ИДИТЕ-КА ВЫ ДОМОЙ, ГОСПОДА!..
/опуб. в «ЗАРЕ МОЛОДЕЖИ» (ЗМ) от
11 августа 2024)/
Расскажу об очередном успехе саратовца ИГОРЯ ЯЦКО на столичной сцене. К постановкам в ШДИ и Центре театр и кино Михалкова добавились две в знаменитом Моссовете.
Начинается действие неожиданно: дворецкий помещицы Мурзавецкой Павлин Савельевич пытается разогнать зрителей. «Домой идите, други милые, вот что я вам скажу.-сообщает он под недоуменный смешок зала. Наконец, сдается: «Я, пожалуй, допущу; только с уговором, господа. Вот первое: которые почище (указывает первые ряды партера - прим. автора), останьтесь здесь ,а вы к крыльцу». Так актер Виктор Гордеев, весь в длинных, не по росту, перьях (художница Виктория Севрюкова забавно обыгрывает его «птичье» имя) приуготовляет появление самой барыни. Павлин и по-французски щебечет ловко, чем ее немало раздражает.
Яркой театрализацией насыщает так знакомую пьесу Островского режиссер и актер Игорь Яцко. Началось все с его авторского вечера в Доме актера на Арбате. Выступила там и народная артистка России Валентина Талызина. А вскоре позвонила к режиссеру с предложением: поставить в ее родном театре (служит в Моссовета 66 лет - с момента окончания ГИТИСа!) «Волки и овцы». Непростой характер, неоднозначная пресса (зачастую - желтая) - речь здесь не о том. Есть актер, его талант и роль, которая берется им или не берется.87-летняя актриса Мурзавецкую взяла. Ровно в свой день рождения - 22 января 2022 года. Постановка бенефисно показывает ее, чуть не последнюю из того, золотого поколения российских актеров. Каждый выход на сцену Мурзавецкой обставлен по-царски. То ее везут в кресле под звуки оркестра, то что-то напоминающее двуколку вывозит толпа слуг. Что не только дань возрасту и статусу. Есть проблемы с ногами. Но для большой актрисы не существует препятствий. Я видела, как с трудом выводили Элину Быстрицкую на спектакле по Сомерсету Моэму, но начинала она играть - и мы забывали всё. Так и здесь.На экране меняются снимки то ли Мурзавецкой в молодости, то ли исполнительницы роли, или обеих вместе. В кинокадрах они поют, да еще с цыганами. Запоет властная правительница и со сцены. Жесткое лицо ее смягчится, отсвет бурной молодости ляжет на него…Когда-то видела в Малом театре в роли великую Елену Гоголеву. Ее синие глаза под нависшими черными бровями готовы были испепелить непокорных. Здесь Меропия иная. Она сильна, знает свою силу, оттого внешне спокойна. Говорит не спеша, с расстановкой, всегда в точку. Островский, представляя свою героиню, подчеркивает, что она «особа, имеющая большую силу в губернии».
Удивительно, но при внимательном режиссерском прочтении таких «заигранных» пьес все равно что-то для себя открываешь. Нет, неслучайно (Александр Яцко), блестящий петербургский барин Беркутов не раздувает дело о ее махинациях, а еще просит невесту ему сосватать. Как будто глупенькая хорошенькая вдова сама не готова тотчас ему в объятия прыгнУть. Тут и Меропия разыграет сцену смирения, падая ниц. Как истинный рыцарь, Беркутов-Яцко проделает то же. И их поединок закончится королевской ничьей.
У насмешника Беркутова еще одна задача: как, не выходя из роли, лучше «подать» исполнителей. Все здесь поют романсы (XIX - золотой для них век), у Аполлона вообще голос достойный его имени. Распотешит, растревожит - не за этот ли невольный его дар так любит и так жалеет племянника неласковая к другим тетка?
Спектакль делался дружной командой (художник-постановщик Мария Рыбасова и художник по костюмам Виктория Севрюкова). Наряды молодых героинь в финале роскошны настолько, что точно: пора, пора им в Париж! Немного фарсовы «невесты», в отличие от более убедительных Лыняева, Чугунова и Беркутова.
Про нашего знаменитого драматурга пишут, что подтекстов у него не бывает. Но сыграть не в лоб, иллюстрируя очередную поговорку в названии, а весело, легко, с любовью к национальному колориту - удается не всем. Это получается у постановки Яцко и замечательного театра. «Волки и овцы» прочно вошли в репертуар и по-прежнему собирают аншлаги. Хотя идут практически без сокращений (первую сцену, «с долгами и мужиками», вообще мало кто ставит). С живым оркестром С огромным залом почти на тысячу мест.
Совсем недавно для театра и его актрисы Игорь Владимирович поставил «Пиковую даму». Но это уже другая история.
Ирина Крайнова