Вечер индонезийского текстиля

Apr 22, 2009 23:04


Взгляд от микрофона

Запоздавший репортаж уже можно назвать воспоминаниями.
Итак, долгая подготовка мероприятия закончилась, и 31 марта с.г. в московском Центральном Доме Художника в рамках Текстильного клуба Союза Художников состоялся вечер «Ткачество и батик Индонезии». Наша дань тихому подвигу народных мастериц и художников, живущих на  другом краю земного шара. Они не задумываются о собственной «ценности для истории своей страны и текстильного искусства в целом». Они просто занимаются своим привычным делом…

В этот вечер у нас была уникальная возможность увидеть не только ткани ручной работы, созданные в необычных техниках, но и приобщиться к процессу их создания.



Ткачиха с острова Флорес. Этот древнейший ткацкий станок по самой экзотической детали называют «поясным». Подробнее о станке здесь.

Нити основы на него навиваются по кругу. На фото ткачиха ставит ткацкий меч на ребро, чтобы было удобнее прокинуть челнок с утком. Ближе к нам видны валы с ремизами, проборная палка, которая делит основу на переднюю и заднюю, и передний вал станка.

Сегодня мы даже можем подержать в руках эти удивительные индонезийские ткани:


До чего же они тонкие! Намного тоньше (меньше 1 мм), чем казалось по фотографиям   m_tsyganov . Только учтите - сравнивать надо не с ситцем, а с изделиями ручного ткачества! Идеально ровная ткань из тонких нитей, типа нашей сороковки, иногда толще. Контуры рисунка, созданного трудоемким древним способом, также почти безукоризненны. Ткани похожи на самих индонезиек - такие же скромные и утонченные.
А еще - какой-то неуловимый аромат далекой страны, экзотических натуральных красителей, экваториального солнца, пальмовых листьев…



Плотность этого иката - 15 нитей основы на 1 см.


Показываю фрагмент крупно и так, как он ткался - рисунок идет боком.
Видно, что техника получается где-то между полотняным переплетением и оснОвным репсом (отличия см. здесь ). Черные нити утка проглядывают между цветными нитями основы.

А это чисто основный репс. Плотность - 13 нитей основы на 1 см
.



Два фрагмента сшитого саронга ниже - это ткачество двумя основами: желтой и черной. Красные и зеленые мелкие детали подкрашены на готовой ткани.




Сюрпризы я обещала зрителям, но и нам их досталось порядочно, хотя и другого рода. События запомнились буквально поминутно.
16. 30 Зал освободился, и мы можем начать подготовку к вечеру.
16. 35 Михаил Цыганов пытается внести в зал стол для ноутбука, но он явно шире двери…
16.40 Ноутбук еще не включен. Бегу к «будке механика».
16.45 Удается его оттуда выудить и убедить заняться компьютером.
16.55 Ноутбук подключен! Осталось всего лишь соединить его  с проектором…
17.00 Пора начинать… Звонок из посольства. Спрашиваю обрадовано:
- Вы уже приехали?
- Нет, мы только садимся в автобус. Начинайте без нас.
Тааак. Торжественное открытие вечера переносится на закрытие? Что-то мне рассказывали  насчет азиатской неторопливости. Куда торопиться, ведь впереди вечность! Интересно, как же они живут в Москве с этой философией + наши пробки?

Кто останется у входа встречать посланцев посольства?


17.05 Ноутбук соединяют с проектором уже вдвоем…
17.10 Соединяют уже втроем…
17.15 Соединяют…



Судьба вечера висит на волоске. Неужели нам придется полтора часа рассказывать «в сухую» об Индонезии и показывать на пальцах, как они ткут и расписывают ткани?


17.20 Изображение появляется на большом экране.
На-чи-на-ем!

С ткачества.
«Мастер-классы», отснятые Михаилом Цыгановым, создают эффект присутствия. А уж кадры видео и подавно. Несмотря на то, что ткачихи всё делают молниеносно, ему удалось зафиксировать все этапы создания тканей в разных техниках, почти неизвестных у нас.  
И сложнейшая из них - техника иката. Самый ответственный этап создания иката - обвязывание нитей основы. Потом, при окрашивании нитей, под обвязкой сохранится светлый рисунок.


При этом краска слегка затекает под обмотки и граница светлого узора и темного фона получается нечеткой - как бы дрожащий рисунок с мягкими переходами красок. Такого красивого эффекта можно достичь только в этой технике. Но, это - на наш взгляд. В классическом икате, чем меньше таких «эффектов», тем выше качество и стоимость ткани.
Некоторые подробности создания иката были показаны М. Цыгановым в его блоге: здесь, здесь, здесь и далее.

