Я уставшая и, как и предупреждала, не совсем вменяемая была из-за сессии и недосыпов, мне было жутко сложно на чем-то концентрироваться. Но я попробую вспомнить все через этот туман.
Общее
Фестиваль очень сильно отличался от тех, что я видела до этого.
Во-первых, обычно там выступают по большей части зрелые авторы, которые разбавляются молодыми. Тут, мне кажется, молодые разбавлялись зрелыми. Это не плохо и не хорошо, это факт.
Во-вторых, обычно авторы подбираются на вкус одного конкретного человека (да, с политикой тоже, но все равно на вкус), и на него легко настроиться один раз, почувствовать festgeist. Тут все было разное (особенно если учитывать тексты заочников), и мне это было тяжело. Потому что нужно было переходить умом и чувством между очень разными вещами.
Что еще было другим - еще были другие зрители. Эти зрители хлопали по-разному. Зал реагировал, совсем живой.
Про чтения
Школа «Эффекта Допплера» -- это школа. Читают все хорошо, мне нравится.
А вот по персоналиям я не знаю, что сказать. Я периодически выпадала, так что не про всех, да и не про все:
Мария Ватутина. Мне очень понравилось чтение ею самой себя. Но не понравилось - чужих. Мне кажется, что интонации Марии - духовно-надрывны, не как у девочки, но как у человека перед высшим, от традиции стояния перед, и ее тексты это обосновывают. Но чужие - нет, и получается не совсем уместно. Но - опять же - голос бы, наверное, стерся, исчез, если бы было больше и чаще, если привыкнуть.
Иван Асланов открылся мне как очень хороший автор. Взрослый уже даже.
Ирина Шалагинова тронула внешним, физическим: хрупким, упругим, изящным, красивым и сильным, но внутрь я в этот раз не попала. Может, слишком сильно попала в меня тема, я сама в процессе того же, и потому не могла воспринимать это как художественный акт, а скорее как репортаж.
Леонид Бондарь. Как куратор: поняла, что у меня сложился стереотип, что куратор должен быть злым, циничным и хитрым для политики. А Леня совсем не такой, и я пока не знаю, как к этому относиться. Как артист - мне очень нравится его стихотворение, где «Покой». Вот совсем сильное, настоящее, и он его читает именно так.
Татьяна Богатырева. Я смотрела, потому что она красивая. Я любовалась. А текстов вот почти не слышала, только рифмованные слова - как бусинки на ниточку надевались и стучали друг об друга, тыц-тыц-тыц-тыц-тыц-тыц. Но это мое измененное сознание, я думаю, не справилось.
Анастасия Кирсанова. Какой же у нее все-таки голос!.. Тексты хороши, всей головой понимаю, что хороши, но совсем не мое, поэтому мне сложно охарактеризовать. Но слушать могла бы долго-долго.
Алексей Щеголев. Мне кажется, что стал - по крайней мере, был таким в этот раз, - более сдержанным, и это ему идет. Потому что артистически он очень богат, и сдержанность дает концентрации, выдержки.
Так получилось, что я как будто всем недовольна. На самом деле не так, это я сейчас акцент делаю, чтобы выразить сумбур, который возник, и что-то назвать, скорее даже спросить - а я вот так, а что вы думаете? В целом все было здорово.
Мои некоторые фотографии вот тут:
http://www.facebook.com/media/set/?set=a.355053161187937.104029.100000497677296&type=1