«Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана»

Apr 14, 2019 16:57

Выставка открыта в Музее Востока с 11 апреля по 12 мая 2019 г.


О выставке на сайте музея.
и репортаж с открытия.

В залах музея Востока на Никитском бульваре представлено более 100 предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций Азербайджанского музея ковра (Баку) и Государственного музея искусства народов Востока (Москва).

Открытие выставки вызвало большой интерес у азербайджанцев, живущих в Москве, москвичей и СМИ.
На вернисаже присутствовали (слева-направо):
директор Государственного музея Востока Александр Седов, зав. отделом музейного дела Министерства культуры Азербайджанской республики Азада Гусейнова, куратор выставки, директор Азербайджанского Музея ковра Ширин Меликова, куратор выставки Мария Филатова.


Полную аудиозапись открытия можно послушать здесь. Выступающих представляет директор музея Востока.



Келагаи - головные платки в технике набойки. Шеки. Кон. XIX в. Шелк, набойка. Азербайджанский музей ковра.


В главном зале построен «уголок» азербайджанского дома с гладкими коврами и тканями XIX - нач. ХХ в. из
На стене в центре: Занавес. Гянджа. Кон. XIX в. Сукно, хлопок. Вышивка блестками, гурама (лоскутное шитье), тамбурная вышивка. 104х78 см.
Справа: Панно. Шеки. XIX в. Сукно, тамбурная вышивка. 228х139 см. Азербайджанский музей ковра.
Ведущая тема выставки - традиционный интерьер в домах Азербайджана прошлых веков. Основную роль в нем играл текстиль: ковры, вышивки, одежда. В придворных мастерских этим занимались мужчины по эскизам профессиональных художников,  а в домашних условиях им не уступали изделия, созданные женскими руками.


Слева: Ковер «Биджо». Ширван, село Биджо. 1920-е - 30-е гг. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество. Гос. музей Востока.
В центре: Бахари - верхняя женская одежда. Карабах. 1866 г. Тирме, шерсть, тамбурная вышивка. Азербайджанский музей ковра.
Справа: Ламбрекен для камина-бухары. Карабах. XIX в. Бархат, хлопок. Тамбурная вышивка, вышивка «птичий глаз». 138х60 см.


Бахари - верхняя женская одежда. Карабах. 1866 г. Тирме, шерсть, тамбурная вышивка. Длина 88 см. Азербайджанский музей ковра.


Фестоны ламбрекенов для каминов бывают сложной формы, их количество зависит от размера ниши. Издали ламбрекен поражает сплошной вязью орнамента, вблизи можно бесконечно рассматривать затейливые узоры. В отличие от ярких вышивок, висящих в зале, он отличается спокойной гармоничной расцветкой (над которой, видимо, потрудилось время).

Ламбрекен для камина-бухары. Карабах. XIX в. Бархат, хлопок. Тамбурная вышивка, вышивка «птичий глаз». 138х60 см. Азербайджанский музей ковра.


Несомненно, царит на выставке вышивка. Ее яркие краски, горящие на черном фоне, создают атмосферу праздника.
Музей издал роскошный альбом-каталог на трех языках «Художественная вышивка из коллекции Азербайджанского музея ковра». Баку, 2017. Автор текста - директор музея  Ширин Меликова
На обложке каталога: Вышивка гладью. Ширван. XVIII в. Шерсть, шелк.


Слева: Вышивка. XIX в. Бархат, тамбурная вышивка. 106х70 см.
Справа: Панно. Шеки. XIX в. Шерсть, тамбурная вышивка. 258х158 см. Азербайджанский музей ковра.


Миниатюрные вышитые переметные сумы и хейбы использовались женщинами для мелких вещиц, видимо, как современные косметички. Их форма в точности повторяет большие тканые хурджуны.
Гашлыг и хейба (переметная сума). XIX - нач. ХХ в. Азербайджанский музей ковра.


