КЗС: плановые испытания

Jun 20, 2019 13:25

Когда летом 2011 года открылось движение по подводному тоннелю на участке автодороги от Бронки до Кронштадта, и КАД действительно стала кольцевой дорогой, наша семья в числе первых отправилась «объезжать» новый участок трассы. Проехали с ветерком по гребню дамбы, преодолели подводный тоннель, удивляясь, неужели и, правда, «углубились» на 24 метра под землю. Из окон автомобиля с интересом рассматривали вереницу башен, строя догадки, что это такое и для чего они. Естественно, не отказали себе в удовольствии сделать остановку и насладиться бескрайней панорамой залива, испещренной многочисленными островками - кронштадтскими фортами.

В январе 2015 года в ходе экскурсии по Комплексу защитных сооружений узнали столько всего интересного, что в одночасье стали фанатами комплекса, рассказывали всё, что узнали, родственникам, друзьям, коллегам… В последние пару лет экскурсии по КЗС не проводятся, а жаль, полезное было дело. Тем удивительнее было увидеть на странице журнала Сообщества Питерских блогеров spbblog приглашение от zaoblachnaya посетить плановые испытания плавучего затвора судопропускного сооружения С-1. Это была новость с эффектом разорвавшейся бомбы. Как? Неужели это возможно - увидеть «вживую», как перекрывается судоходный канал во время угрозы наводнения? Заявка на участие была отправлена молниеносно…



К месту встречи у пункта на Судопропускное сооружение С-1 мы с Ксенией kareliya_piter прибыли первыми. Ожидали запуска на территорию в радостном предвкушении. Синее небо и яркое солнце добавляли позитива, ветер «сильнее обычного» не сильно расстраивал.

Что нас ждало? «В рамках испытаний будет проведено перекрытие затвором судоходного канала с целью проверки оборудования судопропускного сооружения С-1 после зимнего сезона эксплуатации и готовности к предотвращению наводненческих ситуаций. В информационном центре Дирекции КЗС сотрудники предприятия познакомят гостей с работой комплекса защитных сооружений. В программе мероприятия выход на пароме в акваторию Невской губы. В мероприятии примут участие ведущие специалисты и руководители Дирекции КЗС, которые ответят на все имеющиеся вопросы».



Человек без воды не может. Мы связаны друг с другом неразрывно. Понимая, что вода - основа жизни, человек никогда не забывал, что это и стихия, способная вмиг обречь на гибель все живое. Поединок между человеком и водной стихией длится не одно столетие, не всегда победа остается за человеком. Вода обладает огромной силой, она приносила и приносит по сей день катастрофические беды и разрушения. Развитие человеческой мысли, научные и технические достижения внесли огромный вклад в дело обуздания своенравной водной стихии. Человек, совершенствуя свои знания и умения, смог научиться контролировать силу воды. Конечно, сказать, что люди приручили повсеместно и безоговорочно водную мощь, нельзя. Но в Петербурге Homo sapiens смог понять природу зарождения высокой воды и создать грандиозный комплекс, позволивший защитить город от наводнений.



Со времен основания Петербурга наводнения в городе случаются ежегодно, иногда - по несколько раз за год. Общее их число, как и количество прожитых городом лет, перевалило за три сотни. Наводнение - это ужасная драма, мелодраматический спектакль, у которого сценарист, режиссер и главный герой един. Имя ему - природа. Город выбран сценой, а жители выступают действующими лицами, для которых природный драматург выписал весьма драматические и даже трагические роли.





Начиная с первых столкновений города и водной стихии, вставал вопрос о природе наводнений. Определить правильно механизм зарождения и роста стихии - уже половина успеха в борьбе с ней. Это как в медицине, главное - поставить диагноз, а метод лечения найдется. Определить природу петербургских наводнений удалось не сразу, природа не спешила раскрывать свои секреты. Правды ради, стоит заметить, что статус северной Венеции Петербург приобрел во многом, благодаря безуспешным попыткам побороть наводнения с помощью прокладки системы каналов.



Источником невских наводнений является нагонная волна, которая зарождается далеко от берегов Петербурга. Образуется она из-за низкого атмосферного давления на водной поверхности в Балтийском море при сильных ветрах. Ураганный ветер гонит длинную волну по Финскому заливу к городу, в узкой и мелководной Невской губе она сильно вырастает. Удивительно, но факт. Первым природу петербургских наводнений разгадал инженер Пьер Доменик Базен в далеких от нас 1820-х годах.



Более того, его работы над проектом по защите города от наводнений и идеи, возвести на пути нагонной волны заградительное сооружение, стали предвестниками строительства дамбы на Финском заливе. Потребовалось почти два столетия, чтобы выдвинутая Базеном идея воплотилась в жизнь.



