пиршества знатных фракийцев. Высокие ритоны не наполнит пьянящее вино, а блюда - роскошные яства.


Теперь это музейные ценности, спрятанные за стекло. И как много говорят эти предметы о вкусах, нравах, быте фракийцев, об уровне художественной работы мастеров!
Рядом в витринах представлена посуда античного времени: массивные золотые и серебряные чаши, фиалы, кувшины, амфоры, кубки, бронзовые гидрии и ситулы. Сосуды для питья вина с гравированными сюжетами: плоские - килики.
Два фракийца в кожаных шапках, отделанных лисьим мехом. Один играет на лире (возможно, это Орфей). Килик. Серебро, позолота, диам. 12 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. Греческий мастер. Кон. V в. до н. э. (Фото из каталога выставки)


Как пили из киликов: изображение симпосия на краснофигурном аттическом кубковом кратере работы Ефрония. 510-500 гг. до н. э. Гос. античное собрание. Мюнхен.


Сосуды с двумя высокими изящными ручками - канфары. Из подобных бокалов пили вино Дионис и Геракл.
Дионис. Лувр.


Афина "прислуживает" Гераклу. Рисунок на ритоне. Ок. 480 г. - 470 г. до н.э. Гос. античное собрание. Мюнхен.


Пир - не просто застолье. Во время трапезы правитель общался с воинством, принимал послов, совершал ритуалы. Чем выше статус владельца - тем роскошнее должна быть посуда.
Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами.
(Но о них - в следующий раз).

Для мира
Множество ювелирных украшений был найдено в кладах и курганах. Золотые и серебряные ожерелья, перстни, наушные украшения, шейные гривны, бляхи для одежды скромно поблескивают в витринах.
Серьги в виде пирамидок - вы думаете их банально вставляли в уши? Вовсе нет - их вешали на уши. Подобные изделия обнаружены только во Фракии.
Сверху: наушное украшение. Золото. Чеканка, пайка, зернь. IV в. до н. э.
Ниже: ожерелье. 27 бусин выс. 1,7см. Золото. Ковка, пайка, зернь, штамповка на матрице. IV в. до н. э. Бусины в виде амфорисок - маленьких амфор. (Фото из каталога выставки)


Не меньше внимания уделялось и конской упряжи. Ее украшали налобниками, нащечниками, аппликациями, бляхами. Серебряный налобник нашивали на узду коня. Вся плоскость его занята двумя парами зверей. Встав на задние ноги, в яростной схватке борются лев и олень, в нижней части - лев борется с вполне фантастическим родственником - рогатым львиным грифоном. В центре возвышается лошадиная головка.
Налобник с конской узды. Серебро, 18,8х9 см. Литье, чеканка, припой, гравировка. III в. до н. э.


Для вечного покоя
Со всех сторон зала нас окружают огромные фотокопии росписей Казанлыкской гробницы (кон. IV - нач. III вв. до н. э.) со сценами погребального обряда (см. здесь).
В витринах - золотые предметы: большая маска, полумаска, ленты, пектораль, ювелирные изделия и предметы конской упряжи. Здесь то, что использовалось при жизни и могло пригодится в потустороннем мире. Золотые предметы и символы власти должны были и там поддерживать статус правителя.

Гидрии с тремя ручками часто изображали на надгробных памятниках. Их можно увидеть и среди погребальных даров. В гидриях приносили воду, которой разбавляли вино.
Вот так перетаскивали эти сосуды. Гравировка на канфаре. Серебро, позолота. Аттическая мастерская. V в. до н. э. (Фото из каталога выставки)


Их использовали и в обычной жизни, но в большинстве гидрий, найденных во Фракии на ручках изображены сирены - существа потусторонние. Помните? Девушки, превращенные в птиц, завлекали своих жертв божественным пением.
Бронза, серебро, выс. 41 см., диам. тела 38 см. Вес 2 240 г. IV в. до н. э.