Традиционная для Азербайджана и не известная у нас форма веера в виде опахала с ручкой. Форма напоминает секиру.
Веера. Карабах. XIX - нач. ХХ в. Бархат, хлопок, дерево, вышивка блестками и гладью. Азербайджанский музей ковра.


Футляр для крошки компаса. Карабах. Нач. ХХ в. Шелк, золотое шитье. Длина футляра 4, 5 см. Азербайджанский музей ковра.


Многие изделия искусно вышиты золотной нитью. Такие вышивки известны нам  по древнерусскому лицевому шитью с религиоными сюжетами, а здесь оно украшает и футляры для молитвенной печати, Корана, и многие утилитарные изделия: декоративные панно, занавеси для ниш, ламбрекены, мешочки, тюбетейки, различные аксессуары.
Бакинский музей ковра богат не только коврами - он предоставил на выставку небольшие редкие экспонаты, которые дают возможность представить быт азербайджанцев тех далеких времен. Например, изящные мешочки для узерлика (степной руты) служили амулетами от сглаза. Кисеты для табака вышивали девушки для своих любимых. В пеналах каламданах хранили гусиные перья и инструменты для их заточки. Драгоценной нитью украшали плоские мешочки «зифаф кисяси» для хранения простыни с ложа новобрачных, которую демонстрировали утром после брачной ночи.

Табачные кисеты. XIX - нач. ХХ в. Шелк, бархат, вышивка, золотное шитье. Азербайджанский музей ковра.
Обычно кисеты шили длиной 10-20 см, часто украшали подвесными деталями. Стягивались они шнурком. Круглое донышко кисета украшалось больше всего.


Шесть представленных ковров имеют московскую прописку. Они все небольшие, домашние, некоторые с простыми крупными мотивами. Ткали их, возможно, не для продажи, а для себя. Два из них - с более сложным узором:
Слева: Ковер «Сырт-чичи». Губа. Кон. XIX - нач. ХХ в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество.
Справа:  Ковер «Хиля-Афшан». Баку, село Хиля. Кон. XIX - нач. ХХ в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество. Гос. музей Востока.


Схожие узоры сплошной вязью ложатся на любую поверхность, украшая и оберегая вещь и ее содержимое.
Афтафа - кувшины для омовения. XIX в. Медь, ковка, полуда, литье, гравировка. Гос. музей Востока.


Ювелирные изделия: золотые, серебряные, медные поясные пряжки, серьги, браслеты, наголовные украшения - это лишь небольшая часть того, что составляет костюм азербайджанской женщины.
В центре: Пряжка. XIX в. Серебро, паста, филигрань, Чернь, гравировка.
Выше: Алынлыг - налобное украшение. XIX в. Металл, плетение, филигрань, зернь. Гос. музей Востока.


Набойка на шелке, как и ювелирное дело,  мужское занятие. На стене - келагаи - головные платки в технике набойки.
Слева: Келагаи. Кон. XIX в.; справа: Баскал. 1930-е гг. Шелк, набойка.
В витрине: Коконы шелкопряда, катушка шелковой нити, джам - чаша для крашения (медь, чеканка), галибы - набоечные штампы (Шеки, 1930-е гг. дерево, металл, резьба), шелковая ткань для изготовления келагаи с нанесенным резервирующим составом, воск. Шеки. Азербайджанский музей ковра.


Фрагмент набойки.


Шелковая ткань для изготовления келагаи с нанесенным резервирующим составом, воск.


На нескольких экранах демонстрируются разные видео, посвященные традиционным ремеслам и Бакинскому музею ковра.


Азербайджанский музей ждет с ответной выставкой экспонаты московского музея.

Еще фотографии см. в журнале АРТОБЪЕКТИВ.

текстиль, выставки, Кавказ, exhibition, Азербайджан, ткани, ковры, народное искусство, набойка, вышивка

Previous post Next post
Up