Само строительство длилось тоже рекордно долго. Берем за стартовую отметку августовский день 1977 года, когда было обнародовано решение руководства страны о строительстве защитных сооружений. 12 августа 2011 года - дата официального завершения строительных работ и открытия Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Получается, что потребовалось три десятка лет с гаком, чтобы город стал обладателем уникального, высокоэффективного технического и архитектурно лаконичного сооружения. Горожане частенько величают его просто - Дамба. На мой взгляд, это название слишком «мелко» для нашего защитного объекта. Сооружение, в котором соединились триумф инженерной мысли и современные технические достижения, мастерство строителей, грандиозность и совершенство, заслужило высокого звания - Комплекс защитных сооружений. Или Морские ворота Петербурга.



Общая протяженность КЗС - 25.4 км. В состав комплекса входят 11 каменно-земляных дамб, шесть водопропускных и два судопропускных сооружения, автомагистраль с двумя развязками и семью мостами, а также автомобильный тоннель. Обо всех объектах рассказывать не буду, как-нибудь в другой раз. На сегодня наш герой - судопропускной канал С-1. Пожалуй, это самое грандиозное и ключевое сооружение комплекса. Не ошибусь, если скажу, что это сердце КЗС. Судоходный канал, подземный тоннель и плавучий затвор - вот три составляющие механизма С-1. Для всех, кто пребывает в Петербург морем, судоходный канал КЗС - настоящие морские ворота города. Наши вороты по-петербургски скромны, величавы и широко распахнуты для «всех флагов, которые в гости к нам».





В момент приближения стихии гостеприимные ворота захлопываются, преграждая путь нагонной волне. Ворота на запоре, город в безопасности.



Петербургские противонаводненческие ворота - это две симметричные плавучие створки - батопорты (от фр. bateau-porte - судно-дверь).



Судно-дверь уже своим названием раскрывает сущность и назначение конструкции. Батопорт способен и передвигаться по воде как любое плавучее средство, и при необходимости стать воротами-дверьми, запирающими подход к Петербургу. В этом случае батопорт заполняется водой и опускается на дно.



Без цифровых параметров батопорта не обойтись. Они впечатляют.
Высота - 23.3м
Ширина - 8.3м
Длина - 121.4м
Радиус движения - 130м
Глубина максимального погружения - 16м
Объем отсеков плавучести - 3500куб.м
Время посадки на порог - 25мин.
Масса - 2500т



Как только доковая камера заполняется водой, батопорт всплывает на поверхность и начинает движение в судоходный канал. Обеспечивает движение затворной створки тягач со штангой, имеющий свою трассу для движения.





За внешнее сходство и «скорость» движения (0.1 м/с) сотрудники в шутку называют тягач «Сапсаном».



Когда принимается решение о закрытии судоходного канала С-1, последовательно выполняются следующие действия:
  • Открываются затворы водозабора, доковые камеры заполняются водой. Батопорты всплывают с кильблоков.
  • Как только уровни в акватории залива и камерах выравниваются, ворота доковых камер открываются. Батопорты при помощи тягачей выводятся в акваторию канала.
  • Приводятся в действие насосы. Балластные цистерны заполняются водой, батопорты начинают «усаживаться» на порог.
Общее время, необходимое для процесса перекрытия канала затворами, составляет 50 минут. Для подготовки батопортов к использованию отводится шесть часов с момента поступления сигнала о приближающемся наводнении.





Все это мы и наблюдали на КЗС на плановых испытаниях. Батопорты трудились в своем режиме, а приглашенные наблюдатели из разных точек следили за их слаженной работой. Пункты наблюдения были и на суше,



и на борту «Рипербана»,



и из окон информационного центра, где мы слушали рассказ начальника управления публичных коммуникаций и информации Дмитрия Другачука об истории строительства КЗС, а также вспоминали летопись петербургских наводнений.





Вместе с нами за испытаниями наблюдали генеральный директор КЗС Борис Михайлович Дайтер



и специалисты КБ «Рубин», проектировавшие плавучий затвор.



Смотреть на безмятежную водную гладь под синим безоблачным небом, перекрытую плавучим затвором С-1, было интересно, увлекательно и, естественно, безопасно. Что творится здесь, когда батопорты выводятся из своих доков при приближающемся наводнении, сложно представить. Барьер, между прочим, рассчитан на подъем воды в заливе до отметки 4.55 м выше ординара. Эх, и беснуется, наверное, водная стихия, когда понимает, что путь к городу надежно закрыт.

Испытания плавучего затвора проводятся дважды в год, о датах сообщается на сайте КЗС (раздел Новости). Благодарю пресс-секретаря Дирекции КЗС Ольгу Суворову и Сообщество Питерских блогеров spbblog в лице zaoblachnaya за предоставленную возможность увидеть своими глазами, как нас защищают от опасных пришлых вод Финского залива. Петербургский морской щит Комплекса защитных сооружений надежно стоит на пути водной стихии. А это значит, что наводнение городу не грозит. Летопись петербургских наводнений с вводом в 2011 году защитного комплекса остановлена на цифре 308. Пусть так и остается…

spbblog, КЗС, Петербург, спбблог, дамба, комплекс защитных сооружений, испытания, судоходный канал

Previous post Next post
Up