Римский географ Помпоний Мела отмечает: «Будучи людьми одного племени, фракийцы различаются по своим названиям и обычаям. Некоторые из них, например, геты, отличаются диким нравом и очень спокойно относятся к смерти. Одни считают, что души умерших возвращаются на землю; по мнению других, они хоть и не возвращаются, однако и не погибают, а переходят в более счастливый мир. Третьи полагают, что они действительно умирают, но что это лучше, чем жить. Поэтому некоторые фракийцы оплакивают рождение и участь новорожденных. Похороны же, наоборот, являются у них праздником и, как священный обряд, отмечаются пением и играми».
Традиция класть на лицо усопшего золотую погребальную маску отмечена еще с микенской эпохи. В более ранних масках лицо стилизовано в меньшей степени.
Маска заменяла умершему лицо.
Золото, выс. 36,7 см., шир. 30,6 см, вес 340 гр. Чеканка, заклепка. V в. до н. э.


Она сделана из толстого золотого листа. Орнамент из розетт, парных двойных спиралей в рамке, рядов «жемчужин» создан с помощью печатей. Лента на волосах, говорит о статусе фракийского аристократа, обозначая голову, как важнейшую точку. Сохранились сведения, что аристократы носили длинные, свободно падающие волосы. Здесь изображен человек в возрасте, с бородой и длинными усами. Вырезы для глаз давали возможность видеть и «оттуда».

Венки украшали голову и служили символом бессмертия. Один из венков изображает лавровые или оливковые листья с шариками-плодами.
Золото, 18х18,3 см. Чеканка, высекание, пайка. IV в. до н. э.


Три прекрасные скульптуры из мрамора возвращают нас в мир античных образов.
С первого взгляда - просто улыбающийся молодой человек. Правда, улыбка довольно странная…
Мрамор, выс. 52 см. I-III вв. н. э. или копия времени неоклассицизма.


И уши у него необычной формы... А что за странные отростки спереди по бокам шеи?
Да это Сатир! Спутник Диониса, символ буйной юности, а необычные детали напоминают о связи его образа с козлом. Такие бюсты ставили на площадях, в храмах, в общественных зданиях и виллах.

Надгробная статуя-портрет 12-13-летней девушки, с болезненным, печальным лицом. Ее глаза смотрят в небо. Через плотные, но изящные складки гиматиона ощущается тело.
Мрамор, выс. 128 см. II в. н. э.


Статуя создана в духе эллинизма греческим или малоазийским скульптором высокого класса. Скорее всего, из тех, кто во II веке н. э. переселился с восточных римских земель в Мезию и Фракию.

Бюст императора Деция Траяна (201-251 гг.) - один из лучших его портретов. Черты лица римский скульптор передал настолько достоверно, что исследователи не сомневались в идентификации. Верхнее одеяние получило естественный узор, благодаря восточному алебастру (вид кальцита). На воинскую доблесть императора указывает часть доспеха на правом плече. Аскетический вид, волевой подбородок, строгий взгляд, морщины - следы не легкой жизни. И ещё - выражение утонченности, одухотворенности, печали. Похоже, скульптор был прекрасно осведомлен о жизни императора.
Мрамор, восточный алебастр, выс. 73 см. III в. н. э.


Он служил консулом и правителем нескольких римских провинций. После подавления бунта римских легионов в Мезии в 249 году, собственные легионы провозгласили его императором, что позже одобрил и римский сенат. Пытаясь восстановить влияние государства, Деций Траян с начала 250 года до начала 251 года усилил преследования христиан. Но уже в июне 251 года в битве с готскими племенами император и его сын погибли.


Это не просто выставка, а значительное научное событие. Не одно тысячелетие хранила болгарская земля сокровища древних мастеров. Немало сил потребовалось для того, чтобы собрать эти произведения, вернуть те из них, которые оказались за границей, изучить и отреставрировать. Многие экспонаты без помощи реставраторов могли бы погибнуть. В этом заключается смысл названия выставки.
Коллекция, собранная крупным бизнесменом В. Божковым, станет основой музея в центре Софии. Сохранением, изучением и популяризацией древних реликвий Болгарии занимается организованный им фонд «Фракия», благодаря которому и состоялась эта выставка.

P.S. Интересные фото по Фракии еще здесь

золото, выставки, exhibition, Фракия, бронза, thrace, античность, торевтика

Previous post Next post
Up