ТРИ ВАСНЕЦОВА. ИЛИ ЧЕТЫРЕ?
Мощную юбилейную выставку на Крымском валу («Васнецовы. Связь поколений») можно было бы назвать «Три Васнецова», столь разнообразно здесь представлены два брата и внук. Нет только четвертого художника талантливого рода - Юрия Васнецова, их отдаленного родственника, тоже вятского, тоже из семьи священнослужителя. У каждого свой неповторимый почерк. Юрий - это наше глубокое детство, первые «звериные» сказки , выходящий из- за высоченной черной ели большой Топтыгин. Пока не увидела северные леса, и не знала, что бывают такие высокие елки, что и на елки непохожи (чернолесье), и почему небо на картинке такое светлое. А это северная летняя ночь, когда до полуночи сумеречно, но светло.
Виктор заполонил большой круг зала сказочными фантазиями , которые нам знакомы, «как имя собственного ребенка». Но если долго на них смотреть, можно и что-то новое увидеть. Замечаю, что только центральные фигуры на картинах четко выписаны и ярко освещены, лес же (степь) довольно мрачный, прописаны не все былинки-травинки - цветочки, остальные обозначены. Природа вокруг летящего на ковре царевича, скорей, колдовская, чем сказочная - со зловеще ухающими совами и ядовитыми стелящимися туманами.
Есть здесь и этюд к знаменитой «Аленушке». Мы увидим, как менялся замысел художника. От девочки-сиротки в привычном пейзаже - до отчаянного взгляда девушки, склонившейся над бездонным черным омутом. И не просто он хорошо знакомый сказочник, а тот, кто начинал в России модерн и символизм. Виктор и портретистом был превосходным. Его семейный портреты начинают экспозицию. Только диву даешься, как похожи светлолицые, с тонкими чертами лица и большими глазами отцы и дети между собой.
Крупные картоны к его росписи Владимирского собора в Киеве отнесены на самый верх зала. Длинный , во всю стену фрагмент Страшного суда с ангелами, этюды к портретам русских подвижников, образцы васнецовских затейливых узоров на отдельных листах…Виктор Михайлович выполнил для собора 45 работ. Эскизов было 400. Их все купит главный русский национальный музей. Глубоко верующий человек, он называл свою работу послушничеством, и образ Богоматери с младенцем писал с жены и ребенка. А когда упал с высоких лесов и не разбился, счел это промыслом Божиим. Писал пейзажи Мекки художников - Абрамцева, не стеснялся и фантики конфетные расписать, практический был человек.
Аполлинарий тоже искусный пейзажист, но помним мы его по картинам в учебниках истории. «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Красная площадь во 2-й половине XVII века». «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века».Они были очень разные с братом, и если б настойчивое вмешательство старшего в жизнь младшего, еще неизвестно, кем бы он стал. Шаляпин писал о них: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки!»
Вмешивается тут и его величество случай. Молодого художника просят сделать иллюстрации к «Песне про купца Калашникова». Затем он расписывает декорацию к опере «Хованщина». «Чем далее шло увлечение прошлым Москвы, тем более и более открывались несметные сокровища этого города», - вспоминает Аполлинарий. Александр Бенуа отозвался с восторгом на его серии рисунков: «Его виды старой Москвы драгоценны и в чисто художественном отношении».
Вскоре он уже признанный москвовед. Раскопки, библиотеки, старые чердаки, старинные карты , воздушный шар -все идет в ход для лучшей зарисовки архитектуры и материальной культуры.Он рисует и описывает словами старую Москву так, словно сам оттуда: «Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домбрами. Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной на столбах колокольне. Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников… Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колодников. Крик юродивого, песня калик-перехожих». Исторические картины заняли весь центр экспозиции.
Третий Васнецов - Андрей - как будто и не рос в сказочно красивом «берендеевском» тереме, выстроенным дедом Виктором в центре Москвы, в окружении звонкого народного декора. Основоположник «сурового стиля», крупный мастер монументальной живописи второй половины ХХ века, строгой, аскетичной, почти монотипной, с редкими цветовыми пятнами. Люди здесь безлики, как условны книги, бутылки, все предметы. Акцент на пластику, на приглушенный колорит. Прошедший «хрущевскую баню» в Манеже, когда Генсеку категорически не понравился его мальчик на картине «Завтрак», крепкий фронтовик, художник оставался верен своей суровой Музе.Примерно 50 полотен из фондов галереи и работы из других собраний составляют его экспозицию в двух залах.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Архангельский художественный музей, Нижегородский художественный музей, Русский музей, музей изобразительных искусств Татарстана,Иисторический музей, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Омский художественный музей имени М.А. Врубеля, Ярославский художественный музей, Московский музей современного искусства, Музей Москвы, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» ,частные собрания -вот адреса этого маштабного проекта.Более 200 произведений живописи, графики, театральные эскизы… Здесь всегда увлекательно- одним или двумя часами не обойдешься.
Ирина Крайнова