Заметки на полях рукописи «Ручное ткачество» - 2. Как делали золотые нити

May 03, 2019 10:12

Продолжаю публикации «Заметок на полях рукописи».
Номера иллюстраций даны по тому 1.
И, кстати, поясню, что в книгах не дублирую (за небольшими  исключениями) фотографии и тексты, которые уже 11 лет даю в блоге.

2. Как делали золотые нити

Издавна в изготовлении тканей и ковров употребляли золотые и серебряные нити. Их обнаруживают уже в шерстяных тканях бронзового века. В тканях древних перуанцев тоже найдены золотые нити. Древних тканей с дорогими нитями сохранилось немного. Главная причина - в самом золоте. Изношенные ткани сжигали, чтобы выплавить металл.

164  Килим с золотыми нитями. Фрагмент. Сирия или Ливан. XIX в. Частная коллекция



Известно, что русское традиционное шитье (вышивка) выполнялось т.н. золотными нитями. Драгоценные золотые, серебряные и даже разноцветные металлические нити использовались и в шпалерном ткачестве.

166  Фрагмент бордюра шпалеры. Шерсть, шелк, золотые (разной толщины), серебряные и цветные металлические нити. Фландрия. XVI в. СПб, Эрмитаж


Но как именно  делали драгоценные нити, чем отличаются разные виды, в какие времена использовались - сведения смутны, немногочисленны и противоречивы. Были ли в России свои золотые нити или только привозные? И откуда? Загадочны для нас и сами названия нитей: сканная, волоченая, граненая, полузолотье, бить, канитель, трунцал  А как можно «прясть» золото? Канитель оказывается не что-то  утомительно-бесконечное, а изначально название нитей. А чем отличается золотная нить от золотой?

В сельских музеях Курской области часто можно увидеть традиционный курский костюм: Он отличается лаконичностью и контрастом всего двух цветов: черной шерсти и золотных нитей. Больше украшена спинка, поскольку спереди сарафан закрывался передником. Сверху нашита полоса галуна из драгоценных нитей, а ниже струятся многочисленные складки шерстяной ткани.
Праздничный сарафан. Курская обл. Бархат, шерсть, галун,  золотная (?) нить, трунцал. XIX в.


167. Фрагмент.


Необычный строгий образ костюма становится понятен, когда видишь местный чернозем (это моя гипотеза):


В краеведческом музее г. Льгова демонстрируется малиновый сарафан (с явными добавлениями некоторых современных материалов):


Фрагмент.


В общем, пришлось углубляться в тему и собирать эту мозаику по кусочкам. Публикую отрывок из главы «Неразрушимые нити» («Ручное ткачество. Практика. История. Современность». М., 2018, Т. 1, с. 90-93). Он посвящен самым экзотическим способам создания золотых нитей, существовавшим с древности.

«В Древнем Риме использовали для сердцевины золотых нитей гибкое вещество, похожее на резину или жилы животных. Возможно, жилы золотили, а потом растягивали.

Способ был развит в Византии, распространился на Кипре и оттуда в XI веке стал известен в Европе как золотые нити (лат. aurum filatum), византийские или кипрское золото (лат. aurum filatum cyprense) (ил. 168). Кишки или пленки животных покрывали до разрезания тонким слоем серебра или золота, и еще сырыми пряли с шелковыми или льняными нитями. Более дешевые, гибкие, легкие и удобные в работе органические нити на много столетий заменили в Европе нити из чистого золота или золотого сплава.

Сначала их применение было ограничено южной Европой (Сицилия и Андалусия), а с XIII века они распространились в текстильные центры на севере Италии (Лука, Венеция, Палермо, Флоренция, Генуя, Болонья) и в немецкие мастерские. Их стали производить и в европейских мастерских. Использовали очень тонкие кишки животных и лен. Кипрские нити применяли наряду с пряденым золотом.

168. Позолоченные нити, обвитые вокруг шелковой нити:
1. Из пленки кишки;
2. Из кожаной полоски;
3. Золоченая спиральная проволока (увел. Х40).


(Фото из статьи Karatzani A. Metal threads: the historical development. 2012)

Позолоченные органические нити перестали использовать в Европе к XVII веку.
Дорогостоящие золотые и серебряные нити порой заменяли женскими волосами.

В Китае получали позолоченную нить, используя вместо кишок предварительно позолоченную тонкую кожу. С XII века Китай стал главным производителем парчи, содержащей позолоченную кожаную нить. Она была особенно популярна в Западной Европе в XIV веке. Во время монгольского завоевания техника пришла в Персию, где использовалась в течение многих столетий.
Другой способ: в течение XIV века китайцы золотили с обеих сторон относительно прочную бумагу из коры тутового дерева, разрезали на полосы и иногда переплетали с шелком или хлопком».

Предыдущие «Заметки»:
1. “Гравюры из «Энциклопедии» Дидро”

золотые нити, "Ручное ткачество", костюм

Previous post Next post
Up