Ткани, созданные вручную, стоят в Индонезии дешевле фабричных. Поэтому в деревнях предпочитают их не покупать. Т.о. существование традиционного ткацкого ремесла зависит от того, станут ли индонезийцам доступны промышленные ткани. Когда это произойдет, думается, сохранится изготовление только ритуальных тканей.
Некоторые из таких священных тканей сохраняются в кланах более 200 лет. Есть ткани, которые уже превратились в лохмотья, но их используют в ритуальных церемониях и они служат образцами для обучения ткачей, по ним изучают узоры клана и снова воссоздают священную ткань.

Ткань с нашитыми кусочками распиленной раковины каури. Остров Сумба.


Ткачеством занимаются на всех островах Индонезии, во всех 33 провинциях. Используют различные материалы, техники, цвета и узоры. И значение их символики во многих местах до сих пор сохраняется.

Середина вечера. Приехали индонезийки.
Эх, какая жалость - они выполнили нашу просьбу приехать в батике, но только наполовину - до талии. Сколько раз я представляла, как отряд индонезиек в саронгах, медленно вплывает в этот зал :-(

Заканчиваем рассказ о ткачестве, и, наконец, настаёт черед торжественной части вечера. О батике рассказывает госпожа Тути. На ней прекрасный образец батика из Джокьякарты (для не очень официальных церемоний).


А затем жены сотрудников индонезийского посольства по очереди рассказывают об особенностях своих нарядов из батика.  


Видео-подарок от  okgams

Вторая половина вечера посвящена батику. Вот он - в жизни: около самого знаменитого на острове Бали храма Бесаких:


(Фото из книги И. Дворкиной «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый»).
Женщины, похоже, одеты в кайн, мужчины в саронг.
Ткань, которая драпируется на теле, называется каин панджанг - кусок ткани размером, примерно 220(250)х105 см;
Женская блуза с декоративным низом и длинными рукавами - кебая.
Саронг - это полотно, размером 250х150 см, сшитое с одного бока так, что получается очень широкая прямая юбка, которую драпируют на теле.
На статуе божества (на заднем плане) набедренная повязка (камбенг поленг) - ткань с черно-белым клетчатым рисунком - считается магической, охраняющей и удваивающей силы в бою.

Подробно показываем технологию создания батика.
Кебумен - один из районов провинции Центральная Ява, где сейчас активно занимаются возрождением ручной росписи. Именно здесь Михаил отснял весь процесс производства настоящего батика, расписанного вручную. Он называется «тулис».
Здесь показан момент, когда после первого крашения индиго, восковой состав наносят чантингом вторично.


Мелкие белые точки на ткани - это узор «габах синавур» (неочищенный рис) - символ плодородия, пожелание благополучной и счастливой жизни.

А вот на показ коллекции фото самих батиков, увы, времени осталось мало.
Эх, если рассказывать о батиках подробно, показать успею немного. Иду по другому варианту.
Просто любуйтесь этими чудными узорами, ведь больше вы их  не увидите…

Батик из Кебумена:


А эти батики можно было даже пощупать:


- Всё. Мы всё успели!
Поаплодировав, все побежали рассматривать икаты, батики и самих индонезиек.


Экран погас, ткани сложены.


Зрители ушли и, судя по блеску в глазах, никогда не забудут о чуде индонезийского текстиля, приоткрывшегося им ненадолго в московском зале ЦДХ.
А вдобавок они унесли с собой и тоску по далекой сказочной стране бесчисленных островов, вулканов, гор, рисовых полей, бесконечно разнообразного и яркого мира животных, растений, цветов. Разнообразия, породившего и сотни текстильных узоров, сохраняемых безымянными ткачихами. Некоторые - со времен неолита. Мастерицами, которые своими маленькими изящными руками держат нить времен, не давая ей порваться. Как это делали древние богини…
Москва познакомилась с уникальным текстилем далекой страны, сама того не заметив…



(Фото М. Цыганова, И. Дворкиной и др.)
P.S. Читательницу ЖЖ, которая была на вечере в среднеазиатском (?) платке, попавшую в кадр, просили заглянуть в пост М. Цыганова и дать пояснения.

P.P.S. (не по теме) Когда подаренные мне герберы через день дружно свесили головки, мне не оставалось ничего другого, как срезать их и сделать «букет по-индонезийски». Делюсь своим открытием - оказывается это гораздо интереснее, т.к. в обычной вазе мы часто видим только узкие профили цветков…
Герберы увяли только через две недели. А здесь им это вообще не грозит!


batik, ikat, ткани, ткачество, икат, батик, Индонезия, indonesia

Previous post Next post
Up