МОС-САРТ.Не только Есенин

Aug 17, 2024 15:14


ПЯТЬ ШАЛЯПИНЫХ  и  ОДНА  ЗВЕЗДА . КРЕМЛЕВСКАЯ

Мой рассказ о путешествии на теплоходе «Григорий ПИРОГОВ»  не был  бы  полным, если  б я  не  упомянула этого имени.
Знала  про  Николая Пирогова, выдающегося русского  хирурга. Но как же   богата  земля наша талантами… Пять мощных оперных голосов подарили России рязанские  Пироговы! Деда Иван зарабатывал на жизнь бурлацким трудом.  Его бас был таким могучим, что получил прозвище «колокол».  У  его сына Степана было 5 сыновей - Иван, Григорий, Михаил, Алексей и Александр. Старший Иван тоже пел, но  он погиб еще  в Первую мировую, четверо остальных стали вокалистами. Трое (!) были  связаны с Большим театром.
Григорий Пирогов, в честь  кого  назван наш  теплоход (а когда-то  ходил по Волге пароход его имени), благодаря ценителю русской оперы Борису Плещанскому,    смог учиться в музыкально-драматическом училище  Москвы. В 1910 году дебютировал на сцене Большого театра. По словам музыкальных критиков тех лет,  Пирогов «сумел не только составить достойную конкуренцию Федору Шаляпину, но и превзойти великого мастера». Оценки  несколько предвзяты:  Шаляпин остался за границей, и   его партии перешли к  Григорию Пирогову.
Брат Михаил станет протодьяконом, Алексей тоже будет солистом главной сцены страны.  Александр вообще  получит звание народного артиста СССР - высшее в стране. В честь  него  тоже назвали пароход. Он был и певцом, и замечательным актером. Вершинами его драматического искусства в Большом театре были  Борис Годунов, Мельник, Галицкий, Иван Грозный...«Когда он в третьем акте "Русалки" являл своего помутившегося рассудком Мельника, то смены внутренних состояний - от злорадно-холерического до детски-беззащитного - заставляли публику цепенеть, а уж когда доходило до фразы с кульминационным верхним "фа": «Заманишь, а там, пожалуй, удАвишь ожерельем!» - весь театр содрогался сначала от страха и ужаса, а затем от сумасшедшей овации. И так было на каждом спектакле, а сама эта фраза стала одной из "пироговских легенд".
В «Борисе Годунове» «приковывали не только основные монологи - в сцене коронации или в тереме, но и, скажем, то, как он проводил сцену с Юродивым у собора Василия Блаженного. Был снят фильм-опера "Борис Годунов" на основе легендарной постановки Большого театра 1948 года, его даже возили на кинофестиваль в Венецию и там была отчеканена специальная памятная медаль об исполнении Пироговым роли Бориса».
В Рязани им посвящен музей. "Край  березового ситца" гордится  не  только есенинской музой.

И немного о Северном речном вокзале, с которого мы  отправлялись в плавание. Видела его в 2018 году в крайне запущенном состоянии. Но к 202о году он уже   восстановлен -  со всем уважением к советскому ампиру, выдающимся памятником которого  он является.  Покажу на примере чугунной ограды.  «Утрачено более половины архитектурных элементов ограды: светильники центрального ограждения, не хватало якорей и звезд на рядовых секциях. Сохранившиеся же имели сколы, трещины, поражения коррозией, множественные наслоения краски…»
Пики, орнаменты и шары восстановили, снимая слепки с сохранившихся. Полностью утерянные воссоздавали по архивным фотографиям. Материалы  применили только аутентичные: чугун, песчаник, кирпич, гранит тех же самых пород. И  так все. Фонтаны с символическими фигурами, почти полностью утраченные,  воспроизвели по  снимкам и чертежам. Символ канала Москва-Волга: фигура девушки на центральной аллее с медным парусником в поднятых руках (скульптура "Водный путь" создана в 1937 году скульптором Юлией Кун). Статую  даже не стали демонтировать ,а "вывесили" на металлических фермах,проведя ее серьезную реставрацию.
Больше всего работы требовало само здание вокзала. На 27-метровый шпиль снова прикрепили  знаменитую звезду с серпом и молотом ( есть легенда, что  она   побывала на башнях Кремля, прежде, чем вернуться на канал). Звезда выполнена с гальваническим золочением, но это  очень  дорого.  Теперь ее сделали накладками с электрохимическим серебрением по серпу и молоту. Восстановить 50 - килограммовую люстру помогли найденные запасные плафоны.  В старинные часы  встроили новый механизм. Панно со всеми девяти шлюзами канала имени Москвы, панно и витражи с гербами 15 республик Союза - все реставрировали, убрав  те элементы, которые исказили первоначальный облик.   Еще когда наши  Данилы-мастера  после всех попыток вернуть Янтарную комнату, вывезенную фашистами из Царского Села, просто-напросто заново ее воссоздали ( видела  это  немыслимое великолепие!), я поняла, что  они  ни в чем  не уступают мастерам прошлого.  Новый старый Северный речвокзал  - еще  одно  тому подтверждение.
Возвращаясь к  причалу  с золотым  звездным шпилем, сверкающим  на фоне  дымчатых туч,  мы чувствовали  себя чуть ли  не героями  фильма «Волга-Волга» с его  наивным пафосом, прорывавшимся за комедийными ситуациями. Зрелище ностальгическое и трогательное.
                                                                                                                      Арина Речкина

Теплоход «Григорий Пирогов»,  о нем
Пассажирский речной теплоход, построенный на судоверфи Ganz Danubius в Будапеште (Венгрия) в 1961 году. Осадка средняя: 1,36 м. Мощность: два двигателя по 400 л. с. Водоизмещение с грузом, пассажирами и полными запасами: 800 тонн. Скорость: 20 км/ч. Пассажировместимость: 311 человек. После постройки теплоход получил название «Буг» в честь рек Южный Буг и Западный Буг и поступил в Московское речное пароходство. В июле 1964 года переименован в «Григорий Пирогов». Судно совершает туристические круизы по Москве-реке, Волге и Оке.


                                                               
Previous post Next post
Up